СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе " Умеем ли мы в речи употреблять этикетные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разрпаботке говорится о знакомстве учащихся с понятиями " речевой этикет", " речевая ситуация". В течение всего урока идёт формирование навыков культуры общения детей.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 5 классе " Умеем ли мы в речи употреблять этикетные слова"»


Технологическая карта урока


Учитель: Светлана Фёдоровна Лебедева

Предмет: Русский язык

Класс:

Тема урока Умеем ли мы в речи употреблять этикетные слова

Дата: 30.11.17


Цели для ученика

  1. Учащиеся познакомятся с понятиями «речевой этикет», «речевая ситуация».

  2. Вспомнят этикетные слова и при помощи новых слов расширят словарный запас в области речевого этикета.

  3. В ходе выполнения тренировочных упражнений учатся употреблять этикетные слова в различных речевых ситуациях.

  4. Осознают важность умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета в зависимости от ситуации общения.





Цели для учителя

Образовательные (формирование познавательных УУД):

 способствовать закреплению нахождения и объяснения орфограмм в корне слова; познакомить с терминами этикет, этикетные слова, закрепить знания о речевой ситуации;

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

 продолжать формировать коммуникативно-речевые умения, а также умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

способствовать формированию навыков нравственного поведения, культуры общения и речевой культуры личности.




Тип урока

Урок " открытие" нового знания

Форма урока

Индивидуальная, групповая, коллективная

Формы контроля

-Устный опрос, позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся.

- Письменный контроль, позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике.

Типы контроля

- внешний контроль преподавателя за деятельностью учащихся,

- самоконтроль учащихся.

Домашнее задание

- § 43, упражнение № 346 ( устно)

- Составить диктовку из этикетных слов



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Подготовительно - организационный этап .

1).Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

- Доброе утро, дорогие ребята!

С утра хочется настроиться на работу, т.к., по словам учёных, мысль материальна, предлагаю вам пожелать друг другу здоровья на разных языках: кто получает карточку, приветствует всех громко, пози- тивно, не забывая называть, на каком языке приветствие , а мы хором отвечаем на этом же языке.

Я начну на русском:

-Здравствуйте!

2).Ответьте на вопросы " Верите ли вы..."

- Верите ли вы, что можно вас научить учиться?

- Верите ли вы, что устанете работать во время урока?

- Верите ли вы, что по окончании урока вы что- нибудь возьмёте для себя?

- Я тоже в это верю, итак, начнём!


Включаются в деловой ритм урока.

Получают карточки.


- НИХАО! ( Китай)

- ГОМАР ДЖОБА! ( Грузия)

- ХЭЛЛОУ! ( Англия)

- БОНЖУР! ( Франция)

- ЗДРАВЕЙ! ( Болгария)

- ЗДОРОВЕНЬКИ БУЛЫ! ( Украина)

- НОРДОН НОРГУЙ! ( Якутия)

- ДЖЕЧЬ БУРЕЧЬ! ( Удмуртия)

- ДОБРЫ ДЗЕНЬ! ( Белоруссия)




Отвечают на вопросы



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Стадия

" Вызов".


1. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет тему и цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

- Запишите сегодняшнюю дату.

- Ключевое слово темы нашего урока вы определите, отгадав загадки:

1.Эта буква роет ямы,
Вторит окрику упрямо
И на палочке потом
Шоколадным тает льдом.
Ответ: буква Э
(экскаватор, эхо, эскимо)

( Все буквы прикрепляет на доске)

2.Живет в нем вся Вселенная,
А вещь обыкновенная.
(Телевизор)

3.Тебе дано,
А люди им пользуются.
(Имя)

4.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

5.Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене 
Он рисует букву ... Е

6.Она на антенну похожа
И на зонт как будто тоже. (буква Т).




2. - Какое слово получилось?

- Каково его лексическое значение?

- Найдите толкование в словаре.

- Обобщите все, о чем мы с вами говорили. Сформулируйте тему урока.

Попробуйте выделить цели нашего урока.

Ребята, а как вы думаете , важная ли это тема для вас, приведите примеры из жизни.






Участвуют в работе по выявлению темы в беседе с учителем , отвечают на поставленные вопросы.



Отгадывают загадки


























ЭТИКЕТ ( на доске)

Ученик работает со словарём С. И. Ожегова




Определяют тему и цель урока.



Учащиеся работают в тетрадях

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.


















Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса


3. " Корзина идей".

Актуализация знаний по теме урока.


- Что вам известно по этой теме?


Записывает в виде тезисов все сведения в " корзину идей".


Отвечают на вопросы.

Индивидуальная и групповая

Записывают в тетрадях. затем обмениваются информацией в парах или группах ( не более 3 мин.)

Каждая группа по кругу называет какое- то одно сведение или факт ( составляется список идей)
















Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные:формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и самоконтроль полученного результата, взаимоконтроль

3." Стадия

Осмысления содержания"


Приём " Инсерт".

• -известная информация

+ новая информация

? -непонятная информация













 











Так размышляет поэт В.Солоухин о роли звучащего слова – приветствия в жизни человека, звучащего слова, которое каждый из нас произносит много раз в день.


- А какие ещё формы приветствия вы знаете? Давайте вспомним, какие формы приветствия мы используем в зависимости от ситуации





Речевые ситуации.





























А теперь речевая ситуация.

У вас на партах листочки. Я читаю стихотворение, и когда делаю паузу, вы должны в том месте вставить слова прощания.


Письменная работа.


История слова «здравствуйте»(выступает ученик)

Слово «Здравствуйте»- слово очень старое. А связано оно со словом «дерево». Когда- то давно, люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево- дуб. И теперь мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными, здоровыми.)

Ребята, сегодня, когда вы шли в школу по улице вам встречались прохожие? Вы с ними здоровались? А они с вами? Публицист А. Крон писал: «Первое время с непривычки удивлялся: идёшь по селу, с тобой все здороваются. Я одного деда спросил для интереса, дескать, чего здороваешься, знаешь меня, что ли? А он мне: - А зачем мне тебя знать? Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый человек. Вот и будь здоров! »

Чтение стихотворения В.Солоухина (один из учащихся).

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы
Ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?


Ребята отвечают. Работают в группах " Кто больше?"

Здравствуй ( те) (наиболее употребительное)

Добрый день ( утро, вечер)( дружеское, с указанием на время встречи)

Привет ( дружеское, фамильярное)

Здорово( дружеское, чаще между мужчинами)

Речевая ситуация для первой группы



Утром ты встречаешься с учителем возле кабинета, а вечером – на улице или в магазине. Как ты поприветствуешь учителя первый раз, а как- второй?



Речевая ситуация для второй группы


На улице тебе нужно спросить у незнакомого человека, как пройти или проехать к кинотеатру «Седьмое небо».




Речевая ситуация для третьей группы


Ты уже не раз опаздывал на уроки, поэтому классный руководитель пригласил тебя на беседу. Твои словесные действия.

Речевая ситуация для четвёртой группы



Родственники, приехавшие издалека, погостив у вас неделю, сегодня уезжают. Твои слова на прощание.

1. Скажу Лисичке на прощание:

… (До встречи или до свидания!)

Добавлю так же:

- … (Будь здорова!)

- Мы завтра поиграем снова!

2. - Куда, Козлёнок, держишь путь?

- А... всё равно! Куда-нибудь!

- Тогда … (счастливого пути!)

Скорей куда-нибудь приди!

3. Так набегался щенок,

Прямо валится он с ног!

Засыпает и бормочет:

Всем, всем, всем … (спокойной ночи!)

Познавательные: читают или слушают учителя, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, строят высказывания на научную тему.























Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа.


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.


Коммуникативные: уметь сравнивать разные точки зрения, прежде чем делать вывод; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь собеседников; с точностью и полнотой выражать свои мысли.


Физкультминутка-2 мин.


Глазки видят всё вокруг, (повернуть головой во все стороны)
Обведу я ими круг. (не двигая головой, обвести глазами круг)
Глазкам видеть всё дано –
Где окно, а где кино. (повернуть глаза к окну, повернуть голову к экрану в разные стороны)
Обведу я ими круг, (не двигая головой, обвести глазами круг)
Погляжу на мир вокруг. (медленно повертеть головой).

Закройте глаза и представьте того, кого вы очень-очень любите, улыбнитесь ему. Откройте глаза. Сядьте на места.


Выполняют физкультминутку


Личностные:

Формирование здорового образа жизни


Самостоятельная работа


Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.


Выполняют самостоятельную работу

Словарная работа. Вставьте пропущенные безударные гласные и непроизносимые и парные согласные в словах, распределив их на 5 групп этикетных слов. 
Здра_ствуйте, с_чу_ствую, прин_шу изв_нения, п_жалуйста, до(св_дания), бу_ьте д_бры, разр_шите пре_ставиться, сп_сибо, не(ог_рчайтесь). 

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Рефлексия (подведение итогов урока)

- Чему мы сегодня научились?

- Теперь вы всегда будете использовать в своей речи этикетные слова?

Подводит итоги работы класса в целом.

Запись домашнего задания

Ребята, давайте вернемся к вашим ожиданиям и опасениям, которые вы написали в начале урока. Реализовались ли ваши ожидания от урока, ваши опасения?

Ребята ,сегодня вы очень хорошо поработали и показали свои знания в области речевого этикета.




Составление синквейна по теме урока.

Ребята возвращаются к своим опасениям и ожиданиям

Формулируют итоги своей деятельности:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. я понял, что…

  4. теперь я могу…

  5. я приобрел…

  6. я научился…

  7. у меня получилось …

  8. я смог…

  9. меня удивило…

  10. урок дал мне для жизни…

  11. мне захотелось…

Записывают домашнее задание: § 43, упр. 346( устно),

составить диктовку из этикетных слов.



Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать  свою деятельность.


Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.