СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Сравнительный оборот"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к уроку «Сравнительный оборот».

Знакомство учащихся со сравнительным оборотом как единицей синтаксиса начинается с уже известной им информации о тропе- сравнении. В процессе урока создаётся ситуация «затруднения», связанная с постановкой знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом. В результате работы с примерами, взятыми из произведений М.М. Пришвина (в 2023 году – 145 лет со Дня рождения), определяются закономерности пунктуационного оформления предложений, создаётся интерактивный гексагон.

  1. Ведущая технология – технология критического мышления.
  2. Методы и приёмы комбинированного урока: частично-поисковый, приём «интерактивный гексагон».
  3. Формы организации учебного процесса: фронтальная, работа в парах.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Сравнительный оборот"»



Тема: Сравнительный оборот.

Класс: 8 «В»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Тип обучения: развивающее обучение.

Образовательные технологии: технология критического мышления.

Цель: знакомство обучающихся со сравнительным оборотом как единицей синтаксиса, закономерностями пунктуационного оформления предложений со сравнительным оборотом.

Задачи урока:

  1. Дать определение сравнительному обороту.

  2. Тренироваться в нахождении сравнительного оборота в предложении.

  3. Научиться ставить знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом.

Предметные результаты:

- формирование понятия «сравнительный оборот», распознавание в предложении сравнительного оборота; осознание роли сравнительного оборота в художественном тексте.

Личностные результаты:

- формирование положительной учебной мотивации, чувства ответственности за конечный результат;

-формирование уважительного отношения к иному мнению;

- стремление к речевому самосовершенствованию

Метапредметные результаты

Познавательные:

-формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию, формулировать цель, наблюдать, работать по алгоритму, выявлять причинно-следственные связи

Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности Коммуникативные УУД: формирование умения строить речевое высказывание в устной форме; слушать и слышать учителя, другого ученика при совместной деятельности.


Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

Мотивационно-целевой этап

- Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, запишите число: четырнадцатое марта. Начало весны. Наверное, для кого-то из вас это любимое время года. А у писателя Михаила Михайловича Пришвина каждое время года – любимое. В этом году исполнилось 145 лет со Дня рождения писателя. М.М. Пришвина называют певцом природы, это настоящий художник слова, потому что способен видеть непривычное в привычном. Сегодня вы в этом убедитесь, потому что все предложения, с которыми мы будем работать, принадлежат его перу.


Учащиеся слушают учителя.

2. Совместное открытие знаний, поиск решения проблемы

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Внимание на экран (читает ученик)

Весна

Утром было минус 20, а среди дня с крыши капало. Этот день весь, с утра до ночи, цвел и блестел, как кристалл. Ели, засыпанные снегом, стояли, как алебастровые фигуры, и весь день сменяли цвета от розового до голубого. (Из повести «Времена года»)

- Какие изобразительно-выразительные средства помогают создать образ ранней весны?

- А в какие из них часто входит союз?

- Сравнения или сравнительный оборот.

Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Запишем тему урока: «Сравнительный оборот».


3. Целевая установка на определение цели урока

- Какие задачи поставим сегодня на уроке?










Учащиеся ведут диалог с учителем, определяют тему и

задачи урока.






Дать определение сравнительному обороту, тренироваться в нахождении сравнительного оборота в предложении, научиться оформлять предложение со сравнительным оборотом.


3. Совместное применение знаний

- Чтобы дать определение сравнительному обороту, обратимся к примерам. Найдите сравнения, объясните, как вы их нашли.

- Чтобы понять второе сравнение, надо знать значение слова «алебастр». Что это?


- С чем, значит, сравниваются деревья ранней весной?

- Так какие элементы обязательно входят в сравнение?

(На доске и на партах выставляются гексы: сравнение, сравнительный оборот, предмет, образ, признак).

В основе сравнительного оборота лежит сравнение, мы в этом убедились.

Какой элемент ещё обязателен?

- Какие: сочинительные или подчинительные?

- Среди представленных союзов выберите только подчинительные (один в каждой группе). (Союзы раздаются четвёркам, потом выстраивается кластер):

  1. как, или, то – то

  2. словно, а, и

  3. точно, не только…но и, но

  4. будто, как…так и, да

  5. как будто, да, либо

  6. что, однако, тоже

  7. чем, или, а

  8. нежели, зато, и

(Союзы прикрепляются на магнитную доску, выставляется следующий гекс – подчинительные союзы)

- Давайте попробуем дать определение сравнительному обороту, используя гексы (добавляю гекс: синтаксическая конструкция).



- Какими членами предложения являются сравнительные обороты? Как мы будем с вами это определять?

- Перед вами предложения. Найдите сравнительный оборот, задайте к нему вопрос.



(Работа со значением слов: репейник, былинка, пороша

Репейник — сборное название растений, имеющих цепкие плоды или соплодия. Чаще Р. называют Лопух, Репешок и Чертополох.

Былинка - стебелёк травы; травинка (обычно высохшая, пожелтевшая)

Пороша - выпавший ночью и переставший идти к утру снег

(Обсудите в парах, каким членом является сравнительный оборот)



- Добавляем гексы в схему. (Синтаксическая роль, обстоятельство, сказуемое).

Анализируют примеры, делают выводы, выстраивают гексагон (на доске и на партах – в парах); при работе с союзами выстраивают кластер .



































Союзы.


Подчинительные.












Сравнительные обороты – это синтаксические конструкция, содержащая в себе сравнение и начинающаяся подчинительными сравнительными союзами.



























































































  1. Обстоятельство.

  2. Именная часть сказуемого.


Записываем предложения, обозначаем синтаксическую роль.

- Вы записали предложения. Что вы можете сказать о пунктуации в предложении со сравнительным оборотом?




- Значит, какой вывод можно сделать при том, что эти предложения записаны верно?

- И сейчас перед вами стоит самая сложная задача сегодняшнего урока: выявить причины постановки знака или, наоборот, отсутствия запятой в сравнительном обороте. (В гексах предложения, основания для обособления или необособления.)

Обороты обособляются:

  1. Каждый кустик старого репейника, былинки, травинки глядится, как в зеркало, в сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (Основание: есть основание для сравнения, сравнительный оборот выступает в роли обстоятельства, зависящего от сказуемого).

  2. Столь же светло и ясно было на опушке, как на дороге перед лесом. (Основание: в основной части предложения имеются указательные слова так, такой, тот, столь, на которые падает логическое ударение).

  3. Солнечный луч на железной крыше создает нечто вроде горного ледника, из-под которого, как и в настоящем леднике, струится вода рекой…. (Основание: оборот начинается сочетанием как и, в этом случае он близок к присоединительной конструкции).

Обороты не обособляются:

  1.  Корка наста разлетается как стекло. (Основание: обстоятельство, зависимое от сказуемого и содержащее сравнение, состоит только из одного слова с союзом как и его можно заменить дополнением в творительном падеже).

  2. Вчерашняя пороша как пудра со сверкающими блестками (Основание: в предложении отсутствует глагол-сказуемое и сравнительный оборот в этом случае сам выступает в роли именной части составного именного сказуемого при нулевой связке)

  3. В просвеченном тумане все казалось сильно увеличенным, а группа лебедей была видна как на ладони. (Основание: оборот имеет характер фразеологического сочетания и входит в сказуемое)

(Гексагон выстраивается в парах, а потом (в результате проверки) выстраивается общий на доске.)



- Ставится запятая; где-то ставится, а где-то - нет.


Сравнительные обороты могут обособляться, а могут не обособляться.


4. Итог урока

Мы с вами проделали очень большую работу на уроке. Вернёмся к задачам. Со всеми ли мы справились?

  1. Дать определение сравнительному обороту. (+)

  2. Тренироваться в нахождении сравнительного оборота в предложении (+)

  3. Научиться ставить знаки препинания в предложении со сравнительным оборотом (+-).

Над пунктуацией в предложениях со сравнительным оборотом мы ещё будем работать на следующем уроке, сегодня мы только познакомились с условиями обособления.


5. Рефлексия

- Ребята, в начале урока я сказала, что Михаил Михайлович Пришвин способен видеть непривычное в привычном. Вы согласны со мной? А в чём это выражается?

У Михаила Пришвина помимо таланта писателя был ещё талант фотографа:

Рефлексия «Фотограф»

  • Представьте, что вы фотограф. Вам нужно сделать фотографию с урока. Какую: цветную или черно-белую вы сделаете? Почему? Что зафиксируете на фото?




.

Приложение

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!