1. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы | Мотивационно-целевой этап - Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, запишите число: четырнадцатое марта. Начало весны. Наверное, для кого-то из вас это любимое время года. А у писателя Михаила Михайловича Пришвина каждое время года – любимое. В этом году исполнилось 145 лет со Дня рождения писателя. М.М. Пришвина называют певцом природы, это настоящий художник слова, потому что способен видеть непривычное в привычном. Сегодня вы в этом убедитесь, потому что все предложения, с которыми мы будем работать, принадлежат его перу. | Учащиеся слушают учителя. |
2. Совместное открытие знаний, поиск решения проблемы | 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии - Внимание на экран (читает ученик) Весна Утром было минус 20, а среди дня с крыши капало. Этот день весь, с утра до ночи, цвел и блестел, как кристалл. Ели, засыпанные снегом, стояли, как алебастровые фигуры, и весь день сменяли цвета от розового до голубого. (Из повести «Времена года») - Какие изобразительно-выразительные средства помогают создать образ ранней весны? - А в какие из них часто входит союз? - Сравнения или сравнительный оборот. Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Запишем тему урока: «Сравнительный оборот». 3. Целевая установка на определение цели урока - Какие задачи поставим сегодня на уроке? | Учащиеся ведут диалог с учителем, определяют тему и задачи урока. Дать определение сравнительному обороту, тренироваться в нахождении сравнительного оборота в предложении, научиться оформлять предложение со сравнительным оборотом. |
3. Совместное применение знаний | - Чтобы дать определение сравнительному обороту, обратимся к примерам. Найдите сравнения, объясните, как вы их нашли. - Чтобы понять второе сравнение, надо знать значение слова «алебастр». Что это? - С чем, значит, сравниваются деревья ранней весной? - Так какие элементы обязательно входят в сравнение? (На доске и на партах выставляются гексы: сравнение, сравнительный оборот, предмет, образ, признак). В основе сравнительного оборота лежит сравнение, мы в этом убедились. Какой элемент ещё обязателен? - Какие: сочинительные или подчинительные? - Среди представленных союзов выберите только подчинительные (один в каждой группе). (Союзы раздаются четвёркам, потом выстраивается кластер): как, или, то – то словно, а, и точно, не только…но и, но будто, как…так и, да как будто, да, либо что, однако, тоже чем, или, а нежели, зато, и (Союзы прикрепляются на магнитную доску, выставляется следующий гекс – подчинительные союзы) - Давайте попробуем дать определение сравнительному обороту, используя гексы (добавляю гекс: синтаксическая конструкция). - Какими членами предложения являются сравнительные обороты? Как мы будем с вами это определять? - Перед вами предложения. Найдите сравнительный оборот, задайте к нему вопрос. (Работа со значением слов: репейник, былинка, пороша Репейник — сборное название растений, имеющих цепкие плоды или соплодия. Чаще Р. называют Лопух, Репешок и Чертополох. Былинка - стебелёк травы; травинка (обычно высохшая, пожелтевшая) Пороша - выпавший ночью и переставший идти к утру снег (Обсудите в парах, каким членом является сравнительный оборот) - Добавляем гексы в схему. (Синтаксическая роль, обстоятельство, сказуемое). | Анализируют примеры, делают выводы, выстраивают гексагон (на доске и на партах – в парах); при работе с союзами выстраивают кластер . Союзы. Подчинительные. Сравнительные обороты – это синтаксические конструкция, содержащая в себе сравнение и начинающаяся подчинительными сравнительными союзами. Обстоятельство. Именная часть сказуемого. |
Записываем предложения, обозначаем синтаксическую роль. - Вы записали предложения. Что вы можете сказать о пунктуации в предложении со сравнительным оборотом? - Значит, какой вывод можно сделать при том, что эти предложения записаны верно? - И сейчас перед вами стоит самая сложная задача сегодняшнего урока: выявить причины постановки знака или, наоборот, отсутствия запятой в сравнительном обороте. (В гексах предложения, основания для обособления или необособления.) Обороты обособляются: Каждый кустик старого репейника, былинки, травинки глядится, как в зеркало, в сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (Основание: есть основание для сравнения, сравнительный оборот выступает в роли обстоятельства, зависящего от сказуемого). Столь же светло и ясно было на опушке, как на дороге перед лесом. (Основание: в основной части предложения имеются указательные слова так, такой, тот, столь, на которые падает логическое ударение). Солнечный луч на железной крыше создает нечто вроде горного ледника, из-под которого, как и в настоящем леднике, струится вода рекой…. (Основание: оборот начинается сочетанием как и, в этом случае он близок к присоединительной конструкции). Обороты не обособляются: Корка наста разлетается как стекло. (Основание: обстоятельство, зависимое от сказуемого и содержащее сравнение, состоит только из одного слова с союзом как и его можно заменить дополнением в творительном падеже). Вчерашняя пороша как пудра со сверкающими блестками (Основание: в предложении отсутствует глагол-сказуемое и сравнительный оборот в этом случае сам выступает в роли именной части составного именного сказуемого при нулевой связке) В просвеченном тумане все казалось сильно увеличенным, а группа лебедей была видна как на ладони. (Основание: оборот имеет характер фразеологического сочетания и входит в сказуемое) (Гексагон выстраивается в парах, а потом (в результате проверки) выстраивается общий на доске.) | - Ставится запятая; где-то ставится, а где-то - нет. Сравнительные обороты могут обособляться, а могут не обособляться. |