Развивать речь, словарный запас, исследовать умения: видеть проблему, выдвигать предположения,классифицировать,анализировать,сравнивать,задавать вопросы, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к родной природе.
1.Расширить представление о понятии»показатели мягкости согласных»;осознание в этой роли ь знака;
2.Уметь устанавливать соответствие между количеством звуков и количеством букв в слове при их расхождении(проводить звуковой анализ);
4.Понимать задания к словесному и текстовому материалу.
.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1Мотивация. Цель: осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности. | Все проснулись, всем улыбнулись! Урок грамоты мы начинаем, ещё одну тайну сегодня узнаем. (показ видеофрагмента) Какой вопрос вам хочется задать? В кого вы превращаетесь на всех уроках? | Дети задают вопросы. Как можно назвать этих детей? (исследователи ,почемучки) Какое чувство ведёт их к исследованию? (чувство любопытства и любознательности) В настоящих исследователей. | Личностные: мотивация учения. Регулятивные : организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: выявить уровень знаний и индивидуальных затруднений. | -Мне тоже хочется задать вопрос . - Распределите данные буквы в два автобуса(а о у ы э и е ё ю я ) -Вывод!(какой метод исследования вы применили?) -Отметьте на карте самооценки. Во второй автобус не села ещё одна буква, хотя бежала за автобусом и кричала, чтобы её подождали. Есть ли в алфавите буква, которую Тоже можно отнести ко второй группе? -И почему буквы её не услышали? - . | Определяют по какому принципу распределили буквы, доказывают . Отмечают на карте самооценки метод исследования( подумать самостоятельно) Дети выдвигают свои предположения и определяют учебную задачу урока . | Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Личностные: оценивание усваимого содержания |
3. Постановка учебной задачи. Цель: Доказать, что ь знак показатель мягкости согласного | - Определите учебную задачу урока (посмотрите на букву мягкий знак ,изображённую на рисунке) Рассмотрите эту букву? -Что хочется сказать? Какой сделать вывод? Какой метод исследования применили? | Ь знак носит зелёные ботинки. Вывод- зелёным цветом обозна чаем мягкость согласных. Значит, ь знак обозначает мягкость согласных. Отмечают на карте самооценки метод исследования(понаблюдать) | Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий, смысловое чтение. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование. |
Физминутка |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: решение учебной задачи, способ выхода из затруднений | -Предлагаю провести эксперимент (теоритический) Превратим угол в полезное ископаемое ,горючее вещество растительного происхождения. Какой вывод сделали? Какой метод исследования применили? Так почему никто не услышал эту букву? | Дети готовы к решению учебной задачи Моделирование слов угол и уголь (сравнение и анализ) Вывод: ь знак звука не обозначает Отмечают на карте самооценки метод(провести эксперимент) Дети делают вывод, что ь знак звука не обозначает.(пытаются произнести ь знак) физминутка | Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результата. Личностные: оценивание усваимого содержания |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия | -Назвать слова с ь знаком в физ. минутке. Что объединяет все слова? Какой метод исследования помог -Обратимся к орфографическому словарю. Найти в словаре слова ,начинающиеся на ь знак. Что вас удивило.? Какой метод исследования помог? | Дети называют и делают вывод- во всех словах ь знак пишется на конце после согласного и обозначает его мягкость Отмечают на карте самооценки метод. Отмечают, что таких слов в словаре нет.(работа в группе) Вывод- ь знак звука не обозначает. Отмечают на карте самооценки метод (посмотреть книги о том ,что исследуешь) | Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли. |
6. Самостоятельная работа. Цель: построение нового способа действий | -Предлагаю работу в паре. Вы согласны? Дописать буквы—ль, -ль,--льто. Что объединяет эти слова? Какое слово» лишнее»? Обратите внимание ,между какими буквами пишется ь знак? Какой вывод можно сделать? Как написали слово пальто? Поставьте это слово во мн. ч.Что удивило? Какого цвета будет пальто у ь знака? Надеть пальто на ь знак, а может, одеть?(узнать у других людей, например, у гостей) Справка: Одеть можно кого-то, например….Надевают одежду на себя, например , надеть на себя пальто. Какой новый метод исследования использовали? -Индивидуальная работа у доски(один ученик моделирует слово пальто и делает вывод) | Дети отмечают, что во всех словах пишется ь знак. Слово пальто –словарное, в нем ь знак пишется в середине слова. Вывод- ь знак пишется в середине слов только между согласными. Объясняют написание(проверили по словарю)Вывод-это слово не изменяется. Думают, предполагают, доказывают. Отмечают на карте самооценки метод(спросить у других людей) Ученик, выполняющий работу у доски делает вывод -в слове пальто 6 букв, но 5 звуков, так как ь знак звука не обозначает. | Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результата. |
7.Включение в систему знаний и повторения Цель-Зафиксировать во внешней речи новое учебное действие | -работа с текстом учебника. У зверей нет пальто, узнаем ,как им живётся зимой. В каких словах звуков будет меньше ,чем букв? Почему? | Уч-ся читают текст про себя. Отвечают на вопросы учителя. Приходят к выводу, что животным зимой надо помогать . Рассказывают как люди помогают животным в зимнее время года Называют слова, в которых звуков будет меньше, чем букв. Вывод- ь знак звука не обозначает. | Личностные: признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. |
7.Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности. | -Закройте в слове олень первую букву, и вы узнаете с кем не дружат исследователи. Мягкий голос, мягкий шаг, это буква ь знак Что напутал автор? Что узнали о ь знаке? Какие использовали виды деятельности и методы исследования. Оцените себя сигналами светофора. | Дети отвечают( с ленью). У ь знака нет голоса, ь -звука не обозначает. Оценивают свою деятельность сигналом светофора. | Личностные: признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем. |