Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формы организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Этап мотивации (самоопределения к учебной деятельности) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала | Прием мотивации к учебной деятельности | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, эмоционально настраивает на учебную деятельность Организует мотивацию через стихотворение «А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Пожелаем всем удачи- За работу в добрый час!» -Открываем тетради, записываем число, классная работа | Приветствуют учителя Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. Пишут в тетрадях число, классная работа | Ф | Тетрадь | Самоконтроль | | | Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к предмету, понимают его важность |
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Подведение детей к формулированию темы. | Беседа | Проводит словарную работу -Вставьте пропущенные буквы и выделите орфограммы К..стёр, к..л..ндарь, адр..с, ..вца, ..нж..нер, ..гр..ном, б..седа, ..л(лл)ея, к..стюм, во..зал, ж..лез.., х..зяин. Просит обменяться работами с соседом по парте и проверить друг друга. -К какой части речи мы отнесем эти слова? Организует актуализацию знаний с помощью беседы - Что мы называем именем существительным? -Как изменяются имена существительные? -А как мы по-другому называем изменение по падежам? -Какие имена существительные относятся к 1 склонению? -Какие имена существительные относятся ко 2 склонению? -Какие имена существительные относятся к 3 склонению? - Как определить падеж существительного? -Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что мы видим? - Что мы должны сделать? Делится орешк___ Заботятся о люд____ Рассказывают ребят___ -Сможем ли мы сразу дописать окончания. Что мы будем делать? - Как нужно поступить, если окончание безударное? -Образуйте сущ. ед.ч. в форму мн.ч. (задание на экране) Гриб - , книга - , стул - , окно - , болото - , войско -, доска - , гербарий - , -В какой форме вы образовали слова? | Вставляют пропущенные буквы и выделяют орфограммы Костёр, календарь, адрес, овца, инженер, агроном, беседа, аллея, костюм, вокзал, железо, хозяин Обмениваются работами и проверяют друг друга. -К именам существительным - Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет. Отвечает на вопросы кто? что? и вопросы косвенных падежей. -Изменяется по числам, падежам -Склонение - К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже. - Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е. - К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием). -По падежным вопросам, по предлогам -Словосочетания -Дописать окончания (ами) (ях) (ам) -Проверим какое окончание пишется с помощью слов-помощников -Определить падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием Грибы, книги, стулья, окна, болота, войска, доски, гербарии. -В форме мн.ч. | Ф П Ф | Доска , тетрадь, презентация | Устный контроль учителя, взаимоконтроль | | К - слушать и понимать речь других; уважительно вести диалог с товарищами, стремиться учитывать разные мнения; П- обосновывать свои суждения, делать несложные обобщения, уметь ориентироваться в своей системе знаний. Р – выделять известные и неизвестные знания и умения. | Сформировать учебно-познавательный интерес и внутреннюю потребность к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
3.Выявление места и причины затрудннения | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | Словесный метод (беседа), наглядный метод (демонстрация). | Предлагает прочитать посмотреть на экран и прочитать слова в столбиках. коса косы косе косу косой о косе | берёзки берёзок берёзкам берёзки берёзками о берёзках | -Что общего у слов первого столбика? –Что общего у слов второго столбика? –Что происходит в первом столбике со словом коса? –Что происходит во втором столбике со словом берёзки? –Какая орфограмма есть в словах первого столбика? –Определите орфограмму в словах второго столбика. Проблемная ситуация: –Какой столбик вы просклоняете и напишите окончание без проблем? -А как вы просклоняете и напишите окончание во втором столбике? –Чего мы еще не знаем? | Читают слова в столбиках -Это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят в единственном числе -Это формы одного и того же слова, все имена существительные стоят во множественном числе -Изменяется по падежам, склоняется -Изменяется по падежам, склоняется -В словах первого столбика окончание ударное (ед.ч.) -В словах второго столбика окончание безударное (мн.ч.) -Первый столбик, т.к. нельзя ошибиться при письме. Испытывают затруднение -Склонение и правописание окончаний во мн. ч. | Ф | Презентация | Контроль учителя | | П. Проверяют имеющиеся знания; логический анализ объектов с целью выделения признаков. | |
4.Этап построения выхода из затруденения | Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Словесный метод (беседа), наглядный м.о. (показ) | Формулирование темы урока - Кто сформулирует тему урока? - С окончаниями каких падежей мы сегодня с вами познакомимся? Предлагает открыть учебник на стр. 46 и сравнить предложенную учениками тему урока с темой урока в учебнике Предлагает определить обучающимся цель урока -Как вы думаете, какая цель нашего урока? Откройте учебник на стр 46, упр 122. -Рассмотрим таблицу падежных окончаний имен существительных множественного числа. -О каких падежах в ней дана информация? -Дайте название каждой графе таблицы. -Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже множественного числа? - Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже множественного числа? -Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже множественного числа? -Скажите, в каких случаях пишется в окончаниях буква «а», в каких «я»? | -Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе -Дательный, творительный, предложный Формулируют цель урока -Уметь изменять по падежам существительные множественного числа и распознавать падежи и писать окончания в Д.П, Т.П, П.П Работают в учебнике с таблицей -Д.п., Т.п., П.п. -Падежи, вопросы, окончания, слова-помощники или примеры (-ам, -ям) (-ами, -ями) (-ах, -ях) -Где заканчивается на твердый согласный, там пишется-а, где на мягкий согласный пишется –я | Ф | Доска, учебник | Устный контроль учителя | | Р: самостоятельно формулировать цель и задачи К: умение работать с информацией. | |
5.Реализация построенного проекта | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении познавательных задач. | Словесный метод (беседа), наглядный, практический (решение примеров) | Организует работу по учебнику на стр. 46 упр. 123 -Запишите отрывок из стихотворения и вставьте недостающие буквы -Одинаково ли будете решать орфографические задачи по выбору букв в словах ж..вёт и пуш..стый? Проводит тематическую физкультминутку Если я называю словосочетания с именами существительными в единственном числе, то хлопок руками над головой, а если во множественном – приседаете. Сидели за партами, улыбнулась маме, ухаживал за цветами, рыбачил на речке, пересадка с поезда на поезд, на армейской шинели, у здоровых ребят, на скалистых берегах, жили в доме, несколько килограммов яблок. | Выполняют упражнение 123 на стр. 46 Живет-жизнь, жи Пушистый- сочетание ши ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Ф | Учебник, тетрадь | | | К: уважительно вести диалог с товарищами и учителем, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения | Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Словесный метод (беседа, рассказ), наглядный (решение у доски),практический (выполнение заданий) | Предлагает выполнить упражнение и записать в тетрадь -А сейчас выполним упр.124 на следующей странице. -Прочитайте внимательно задание. Что от нас требуется? -Выпишите словосочетания со словом метели в косвенных падежах. Какое проверочное слово будете использовать? Выделите окончания. | Выполняют упражнение и записывают в тетрадь -Прочитать отрывок стихотворения и употребить слова в скобках в требуемом падеже Взамен (чего?) метелей (Р.п.), конец (чего?) метелей (Р.п.), забыв (что?) метели (В.п.), в разлуке (с чем?) метелями (Т.п.), не думать (о чём?) метелях (П.п.) | Ф | учебник, тетрадь | Контроль и проверка учителя, самоконтроль | П: Выполнение действий по алгоритму. Построение логической цепи рассуждений. К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | | Формировать умение правильно применять соответствующие знания. |
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | Проверить умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения. Развивать умение самооценивания. | Наглядный м.о. | Предлагает выполнить задание в самостоятельно. -Я называю слова- имена существительные в И.п. мн.ч., а ребята первого ряда запишут их в Д.п. мн.ч., ребята из второго ряда запишут эти же слова в Т.п., а ребята третьего ряда- в П.п. мн.ч. -Я диктую слова: лягушки, черепахи, ужи, черви, кони, колеса, мыши. Осуществляют проверку. Выводит эталон на экран | Самостоятельно выполняют задание. Сверяют свои ответы Д.п. мн.ч. -лягушкам, черепахам, ужам, червям, коням, колёсам, мышам. Т.п. мн.ч.- лягушками, черепахами, ужами, червями, конями, колёсами, мышами. П.п.мн.ч. - (о) лягушках, черепахах, об ужах, червях, конях, колёсах, мышах. | И | Тетрадь, презентация | Самоконтроль | | Р:адекватно оценивают правильность своих учебных действий. | Способность к организации самостоятельной учебной деятельности. |
8.Этап включения в систему знаний и повторения | Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия | Словесный, наглядный м.о., практический м.о. | Предлагает выполнить упр. 126 | Выполняют упр.126 По берегу реки (земли) тянется густой лес. В лесных озёрах(дворах) водятся блестящие караси В кустарниках (дворах) прячутся ежи и зайцы Крутые овраги, скаты заселены ласточками (руками). | Ф | Учебник, тетрадь, презентация | Устный контроль учителя | | К: выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения | |
9.Этап рефлексии учебной деятельности | Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности. Подведение итогов урока. | Словесный метод (беседа), наглядный метод. | Предлагает вспомнить цель. урока и определить степень ее достижения - Как вы думаете, достигли мы цель? Подводит итоги урока –Над какой темой мы работали? -Чему мы научились? -Все ли у нас получилось? -Что было труднее всего? -Что узнали о склонении существительных во множественном числе Д.п, Т.п,П.п.? Проводит рефлексию -А сейчас, я предлагаю оценить свою деятельность на уроке. Продолжите фразы: «Я узнал(а)…» «У меня получилось…» «Мне запомнилось…» Объявляет домашнее задание -Учебник стр.47 упр.125 | Возвращаются к цели и определяют достигнута ли она. -Да, достигли -Мы работали над темой: «Безударные падежные окончания имен существительных мн.ч.» -Научились изменять по падежам имена существительные во множественном числе и определять склонение.) Высказывают свое мнение -Одинаковые, что в 1,2,3 склонении Оценивают свою деятельность на уроке Записывают домашнее задание | Ф | | Самоконтроль | | Р: фиксировать оценку удовлетворения своей работой в конце урока | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач. |