СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление и систематизация знаний и умений

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка на тему: "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова"»




Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова»







Составитель: Васильева Светлана Геннадьевна














г.о.Нальчик

2024г.





Технологическая карта урока русского языка

УМК: Школа России

Класс: 2

Предмет: русский язык.

Тип урока: закрепления и систематизации знаний и умений.

Тема урока: «Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Цель: продолжить формирование опыта в правописании слов с безударной гласной в корне слова

Цель урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи урока:

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

1. формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова;

2.формировать умение на основе анализа слова делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2. проговаривать последовательность действий на уроке;

3. учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;

4. учить составлять алгоритм действий и работать по нему.

5. Сопоставление своей работы с образцом;

Личностные УУД:

1.формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2. формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.

3. развивать аналитическое мышление, образное воображение;

4.Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

Коммуникативные УУД:

1. формирование умения слушать и понимать других;

2. формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы;

4.Совершенствование навыков работы в группах.

Тип урока: закрепления и систематизации знаний и умений.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, задание для групп, презентация; доска, компьютер, проектор, экран. 

Методы: метод наблюдения над фактами языка, метод языкового разбора, метод самостоятельной работы.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Учебник «Русский язык» 2 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России».

Ход урока:


Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель: настроить учащихся на работу, на включение в учебную деятельность.

Звенит звонок, зовёт звонок,
Пора нам начинать урок.


- Здравствуйте, ребята,  сегодняшний урок я начну словами древнегреческого философа Саади: «Ученик, работающий на уроках без желания, что птица без крыльев». И я хочу, чтобы желание учиться, узнавать новое, было  у вас всегда. Только при помощи «крыльев» вы будете подниматься всё выше и выше. Нужно  постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...

Знакомство детей с Совушкой.

- Сегодня к нам урок русского языка прилетела Совушка.

- Совушка хочет узнать, как мы тут в школе учимся, чем занимаемся на уроках?

Приветствуют учителя, садятся на места

Регулятивные: - волевая само - регуляция;

- формирование навыков самоорганизации;

Личностные: формирование положительной мотивацию к обучению.

2.Минутка чистописания.

Цель:

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- С чего в основном мы начинаем урок русского языка?
На доске прописаны письменные гласные буквы: а о и е я.

- А почему именно эти буквы выписаны на доске?

В корне слова непременно

Звуки любят перемены им не стоит доверять.

Безударных гласных пять

Тех, что надо проверять

Вы запомните друзья

Буквы а, о, е, и, я гласные опасные!

- Из каких элементов состоят гласные буквы? (Разминка кисти рук вместе с учителем.)

Прописываю все буквы с проговариванием у доски.

- А сейчас, мы покажем Совушке, наше правильное каллиграфическое письмо. Это первое задание Совушки.

Спинка у всех прямая, тетрадь с наклоном.

- Нашей Совушке понравилось ваше красивое, плавное, каллиграфическое письмо. Спорить с ней не буду, писать вы умеете. А умеете ли вы думать, рассуждать делать выводы? Она приготовила второе задание.

Пишут.


С минутки чистописания.













Из малого овала, прямых наклонных линий с закруглениями вправо и влево.



Пишут.



3.Целеполагание

Цель: формирование темы и цели урока.















































4. Постановка темы и цели урока.





























5.Физкультминутка

Цель: обеспечить активный отдых организму в процессе определённой деятельности





6. Закрепление изученного материала  







































































































7.Подведение итогов урока

Цель: подведение итогов пройденного урока.









8.Рефлексия

Цель: научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений.















9.Домашнее задание



10.Заключительное слово учителя




Орфографическая минутка. ( На доске запись.)

1). Под ёлкой в л..су л..жал снежный ком. Вдруг к..мок ож..л и уб..жал в чащу. Это был за..ц.

- Написание каких слов вы можете проверить? А как вы будете проверять?

- Какое слово нельзя проверить? Почему?

- Спишите предложение. Обозначьте ударение, подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные звуки.





- В каких словах все согласные буквы обозначают звонкие звуки?

- В каком слове все согласные буквы обозначают мягкие звуки?

- Какие орфограммы в этом слове вы видите?

- Почему в словарных словах нужно запомнить безударные гласные буквы?

- Ребята, а как вы думаете, откуда прилетела к нам в гости совушка?

- Скажите, пожалуйста, о ком так говорят «Мудрая как с…ва» (сова)

 Слайд №1 (картинка совы)

- Объясните, пожалуйста, как вы понимаете эту пословицу?

- Сова - символ мудрости и покровительница тайных знаний.

- А какую букву надо вставить в слово сова ? Почему? В какой части слова написали? Почему написали букву «о»?



- Кто догадался, как будет называться тема нашего урока ?

-Какие цели поставим перед собой?

– Чему вы хотите научиться? 

- Чем сейчас мы и займемся.





- Но для начала давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

- Давайте, немного отдохнём и с новыми силами продолжим работу.













Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть!







1). - Наша совушка для вас приготовила третье задание. У вас на столах лежат листочки . В которых написаны слова с пропущенными безударными гласными.

- Задание для работы в парах: определить, какая буква пропущена, записать и написать проверочное слово. В…да, бр…вно, м…ря, р…ды, д…нёк, гр…бной, т…грица.

- Итак, приступаем к работе.

- Оцените свою работу на данном этапе урока и поставьте себе отметку на листе оценивания.

- Четвёртое задание от Совушки.

2). Работа с учебником С.105, упр.163 (письм.)

- Прочитайте слова.

- В чём заключается орфографическая задача? - Написание каких слов вы проверяли? Как?

- Какие слова являются словарными? Как их можно проверить?

- А какое слово мы ещё не записывали в словарик? Отгадайте.

Скачет в траве,

Глаза на голове,

Скользкая и мокрая,

Зелёная квакушка,

А зовут её … . (Лягушка)

- Запишите его в словарик.



- Какая тема у нас сейчас проходит на уроке окружающего мира?

- Какие группы животных здесь встретились? Назовите их.

- Назовите птиц, которые обитают в наших краях.

- Наступает зима, как мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить это трудное время?

- Запишите слова в тетрадь, выбирая нужную букву.

- Проверка.

- Прочитайте правило на с. 105 - 106.

- Какие задачи урока мы ещё сегодня решим? - Оцените свою работу на данном этапе урока и поставьте себе отметку на листе оценивания.

3).  - Ребята, есть такая профессия, которая называется корректор? (ответы детей).

- А как вы думаете, чем он занимается?

- Вот и наша Совушка предлагает побыть вам сегодня в роли корректоров. Она приготовила вам еще задание. Прочтите текст.

- А мы с совушкой проверим, какие вы внимательные.

- Ваша задача найти и исправить ошибки, допущенные в тексте. Это пятое задание от Совушки.

Слайд №6

(Текст на экране с ошибками) 

Всю ночь кречал совёнок

В асеннем лесу,

И за акошком клёны

Качялись на витру.

- Что заметили вы при чтении текста?

- А сейчас проведем проверку. 

 Слайд №7

 (Текст на экране без ошибок).

- Оцените свою работу на данном этапе урока и поставьте себе отметку на листе оценивания.

 - Ребята, давайте вспомним тему сегодняшнего урока.

- Какую ставили цель перед собой?

- Достигли мы поставленной цели?

Давайте ответим на следующие вопросы: (Слайд № 8)

- Ребята, как вы думаете, эта полная информация о безударных гласных в корне слове? (нет)

- Вот то, что мы знаем, но это только маленькая частичка знаний. Поэтому мы будем продолжать получать знания, раскрывая тайны русского языка.







- А сейчас, вы оцените свою работу на уроке русского языка, поставьте себе итоговую отметку. Кто оценил свою работу на «5»? на «4»? на «3»?

- Ребята, у вас у каждого есть листочек с оценками. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался, оцените свою работу на уроке.


 

Выучить новые словарные слова. Упр.162





Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

- Всем спасибо за работу, вы меня сегодня очень порадовали, урок окончен.




















- Предложения.



Читает один из учащихся.


- Лесу-лес, лежал – лёг, комок – ком, убежал – бег.

- Заяц. Оно словарное.

Списывают.

- Чтобы проверить какой буквой обозначается безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы этот гласный звук стал ударным.

- Мы в этих словах применили правило.



Лежал, ожил, убежал



Чащу




Чтобы писать правильно и грамотно.


Из лесной школы





- Так говорят об умном человеке, у которого большой жизненный опыт.




В корне


Потому что проверочное слово совы, совушка ударение падает на «о», значит безударная гласная в корне будет тоже «о».


Правописание безударных гласных в корне слов


Научиться правильно писать слова с безударной гласной и правильно подбирать проверочное слово

1.Прочитать и выписать слово.

2.Поставить ударение.

3.Выделить корень.

4.Подчеркнуть в корне слова безударную гласную.

5.Подобрать проверочное слово, так чтобы на эту безударную гласную падало ударение

6.Записать его.  

























В выборе нужной буквы.













Записывают в словарики новое слово: Лягушка.






Дикие и домашние животные.



Синицы, голуби, вороны, сороки, воробьи и т.д.


Рассказывают.






Мы будем учиться различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Человек исправляет ошибки и недостатки текста.

Познавательные: формулирование поставленной цели.

Коммуникативные: постановка вопросов, умение строить речевое высказывание.









































































Личностные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

5.Физминутка

Цель: обеспечить активный отдых организму в процессе определённой деятельности

- Знайка предлагает нам немного отдохнуть.

Зайка, заинька, зайчишка
Долго ты читаешь книжки.
А теперь пора вставать,
Прыгать, бегать и скакать.
Лапками похлопал ты,
Лапками потопал ты,
Помахал другим зайчатам,
“Здравствуйте!” – сказал ребятам.
Ты за парту рядом сел
И учиться захотел.


Личностные: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

6.Продолжение работы по теме

Цель: закрепить умения устно оставлять текст и переводить его в письменную форму.

- Вы немного отдохнули, и Знайка предлагает продолжить работать. Страница 94, упражнение 143.

– Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова?

– Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?

– Кто может проверить безударные гласные в этих словах? 

– А что означают эти слова? 




– Рассмотрим вторую пару слов пары, поры. Какими буквами обозначены безударные гласные?

– Кто может проверить безударные гласные в этих словах?

– А что означают эти слова? 







– Какой вывод можно сделать?




– Найдите среди предложений пословицу.


– Объясните её смысл.


– Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание?

- Упражнение 144 поможет нам лучше запомнить наше правило.









- Ребята, мы с вами работаем со словами. Одни мы учимся правильно писать, а другие помогают нам это делать. Что это за слова? Прочитайте в учебнике. Чтение про себя, вслух, и проговаривание.



- Они произносятся одинаково.

- а, о.


- Валы – вал, волы, вол.


- Вал – земляная насыпь, которая служит для укрепления и защиты. Вол – бык.

- а,о.


- Пары – пар, поры – впору.

- Пора – время, час, година, срочное время, срок, удобное к чему-нибудь время. Пар – жидкость, обращенная жаром в летучее и воздушное вещество.

- Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.

- До поры до времени не сеют семени.

- Не нужно торопиться с важным делом.



Читают.




Коммуникативные:формирование умения выполнять действия по алгоритму; формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.