II. Актуализация знаний. Выход на тему, цель, учебные задачи | - Что же такое прилагательное? Давайте составим кластер, то есть логическую схему данной темы, всё, что нам известно. (работа на доске и с классом ( 1 пишет на доске, остальные - докажите примерами…. По родам, числам..). - Заглянем в домашнее упражнение: упр 658 стр 90. Используя домашние предложения, докажите, какую синтаксическую роль выполняют имена прилагательные. -Дайте точное определение этой части речи Дополнительные вопросы 1) Что обозначает имя прилагательное? 2) На какие вопросы отвечает? 3) Как изменяются имена прилагательные? 4) Какую форму могут иметь имена прилагательные? 5) С какой частью речи согласуются прилагательные? 6) Каким членом предложения являются? - Обратимся к эпиграфу нашего урока. Прочитаем его. (слайд №2) Я – часть речи интересная, Широко в миру известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! - А как вы думаете, с какой целью мы с вами повторили морфологические признаки имени прилагательного? (закрепить тему «Имя прилагательное», сдать ВПР, ОГЭ… - Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи? | Отвечают на вопросы учителя Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное, с которым оно связано. Формулируют тему и задачу урока. Морфологический разбор. | Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; П: постановка и решение проблемы; Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов; К: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
III/Формулирование темы урока, постановка цели. IV.Первичное усвоение новых знаний | - Уточните тему нашего урока «Морфологический разбор имён прилагательных» ( слайд №3) - Открыли тетради, записали число. Запишите тему урока. - Определите цели урока, используя опорные слова ( сдайд №4): • Мы познакомимся с… С алгоритмом морфологического разбора Им. прил. • Мы узнаем… как правильно делать морфологический разбор им. прилательного • Мы вспомним… роль имен прилагательных в речи • Мы будем уметь… находить в тексте имена прилагательные. Велика роль прилагательных в художественной литературе. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту (слайд 5 ). На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. ( «Жаворонок» В. Жуковский) Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину? -А бывает пар тонкий (утром, когда воздух ещё не прогрелся, появляется туман, как лёгкий белый пар) , жаворонок звонкий ( утром рано начинает щебетать, кругом тишина, песня разносится далеко. О человеке, который рано просыпается, полон сил– говорят он жаворонок) Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину? -Назовите антоним к прилагательному тёмный. -А что такое антонимы? -Назовите синоним к слову звонкий. -А что такое синонимы? - Какова роль имён прилагательных в текстах? (Читаем вывод на слайде №6) - Почему имя прилагательное имеет такое название? Т.е. Прилагается - подберите синонимы .Эта часть речи всегда «присоединяется» или «прилагается» к чему-то, добавляя какой-то признак. Своё название имя прилагательное получило потому, что оно всегда согласуется с существительным или прилагается к нему. (Слайд № 7) - А что значит согласуется? Докажите. Морфологический разбор прилагательного. -А теперь рассмотрим алгоритм морфологического разбора прилагательного. Прочитайте порядок разбора имени прилагательного. (Работа с учебником стр 96). Что-то нового, о чём мы сегодня не говорили, вы узнали из этой статьи? - Сколько пунктов будет в нашем разборе?( на доске работаю с записью, с кластером – обвожу) План морфологического разбора ( слайд №8) I. Часть речи. Общее значение. - Дайте точное определение имени прилагательного II. Начальная форма (Им.п., ед.ч.) III. Постоянные признаки: краткая или полная форма IV. Непостоянные признаки: род (в ед.ч.), падеж, число. VСинтаксическая роль. . | Записывают число и тему урока. Определяют цели и задачи урока. Имя прилагательное украшает нашу речь, уточняет, обогащает. - Имя прилагательное присоединяется, «прилагается» к имени существительному и обозначает его признак. | |
V. Первичная проверка понимания VI. Первичное закрепление VII. Контроль усвоения, обсуждения дополнительных ошибок и их коррекция. | Представьте, что мы прибыли на экскурсию на остров Прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным: веселый, грустный, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, озеро, волна, играют, радостные ( слайд № 9) Уберите все лишнее. Оставьте только им. прилагательные и запишите их в начальной форме. Веселый, грустный, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, озеро, волна, играют, радостные - Проверьте себя. ( Слайд № 10) Оцените карандашом на полях (без ошибок – 5 баллов, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 и более ошибок – 2 балла) Вы должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже. Определите род, число, падеж. Работаем на листах 1 ряд 1.(……………….) утром приятно побродить по лесу, подышать (…………………)воздухом. 2. С (…………………) утра и до (………………….)ночи слышится (…………………)пение птиц. Слова для справок: прохладный, свежий, ранний, поздний, звонкий. 2 ряд. 1 (……………………) птичка сидела на верхушке (…………………..) ели. 2 Сквозь (…………………..)облака неожиданно появились (……………………) тучи. Слова для справок: маленький, высокий, белый, черный. - Проверим. Прочитаем получившиеся тексты. Проверим род, число, падеж. Оцените себя. Выставите баллы за работу Физминутка. Снятие мышечного и эмоционального напряжения детей. Массаж рук. 2. Гимнастика для глаз Синтаксическая 5-минутка - Обратимся к поэтическому тексту ещё раз На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. ( «Жаворонок» В. Жуковский). Самостоятельная работа на повторение 1) Определите количество грамматических основ в предложении. Составьте схему предложений в тетради. На доске по цепочке разбор: тёмный лес. Самостоятельно по рядам: тонкий пар , раннюю песню. ( на доске работают) - Проверим. Оцените себя, пожалуйста. (на полях оценивают) 5. Тест. Тест. Закрепление материала 1-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает: а) предмет; б) признак; в) действие. 2- Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные: а) медленный, верное, желтизна, белеть; б) медленный, верное, жёлтый, белый; в) медленный, верность, жёлтый, белый; г) медлительность, белый, верность, жёлтый. 3- Укажите род прилагательных в предложении: В весеннем лесу песню раннюю запел жаворонок звонкий. Выберите подходящую строку: а), б) или в): а) весеннем (ср.), раннюю (ж.), звонкий (м.); б) весеннем (м.), раннюю (ср.), звонкий (м.); в) весеннем (м.), раннюю (ж.), звонкий (м.); 4- Определите падеж прилагательных в предложении: На зелёной полянке мы увидели небольшой куст с необычной листвою. Выберите подходящий ответ: а), б) или в): а) зелёной (Т.), небольшой (И.), необычной (Т.); б) зелёной (П.), небольшой (И.), необычной (Т.); в) зелёной (П.), небольшой (В.), необычной (Т.); Ответы: 1-б, 2-б, 3-в, 4-в. | Производят проверку в группах Производят взаимопроверку Отвечают на вопросы учителя, подчеркивают главные члены предложения. Делают морфологический разбор прилагательных: Темный (лес), тонкий (пар) , раннюю (песню). | Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; П: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств; Л: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации К: умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Л: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Р: умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей |