2.Актуализация знаний, пробное действие | Учитель: 1)Анализ предложений Солнце бросает теплые лучи и оживляет окрестность. Прогремел гром и пошел дождь. (Знаки препинания не расставлены) -какой раздел науки о языке изучает строение предложений? (синтаксис) -с каким разделом связан неразрывно? (пунктуацией) -почему? -найти грамматические основы, объяснить постановку знаков препинания, составить схемы предложений; -о каких предложениях мы говорили на предыдущем уроке? (о простых) -какова тема сегодняшнего? 2) Запишите тему урока « Сложное предложение. Запятые в сложном предложении» | Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, группировать Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения |
3.Выявление места и причины затруднения | Слово учителя: -Чем различаются простые и сложные предложения? Предположите, о чем сегодня еще будем говорить | Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, группировать Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения |
4.Формулирование цели и построение проекта выхода из затруднения | Учитель: Определите цели урока. -Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке. Составьте план (проект) урока. 1.Признаки сложного предложения 2.Средства связи 3.Знаки препинания 4.Виды сложных предложений | Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения 2. Определять цель урока 3.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
5.Развитие учебно-языковых и речевых умений, творческая и практическая деятельность | 1. Синтаксический разбор предложений из упр. 50, п.10, стр.29 учебника Ветер срывает одинокие листочки с деревьев свистит и гудит по ночам в трубах - с чего начнем синтаксический разбор предложения? (с нахождения предикативной/грамматической основы) -почему? - подходит ли данное предложения для темы урока? Почему? -расставить и объяснить знаки препинания, построить схему, выделить и объяснить орфограммы; Наступили холода все чаще по утрам лужицы покрываются хрупким ледком. - какое перед вами предложение ( сложное) -почему? -чем отличается от предыдущего? -построить схему, объяснить орфограммы; Низко над землей нависли тучи и нудный дождик бросает на землю свои мелкие брызги. -расставить и объяснить знаки препинания, построить схему, выделить и объяснить орфограммы 2.Расскажите, чем различаются второе и третье предложения и чем они похожи? (оба- сложные, но первое –бессоюзное, а второе- союзное, т.е. различаются средствами связи) -конкретизируйте вид сложного предложения № 3 (сложносочиненное) -как вы это определили? (по союзу между частями) 3. Рассмотрите схемы упр.52, расскажите, что вы видите. - о каких предложениях, представленных на схемах, мы сегодня еще не вспоминали? (о сложноподчиненных) -как их отличить от сложносочиненных? | Регулятивные УУД 1.Искать пути решения проблемы 2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию Коммуникативные УУД 1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения 2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | 1Ответы на вопросы параграфа учебника стр.28 2. Составление кластера по теме урока 3.упр.51 с комментариями | Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать, группировать Регулятивные УУД 1.Высказывать предположение на основе наблюдения |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1.Самостоятельная работа упр.52 2. Проверка самостоятельной работы в парах 3. Комментированное выставление оценок | Коммуникативные УУД 1.Слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения 2.Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль |
8. Включение в систему знаний и повторение | -Что нового узнали на уроке? -Какие трудности у вас появились в процессе работы? -Как вы их преодолевали? | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, группировать |
10.Домашнее задание | П.10, правило, выписать из учебника литературы 5 предложений (простое, простое с однородными членами, сложное бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное, выделить грамматические основы, уметь объяснять знаки препинания) | |