1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Здравствуйте, сегодняшний урок русского языка проведу у вас я. На ваших столах, лежат карточки: «с каким настроением ты идёшь на урок русского языка?» а) с желанием, потому что хочу узнать что- то новое; б) с нежелание, потому что не люблю этот предмет; в) с безразличием потому что это очередной урок в расписании; Внимательно посмотрите и обведи свой вариант ответа. Это ваша анкета-настроения. Отодвинь ее на край стола. К ней мы вернемся в конце урока. Настроились на рабочий лад, проверили готовность к уроку русского языка. А теперь, пожалуйста, покажите, как должен сидеть ученик. Спинки ровно, ножки вместе и руки правильно сложены на парте. | Приветствуют учителя. Заполняют анкету настроения. Проверяют готовность к уроку. | Л.2. |
2.Актуализация и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии | Открываем тетради, отступаем 2 строки от предыдущей работы. Записываем сегодняшнее число. Сегодня четвертое декабря. Классная работа. Начнем урок с минутки чистописания: Прописываем до конца строки: Чередование Чч и Зз (на одной строке) И чередование слогов: льи и съе (на одной строке) Словарная работа: Внимание на слайд: (картинки словарных слов) : Соловьи, воробьи, портфель, тетрадь, мальчик, заичьи, пальто, медвежьи, вороньи. Постановка ударение и выделение орфограмм. Назовите буквы, которая не обозначает звука. -Какую роль она выполняет? -А какой ещё вы знак знаете? Что вы знаете о данных разделительных знаках? | Открывают тетради, записывают число, классная работа. Минутка-чистописания Словарная работа: -Буква не обозначающие звука- мягкий знак. -В данных словарных словах мягкий знак показатель мягкости. -В русском языке еще есть разделительный твердый знак. - Разделительный твердый знак пишется только после приставки, оканчивающейся на согласную букву, перед корнем, который начинается с одной из гласных букв: е,ё,ю,я. А, разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е,ё,ю,я и и. Разделительный мягкий знак не пишется после приставок. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Перед вами 2 словосочетания, какая допущена ошибка? Сел кашу; Пю воду. Мы верно исправили ошибку, Мы ранее исправили ошибку А чтобы узнать правы ли мы, откроем учебники на стр.97 прочитайте про себя правило- узелки на память. -Фронтальный опрос, повторное индивидуально чтение. Вопросы к правилу: -Разделительный твердый знак пишется только после? - Перед? -Разделительный мягкий знак пишется после -Что еще можем сказать про разделительный мягкий знак? (слайд) Давайте закрепим наши знания. Перед вами слова с пропущенными буквами: В..юга, под..ехать, с..ёмка, л..ётся, бул..он, раз..яснить, с..едобный, мурав..и, об..явить, бур..ян, бар..ер, вороб..и, съел. Вам нужно вставить пропущенные разделительные и мягкие знаки. Вам розданы карточки. Распределите слова в два столбик Вьюга, подъехать, съёмка, льётся, бульон, разъяснить, съедобный, муравьи, объявить, бурьян, барьер, воробьи, съел. В словах с пропущенным разделительным ъ знаком выделите приставку. В словах с пропущенным разделительным ь знаком выделите корень. Теперь, в тетради запишите и разберите по составу два первых слова с разделительным ь знаком. Сравните эти два столбика. Физминутка. (слайд) - Определи на слух, какой знак пишется в данном слове. Ученики поднимают правую руку (если в слове Ь), левую руку (если в слове Ъ), руки по швам - если в слове нет этих знаков. -Съездим, трёхэтажный, бьющийся, предъюбилейный, Воробьи, объединение, изъявить. | В двух словосочетаниях пропущены разделительный твердый знак: съел кашу, и разделительный мягкий знак: пью воду. -Открывают учебники, знакомятся с правилом. Читают про себя его. Разделительный твердый знак пишется только после приставки, оканчивающейся на согласную букву, перед корнем, который начинается с одной из гласных букв: е,ё,ю,я. А, разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е,ё,ю,я и и. Разделительный мягкий знак не пишется после приставок. - Приставки, оканчивающейся на согласную букву. - Корнем, который начинается с одной из гласных букв: е,ё,ю,я. - Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е,ё,ю,я и и. - Разделительный мягкий знак не пишется после приставок. Ъ | Ь | подъехать | вьюга | съёмка | льётся | разъяснить | бульон | съедобный | муравьи | объявить | бурьян | съел | барьер | -Выписывают и разбирают по составу два слова: вьюга и льётся. 1 столбик - все слова с приставками, приставки, оканчиваются на согласный звук, корень слова начинается на я, е, ё, и, ю, согласный перед Ъ - слышится твёрдым. 2 столбик - Ь разделяет согласный и гласный звуки, согласный - слышится мягко, Ь - пишется в любой части слова. Выполняют физминтуку | |
5.Реализация построенного проекта выхода из затруднения | Внимание на слайд, вам даны слова, объясните почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется Ъ, а в другом - нет? Разъяснить - разлить Съехать – сузить Откройте стр. 98 шаги умения. Закрепление письменно в тетради упр.161. Запишите предложения, вставляя пропущенный буквы. Разбираем 1 как образец. Выполняет по вариантам: 1 вариант: с 2 по 4 включительно. 2 вариант: с 5 по 7 включительно. В словах с пропущенным ъ выделяем приставку, а с разделительным ь знаком- корень. Проверяем с помощью устного фронтального опроса. Говорим вставленные буквы и доказываем свой ответ с помощью правила. -Разделительный Ъ знак пишется после? | Разделительный Ъ знак пишется после приставки, которая оканчивается на согласный звук, перед гласными е, ё, ю, я. Выполняют упражнение 161. - Разделительный Ъ знак пишется после приставки, которая оканчивается на согласный звук, перед гласными е, ё, ю, я. | |
7. Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону | Карточки «Проверь себя» Тест «Разделительные знаки» 1. Где пишут разделительный мягкий знак в словах? а) сразу после приставок; б) в корне и после корня слова. 2. Где пишут разделительный твердый знак в словах? а) сразу после приставок; б) в корне и после корня слова. 3. С каких букв должен начинаться корень, при выделительном ь знаке? а) с гласных; б) с согласных. 3. Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящий в скобках. Образец: (Лиса) лисья нора, (птица)..................................... перо, (волк)........................ следы, (собака)………………………. конура, (коза)................................ молоко, (медведь).............................. лапа, (заяц).................................. шапка, (белка)..................................... шкурка. 4. Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчерк буквы после ъ. Образец: въезд. В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. Необ...ятная степь. Проверим себя, возьмите в руки карандаши. Незнайка весь урок вместе с нами повторял эту тему, и также выполнял данные карточки. Давайте посмотрим, как у него получилось. Одновременно проверяя себя. | Самостоятельно выполняют карточку «Проверь себя» -Выполняют самопроверку. | |