СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка к разделу 6. "Морфология и орфография" по теме "Имя существительное как часть речи" (2 часа из 4-х). Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах (гуманитарный профиль)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техкарта к уроку "Имя существительное как часть речи"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка к разделу 6. "Морфология и орфография" по теме "Имя существительное как часть речи" (2 часа из 4-х). Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах (гуманитарный профиль)»

Технологическая карта урока

Раздел 6. Морфология и орфография

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах (гуманитарный профиль)

Тема занятия

Имя существительное как часть речи (2 часа из 4-х)

Содержание темы

Имя существительное как часть речи.

Лексико-грамматические разряды существительных: конкретные, абстрактные (отвлечённые), вещественные, собирательные.

Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж.

Склонение имен существительных.

Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.

Порядок морфологического разбора имени существительного.

Тип занятия

Комбинированное занятие

Формы организации учебной деятельности

Практическое занятие, индивидуальная, фронтальная работа

Учебная и дополнительная литература

  1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

  2. Воителева Т. М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2015.

  3. Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.


Этапы

занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Планируемые образовательные результаты

Типы оценочных мероприятий

  1. Организационный этап занятия

I Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности к занятию.

Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

На столах у вас учебники и тетради для практических работ.

Обучающиеся приветствуют преподавателя и друг друга. Демонстрируют готовность к образовательной деятельности.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Наблюдение

II. Мотивация учения. Подведение к теме, обозначение цели урока


1. Несмотря на то, что вы уже закончили школу и поступили в колледж, по окончании которого вы выйдете во взрослую жизнь, я хотела бы начать сегодняшний урок сказкой Л. С. Петрушевской.

Преподаватель обращает внимание студентов на печатные материалы на столах в аудитории.

2. Прослушивание аудиозаписи сказки Л. С. Петрушевской «Пуськи бятые»

(1 мин. 11 сек.)

1. ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

— Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит калушатам:

— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!


3. Возможные вопросы и задания к тексту:

Скажите, что вас удивило в этой сказке?

Понять ее нам поможет знание основных правил грамматики русского языка.

Тем не менее, понятно ли вам, о чем идет речь?

Можно ли определить, к какой части речи относится каждое из слов сказки?

Тогда найдите существительные. Как вы их нашли?


Найдите среди них однокоренные. Выпишите их в тетрадь. Но сначала запишите число и тему урока:

Имя существительное

Одновременно работа у доски, если слабая группа.


Выполните морфемный разбор слов, являющихся именем существительным: Калуша, калушата, калушаточки.




Ответьте, в каком порядке выполняется морфемный разбор






















Итак, вы вспомнили, как выполнять морфемный разбор и разобрали существительные из текста по составу.



Меняется ли лексическое значение слов при изменении суффиксов?







Помогают ли эти морфемы представить нам, о чем (о ком) идет речь?


Итак, вы прослушали сказку и нашли среди непонятных вам слов имя существительное. Как вам это удалось?

Какие ещё части речи можно определить в этой сказке, задавая вопрос? Назовите их?



Давайте вспомним, на какие три группы можно разделить все части речи?



К какой группе относится имя существительное?


Охарактеризуйте эту группу.



Что мы уже знаем об существительном? Вы готовились дома, учили теоретический материал к параграфу 30 и 31.


Какое грамматическое значение имеет имя существительное?


По значению на какие 4 группы делятся имена существительные?


Существительные каких групп встречаются в тексте Людмилы Петрушевской?





Назовите морфологические признаки имени существительного.



У существительных из текста можно определить эти признаки?


Что мы можем сказать о синтаксических признаках имени существительного?


Определите синтаксическую роль существительных в прослушанной сказке.


Итак, что помогло нам понять сказку Л. Петрушевской?



Читатель может понять текст, в котором ему неизвестно ни одного слова, если он знаком с русской грамматикой.








Студенты знакомятся с карточкой. Слушают сказку и одновременно следят за текстом на карточке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Включаются в работу.




Студенты отвечают, делятся впечатлениями.




Она написана на непонятном языке.



Да

Да



Задали вопрос



Студенты записывают число и тему урока, затем находят и выписывают существительные:

Калуша, калушата, калушаточки.


Порядок морфемного разбора слова.

— Определили часть речи выписанного слова;

— Изменяя форму слова, определили окончание, обозначили его графически;

— остальную часть обозначили как основу;

— нашли в основе корень, подобрав однокоренные слова, обозначили его графически;

— по смыслу определили: один корень или несколько;

— если корень не один, нашли интерфикс и обозначили его графически | о |;

— часть слова перед корнем обозначали как приставку;

— часть слова после корня — как суффикс(ы).



Корень –калуш-

Окончание –а-; -и-

Суффиксы –ат-; -очк-

Да. Суффикс –ат-: придаёт значение принадлежности к группе маленьких животных (цыплята, котята),

суффикс –очк-: придаёт уменьшительно-ласкательное значение.


Да, о каких-то существах, среди которых есть маленькие.


Мы задали к нему вопрос.


Глагол «СЯПАЛА»

Прилагательное «НЕКУЗЯВАЯ»

Наречие «ЗЮМО»



Все части речи можно разделить на три группы: самостоятельные, служебные, междометия.



К группе самостоятельные части речи.


Самостоятельные части речи имеют лексическое и грамматическое значение, являются членами предложения.



Студенты отвечают, определяя границы знаний



Имя существительное обозначает предмет и имеет общее грамматическое значение предметности.


Конкретные, абстрактные (отвлечённые), вещественные, собирательные.


Мы можем предположить, что существительные КАЛУША С КАЛУШАТАМИ относятся к группе КОНКРЕТНЫЕ имена существительные, так как обозначают предмет материального мира, а именно КАКИХ-ТО ЖИВОТНЫХ.



Существительные характеризуются следующими морфологическими признаками: род, склонение, число, падеж.


Да, например, калуша – ж.р. (она, моя), ед.ч., И.п.




Имя существительное способно выступать в роли любого члена предложения.



В данном отрывке имена существительные являются подлежащими и дополнениями.


Знание основных правил грамматики русского языка.


ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ПК 4.1. Разрабатывать и применять учебно-методические материалы с учетом достижений современной науки и техники, санитарно-гигиенических требований, требований правовых и нормативных документов; создавать предметно-развивающую среду в кабинете

ПК.5.1.Проектировать, организовывать и контролировать процесс изучения родного языка в начальных классах на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования

Устный контроль

Тренировочные упражнения

Фронтальный опрос


III. Планирование

Исходя из темы нашего урока, мы должны поставить цель урока.

Мы должны сегодня обобщить и закрепить учебный материал, изученный в основной школе.

Для достижения цели нам нужен план урока:

1. Закрепить знания о том, на какие группы по значению делятся все имена существительные.

2. Отработать умение определять грамматические категории имени существительного: род, число, падеж, вспомнить особенности склонении имен существительных.

3. Вспомнить правописание суффиксов имен существительных и порядок морфологического разбора имени существительного.

Зачем нам это нужно знать?

Мы должны быть грамотными людьми, то есть любить свой родной русский язык, исследовать его; трепетное отношение к родному языку - это и есть патриотизм.

Студенты формулируют цель урока совместно с преподавателем (закрепление знаний об общих морфологических признаках имени существительного и т. д.)

Мы должны сегодня обобщить и закрепить учебный материал, изученный в основной школе.





Чтобы не испытывать затруднений при выполнении любой письменной работы, не делать ошибок.

А также не испытывать трудностей при составлении конспектов к урокам русского языка при прохождении практики «Пробные уроки».



  1. Основной этап занятия

IV. Практическая деятельность







ЧЕРЕЗ 20 мин. после звонка на урок


ПРОВОДИТ СТУДЕНТКА, ПОКАЗЫВАЕТ ДВИЖЕНИЯ


Физкультурная разминка «Идет солдат по городу». Ведущая - Перышкова Наталья. - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

С 37 секунды включаем

ОТКРЫТЬ ЗАРАНЕЕ


Все правильно. А теперь приступим к выполнению нашего плана (пункт 1).

Обратимся к карточке. Прочитайте задание. На какие разряды делятся имена существительные по значению?

Упражнение 1. В тетради для практических работ распределите существительные по графам в зависимости по их значению (конкретные, отвлечённые (абстрактные), вещественные, собирательные).

1 вариант: вороньё, упрямство, сахар, героизм, разносчик, мёд, беднота, лиса, пехота, молоко, ходьба, мелюзга, посуда, стол.

2 вариант: ворона, алюминий, молодняк, жемчуг, детвора, восторг, бег, кукла, дрожжи, отряд, мошкара, свежесть, теплота, белизна.

1 вариант

конкретные

отвлечённые

собирательные

вещественные

Разносчик

Лиса

Стол

Упрямство

Героизм

Ходьба

Вороньё

Беднота

Пехота

Мелюзга

Посуда

Сахар

Мёд

Молоко

2 вариант

конкретные

отвлечённые

собирательные

вещественные

Ворона

Кукла

Отряд

Восторг

Бег

Свежесть

Теплота

Белизна

Молодняк

Детвора

Мошкара

Алюминий

Жемчуг

Дрожжи


Взаимопроверка:

Без ошибок - «5»

1 ошибка – «4»

2 - 4 ошибки – «3»

5 и более – «2»




Мы выполнили 1 пункт плана.

Переходим к заданию 2.

Упражнение 1. Определите род данных существительных. Спишите их, раскрывая скобки, проставьте, где это необходимо, ь и просклоняйте.

Бандероль, картофель, болтун, разиня, аккордеон, портфель, тюль, шампунь, стремя, пианино, вино, ваниль, пюре, секретарь, врач(?), плач(?), реч(?), помощ(?), лентяй, жюри, кенгуру, табель, тихоня.



Упражнение 2. Спишите, согласуя прилагательные и местоимения с существительными. После каждого существительного укажите в скобках его род и склонение. Несклоняемые существительные подчеркните.

Зн…менит… фамилия, изб…рательн… бюллетень, яблочн… повидло, грузов… такси, ст…ринн… рояль, заказн… бандероль, запасн… путь, горяч… кофе, авторитетн… ж…ри, военн… атташе, известн… маэстро, чёрн… лебедь, полев… мышь, ш…лков… кашне, нов… шампунь.



















Упражнение 3. Прочитайте. Выпишите в два столбика существительные, употребляющиеся: 1 вариант — только в единственном числе; 2 вариант — только во множественном числе.

Ворота, рояль, сумерки, гражданин, студенчество, молодёжь, студент, заявление, фамилия, золото, чернила, опилки, счета, счёты, кружева, листва, листья, щипцы, вожжи, дрожжи, перец, сторож, инженер, тишина, ловкость, очки, лагерь, весы, отруби, терпение, бегство, сливки, будни, путь, офицер, площадь, лестницы, жмурки, дрожки, глаз, мощь, сила, судьба, молотьба, белизна, именины.


Теперь обменяйтесь тетрадями и определите уровень умений и знаний друг друга. По цепочке эффективно проверить, так как можно оценить каждого.

Без ошибок - «5»

1 ошибка – «4»

2 - 4 ошибки – «3»

5 и более – «2»










Мы выполнили 2 пункт плана


Далее студент делает сообщение о правописании суффиксов сущ.

— в сущ., кот. обозначают людей по роду занятий суффикс –ЧИК- пишется после Д, Т, З, С, Ж.

— в остальных случаях пишется –ЩИК-

— перед –ЧИК и –ЩИК после Л пишется Ь.

Следует различать суффиксы –ИК и –ЕК;

-ЕК — если при изменении формы слова Е выпадает (кусочек – кусочка);

-ИК – если при изменении формы слова И сохраняется (мячик – мячика).

Далее студенты открывают страницу 164 учебника и вспоминают порядок морфологического разбора имени существительного.

Мы выполнили 3 пункт плана.

Мы выполнили все пункты плана нашего урока.



Конкретные, отвлечённые, вещественные, собирательные.

Студенты отвечают, выполняют задание, делают выводы



К КОНКРЕТНЫМ именам существительным относятся слова, обозначающие предметы, явления, события, подлежащие счёту.

К ОТВЛЕЧЁННЫМ (абстрактным) относятся

существительные, обозначающие отвлечённые понятия, признаки, действия и состояния: радость, счастье, дружба, синева, мужество, чтение, выносливость;

К ВЕЩЕСТВЕННЫМ относят существительные, обозначающие различные вещества: кислород, озон, молоко, масло, соль;

К СОБИРАТЕЛЬНЫМ - существительные, обозначающие множество одинаковых предметов или лиц как неделимое целое: молодёжь, студенчество, профессура, листва.


Выполняют, делают вывод о том, что род — это постоянный признак имени существительного; существительные бывают ж., м., ср. и общего рода.

Просклонять существительное — значит изменить его по падежам и числам.

Вспоминают правило постановки Ь в сущ. Ж. и М. рода.


Студенты работают в тетради для практических работ. Комментируют по цепочке. Определяют род и склонение имён существительных. Делают вывод, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению. Вспоминают разносклоняемые существительные.

Существительные мужского рода путь и десять слов среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) относятся к разносклоняемым, так как имеют в формах Р. п., Д. п. и П. п. окончание -и (пути, времени), как существительные 3-го склонения (ср.: дочери, ночи), в форме Т. п. — окончание -ем/-ём (путём, временем), как существительные 2-го склонения (ср.: ручьём, полем).


Выполняют. Делают вывод. Число существительных — это непостоянный морфологический признак существительных, который указывает на количество предметов.

Выделяются следующие группы существительных:

1) имеющие формы единственного и множественного числа, к которым относятся конкретные существительные. Значение числа выражается при помощи окончаний (дом — дома, улица — улицы) и определённых формообразовательных суффиксов (стул — стул[jа], зайчонок — зайчата, брат — брат[jа]);

2) имеющие форму только единственного числа, к которым относятся: а) собирательные: листва, молодёжь, студенчество;

б) отвлечённые: радость, белизна, нравственность, дружба;

в) вещественные: бензин, рожь, йод, молоко;

г) имена собственные: Урал, Волга, журнал «Здоровье»;

3) имеющие форму только множественного числа, к которым относятся существительные, обозначающие:

а) название определённых предметов: сани, ножницы, брюки;

б) отвлечённые: сутки, сумерки, проводы, будни;

в) вещественные: духи, чернила, белила, дрожжи, щи;

г) имена собственные: Афины, Кордильеры, «Вести».

Существительные сани, ножницы, брюки и т. д. не относятся ни к мужскому, ни к среднему, ни к женскому роду.



Если сообщение не подготовлено, то студенты самостоятельно в виде схемы заносят сведения в тетрадь для теории и записывают свои примеры.






ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

ПК 4.1. Разрабатывать и применять учебно-методические материалы с учетом достижений современной науки и техники, санитарно-гигиенических требований, требований правовых и нормативных документов; создавать предметно-развивающую среду в кабинете

ПК.5.1.Проектировать, организовывать и контролировать процесс изучения родного языка в начальных классах на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования

Устный контроль


Тренировочные упражнения

Индивидуальный опрос

Фронтальный опрос

Письменный контроль

  1. Заключительный этап занятия

V.Осуществление контроля

Преподаватель проводит этот этап урока либо с помощью упражнений в LearningApps.org при наличии кабинета с интерактивной доской, либо студенты с помощью полученных на уроке знаний выполняют морфологический разбор имени существительного из упражнения 91 на стр. 169 учебника. Слово «КОШКУ» из предпоследнего предложения.

Хозяин дома при его закладке замуровывает под фундаментом деньги, запускает первыми в новое жилище кошку или собаку.

Кошка — в н. ф., собственное, одушевлённое, ж. р., ед. ч., 1-го скл., В. п., запускает (кого?) кошку, дополнение.


Преподаватель предлагает открыть доску и проверить разбор. Взаимопроверка.

Преподаватель предлагает обменяться карточками, проверить их и оценить.

Без ошибок - «5»

1 ошибка – «4»

2 - 4 ошибки – «3»

5 и более – «2»



Студенты слушают, выполняют, один выполняет на скрытой доске, потом все вместе проверяем (либо тренировочные упражнения на интерактивной доске).

Образец выполнения – стр. 164 учебника Антоновой, Воителевой для слабых студентов.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ПК.5.1.Проектировать, организовывать и контролировать процесс изучения родного языка в начальных классах на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования

Наблюдение

Письменный контроль

VI. Подведение итогов урока

Преподаватель просит поднять руки тех, у кого в течение урока за задания были оценки «5», «4», «3» т.д.


Студенты поднимают руки, анализируют ошибки, обсуждают работы друг друга.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Наблюдение

Оценивание

VII. Рефлексия

Самооценка.

Давайте оценим свою работы на уроке. Преподаватель предлагает оценить свою работу, заполнив анкету.



1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется



Студенты выбирают вариант ответа, анализируя свою деятельность на уроке.


активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

Письменный контроль

Оценивание

  1. Задание для самостоятельного выполнения

VIII. Выдача задания для самостоятельного выполнения (домашнее задание)

Преподаватель предлагает задание для самостоятельного выполнения: выучить теоретический материал параграфа по теме «Имя существительное», подобрать три слова-термина, соответствующих вашей профессии и просклонять их, а также дать грамматическую характеристику этим словам.

Отработать практические навыки с помощью упражнений в LearningApps.org можно при наличии интерактивной доски.

Обучающиеся изучают требования к выполнению задания, слушают рекомендации. Выполняют задания.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ПК.5.1.Проектировать, организовывать и контролировать процесс изучения родного языка в начальных классах на основе федеральных государственных образовательных стандартов, примерных основных образовательных программ начального общего образования

Устный контроль

Наблюдение



ССЫЛКА НА ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК АНТОНОВОЙ, ВОИТЕЛЕВОЙ: ryc.az.pdf (yandex.ru)