Класс 4
Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени»
Тип урока: открытия «нового» знания
Цель: обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола.
Задачи
Направленные на достижение личностных результатов:
Л1: формировать положительное отношение к языковой деятельности;
Л2: формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Формировать/развивать умение:
Р1: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
Р2 : умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;
Р3: понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
П1: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
П2: осуществлять синтез как составление целого из частей;
П3: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его;
К2:: слушать собеседника и понимать речь других.
Предметные результаты урока:
Обсуждение последовательности действий при выборе личного окончания глагола;
Объяснение правописания безударных личных окончаний глаголов;
Установление наличия в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.
Оснащение урока:
Материалы для учителя: Учебник «Русский язык» Канакина, Горецкий 4 класс 2 часть..
Материалы для учащихся: Учебник «Русский язык» Канакина, Горецкий 4 класс 2 часть; рабочая тетрадь, памятки, карточки с дифференцированным заданием, карточки для рефлексии.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы обучения, КРР |
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учителя. Настраивает учащихся на урок. -Давайте улыбнемся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всем и справиться с любой задачей. (На слайде высказывание). - Чем же интересен русский язык? Какое богатство в нем скрыто? Каждый урок мы с вами в этом убеждаемся, что ни слово, то тайна, новый секрет. Вот и сегодня на уроке мы откроем новую тайну русского языка. -Откройте тетрадь, запишите число и классная работа. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок. Читают высказывание: - Самая большая ценность народа – его язык, на котором он пиш*т, говор*т, дума*т. вставляют пропущенные буквы. -В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн. Записывают в тетрадь число, классная работа Показывают свою готовность. | Л1: формировать положительное отношение к языковой деятельности; К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | Формирование готовности восприятия учебного материала Беседа Игровой метод |
2. Актуализация опорных знаний | Минутка чистописания Подготовим наши руки к письму. Выполним минутку чистописания. Кто красиво писать старается, В словах редко ошибается. (Осуществляет контроль за осанкой и положением руки и тетради при письме). Закрепление пройденного -А сейчас угадайте, что спряталось в загадке? Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … - Правильно, речь пойдёт о глаголе. Устный опрос по теме прошлого урока. Дифференцированная работа Предлагает учащимся задания для работы у доски. Фронтальная проверка. | Прописывают в тетради сочетания: Ем, ешь, ете, ет, им, ишь, ите, ит. - Глагол. Называют изученные признаки глагола. Повторяют правило определения спряжения у глаголов. Вспоминают глаголы – исключения. У доски несколько учеников выполняют разбор слов барабанит, зеленеет, догоняет, листочки, понюхаешь по составу, один – ловит как часть речи. Остальные выполняют самостоятельно в тетради. | Р2: формировать умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи Р1: формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; П1: осуществлять синтез как составление целого из частей К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | Беседа Игровой метод Беседа |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | -Итак, ребята! Мы с вами вспомнили и назвали признаки глагола. Только это были некоторые из всех его данных. Сегодня мы узнаем ещё кое-что о глаголе. Задание: проспрягать глагол падать. — Запишите в тетради глагол «подавать». Проспрягайте его, выделите окончания. — Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные окончания глаголов? — Какие глаголы относятся к I спряжению? — Какие глаголы относятся ко II спряжению? — Поставьте ударение в слове падать. На какой слог падает ударение? Падает ли он на гласную в окончании? Определение темы урока. Постановка цели и задач | -1-е л.ед.ч - (я) падаю 2-е л.ед.ч – (ты) падаешь 3-е л.ед.ч – (он, она, оно) падаёт. -ловит (что делает?) гл, действ. предм. -Спряжение. -Глаголы, которые оканчиваются на -ать, -оть, -уть, -еть. -Глаголы, которые оканчиваются на –ить. -Падать. Ударение падает на 1-й слог. Окончание безударное. -Правописание личных безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. -Цель : обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола -Задачи: Обсуждать последовательности действий при выборе личного окончания глагола; Объяснять правописание безударных личных окончаний глаголов; Устанавливать наличия в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. | П2: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; К2:: формировать умение слушать собеседника и понимать речь других; Л2: формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; Р1: формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Подводящий диалог |
3.2. Открытие нового знания Физ.минутка | Работа с учебником. Обращение к правилу на с.94. -Откройте учебник на с.94. Обратите внимание на правило, которое нам предлагает Мудрая сова. (Выдаёт памятки детям с ОВЗ)(Прил. 1.) -Какие признаки нам нужно помнить, чтобы правильно написать безударное окончание в глаголе? -Что ещё необходимо сделать с глаголом? Работа над упр.200, с.98 — Прочитайте задание. — Расскажите алгоритм определения спряжения. — Распределите глаголы по 3 группам. Запишите в тетради. Коллективная проверка. Комментирование выполнения задания. Обращение к таблице на с.93 Упр. 201 (с. 99). – устное выполнение. -Сейчас ребята мы немного отдохнём, а также вспомним формы глаголов. Итак, наша игра начнётся с общего действия – тянем руки, все вместе тянем. А теперь кто-то из вас покрутится на месте с закрытыми глазами, а когда скажу «стоп!» - остановится с вытянутой рукой. На кого он укажет, тому и скажет действие. Дальше по желанию. (Проводит разминку). | Работают с учебником, читают правило. -Спряжение. -Поставить в неопределённую форму. Работают с упражнением в учебнике. Выполняют задание. К доске выходят по одному обучающемуся на каждую группу. Остальные в тетради. Вспоминают спряжения глаголов и соответствующие им личные окончания. Выстраивают алгоритм рассуждения при написании безударного личного окончания. Загадывают друг другу движения, выполняют их. | Л1: формировать положительное отношение к языковой деятельности; познавательной цели; К2:: формировать умение слушать собеседника и понимать речь других; Л2: формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; Р1: формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Работа с книгой Беседа Работа в парах |
3.3..Первичное закрепление | Работа по учебнику Упр. 202 (с. 99) — Прочитайте задание. — Расскажите алгоритм определения спряжения. — Определите спряжение глаголов. (Работа по цепочке.) — Распределите глаголы по группам в соответствии с заданием. (Проверка.) — Назовите глаголы с ударным окончанием. — Назовите глаголы I спряжения с безударным окончанием. — Назовите глаголы II спряжения с безударным окончанием. (Самооценка.) — Выполните разбор слов по составу. Работа по учебнику Упр. 203 (с. 99) | Работают с упражнением. Выполняют задание, по очереди определяя спряжение глаголов. Распределяют глаголы по группам. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание. Устный разбор задания. По одному выходят к доске, выполняют упражнение. | Р3: развивать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; П3: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; | Беседа |
3.4.. Самостоятельная работа | Дифференцированные задания (Прил.2) | Выполняют задания на карточках: -на красных - обучающиеся с низким уровнем знаний; -на жёлтых – со средним уровнем; -на зелёных – с высоким уровнем знаний. | Р3: развивать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; П3: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; | Самостоятельная работа |
3.5. Повторение и включение в систему знаний | -Какая у нас была тема урока?
Какую цель мы поставили?
Как вы думаете, мы достигли цели? Что нам помогло в достижении цели?
Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола? Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием? Какие глаголы относятся ко II спряжению? К I спряжению? | -Правописание личных безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. -Цель : обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола -Цель достигнута. -Нам помогло знание правил и создание алгоритма для определения правильного окончания глагола. -спряжение глагола -по неопределенной форме -Глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на -ать, -оть, -уть, -еть. -Глаголы, которые оканчиваются на –ить. | К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; К2:: формировать умение слушать собеседника и понимать речь других | Беседа Игровой метод |
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Домашнее задание | -У каждого из вас лежат на парте сигнальные карточки трёх цветов. Сейчас я буду произносить предложения. Вы будете с помощью карточек показывать своё отношение к данным предложениям: красный цвет – «ещё не умею, не знаю»; жёлтый – «затрудняюсь, есть сомнения»; зелёный – «умею, знаю».(Прил 3) - Я умею определить безударное окончание глаголов настоящего и будущего времени. - Я понимаю, чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно определить его спряжение. - Я могу определить спряжение глагола по 3 лицу мн. числа. - Я понял, как определить спряжение глагола по его неопределённой форме. Д/З: с. 100, упр. 204. | Оценивают свою деятельность. Записывают домашнее задание. | Р3: развивать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; | Самооценка Игровой метод |
Приложение 1
Запомни!
Приложение 2
Для детей с низким уровнем
Прочитай слова. Подчеркни глаголы.
Подсказка: глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?
Зелень, зеленеть, прыжок, прыгать, соль, солить, зелёный, говорить, разговор, путать, путаница, писать, письменный, сочинять, сочинение, проверка, проверять, пение, петь, запевать.
По неопределенной форме определить спряжение и вставить пропущенную букву в окончание.
Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.
Для детей со средним уровнем.
Прочитай глаголы. Подбери к ним антонимы.
Помнить, дать, смеяться, купить, найти, открыть, налить, одеть, надеть, принести.
Прочитай слова. Запиши глагол в форме настоящего числа в указанном лице.
Носить – я , строить – мы , собирать - , поднимать – вы , решать – он , кричать - они .
Для детей с высоким уровнем
Прочитай. Раздели текст на предложения. Подчеркни грамматические основы предложений. Укажи спряжение глаголов.
День наступил Звенит по камешкам ручей река шумит с криком летит к нам стая журавлей луг покрывается ковром из пёстрых цветов весело жужжит пчела она перелетает с цветка на цветок солнце весело глядит на прекрасную картину дня скоро наступит вечер.
Прочитай. Соедини части пословиц. Вставь пропущенные буквы.
Нет друга – ищи, а имей сто друзей.
Дружба верна не лест..ю, а т..варища выручай.
Старый дру.. а тот, кто пом..гает.
Друз..я п..знаются а нашел – бер..ги.
Не тот друг, кто потакает, а правдой и честью.
Сам пр..падай, лучше новых двух.
Не имей сто рублей, в беде.
Приложение 3.