1. Определять склонение имён существительных в форме множественного числа;
2. Изменять имена существительные в форме множественного числа по падежам;
3. Определять падеж имён существительных во множественном числе;
4. Правильно писать падежные окончания имён существительных во множественном числе.
1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
2. Осознавать важность грамотного письма.
1. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
1. На основе анализа делать выводы, доказывать своё мнение.
2. Извлекать информацию из учебника, из таблицы.
3. Отличать новое от известного, открывать новые знания.
4. Работать с алгоритмом и ориентироваться в своей системе знаний.
1. Понимать и сохранять учебную задачу и решать её под руководством учителя.
2. Планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
I Мотивация к учебной деятельности | Наш урок я начну строчками из стихотворения Валерия Брюсова «Работа». Великая радость - работа, В полях, за станком, за столом! Работай до жаркого пота, Работай без лишнего счёта – Всё счастье земли – за трудом! Назовите главную мысль стихотворения. Что нам хотел сказать автор? Какое отношение могут иметь эти строки к нам? Желаю вам хорошо потрудиться! Пусть наша работа на уроке принесёт вам радость! | Слушают стихотворение Работа должна приносить радость человеку. Где бы человек ни работал, свою работу должен делать хорошо и во благо других людей. Только тогда человек доволен и счастлив. Если мы хотим узнать новое и научиться чему-то, то должны хорошо работать на уроке, стараться и только тогда результаты нашей работы принесут нам радость. | Слайд №2 |
II Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Откройте тетради и запишите число, классная работа. Прочитайте предложение, запишите его в тетрадь, вставляя пропущенные орфограммы. У берё.ки вьюга посер.брила инеем ги.кие ветви. Проверим. Подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи; найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие, определите род, число, а затем падеж и склонение имен существительных. -проверяем Сформулируйте затруднение. | Открывают тетради, записывают число, классная работа. Читают предложение. Записывают. Проверяют написание и объясняют вставленные орфограммы. Проверяют. Определяют склонение и падеж имён существительных. Мы смогли определить склонение и падеж только имён существительных в единственном числе: у берёзки (1 скл., Р.п.), вьюга (1 скл., И.п.), инеем (2 скл., Т.п.) Мы не умеем определять склонение и падеж имён существительных во множественном числе. Эту тему мы ещё не проходили. | На доске Слайд №3 |
III Определение темы и целей урока IV Открытие нового знания | -Тема урока -Цель урока -Что узнаем? -Чему научимся? - Хорошо! - Какие шаги учебной деятельности вы делаете? • Вспоминаем то, что изучено • Определяем основной вопрос урока • Открываем новые знания. • Применяем новые знания - Откройте учебники на стр. 132 прочитайте слова из словаря. - Кто может объяснить значение этих слов? - А если мы всем классом отправимся в путешествие, то как нас можно будет назвать? Запишите его в тетрадь, выделите орфограммы. - Вспомним правила работы в группе. - Составьте предложения из данных слов. Работа в группах. К какому склонению относится данное слово? Обсудите этот вопрос в группах и укажите в скобках склонение. - Чья группа готова дать ответ?) - Сравните свой алгоритм, который вы вывели самостоятельно с авторским Выводом в учебнике - Послушайте внимательно. Совпадают ли ваши рассуждения? - По этому алгоритму вы будете работать при определении склонения сущ. мн. числа. Вы сможете пользоваться этим алгоритмом. Я вывешиваю его на магнитной доске. | Склонение имён существительных во множественном числе. Узнаем, как определить склонение и падеж имён существительных во множественном числе. Научимся правильно писать падежные окончания имён сущ. мн. числа Путешествие, путешественник Объясняют (путешественники) Это существительное множественного числа. Составляют предложения. Записывают. ( Путешественники – 2 скл.) Поднимают руки Поставили сущ. в н.ф. Вспомнили правило Определили склонение Стр 131 читают, поясняют | Слайд №4 Слайд №5 Слайд №6 Слайд №7 Правила работы в группах – на магнитной доске Слова в конвертах для групп Слайд №8 Алгоритм определения склонения – на магнитной доске. |
V Физкультминутка | Я буду называть слова, а вы, если услышите слово в единственном числе, то приседают девочки, во множественном числе – приседают мальчики. СТРАНЫ, ШКОЛА, РУЧКА, АПЕЛЬСИНЫ, ЯБЛОКО, ЛИНЕЙКА, ТИГР, ТИГРЯТА, ПАРТЫ, МЕТЕЛЬ, ТУЧА, СЕРДЦЕ, ДУША, ДНИ, НОЧИ. Молодцы, справились! | Дети выполняют задание | |
| С алгоритмом определения склонения мы определились. Давайте просклоняем имя существительное газеты на доске. А вот какие окончания имеют существительные множественного числа при склонении вы исследуйте теперь сами, работая в группах. Как работаем в группе? Определить склонение существительного, данного в конверте Просклонять это существительное по падежам. Выделить окончания. В конвертах: 1 группа - берёзы 2 группа - столы 3 группа – мыши 4 группа – коты 5 группа – апельсины 6 группа - учебники Группа, которая справилась, показывает сигнал готовности. Каждая группа озвучивает свое задание и доказывает свои рассуждения. А теперь заполним таблицу окончаний имен существительных множественного числа. - Что вы заметили? | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. | И.п. | -ы | -ы | -и | Р.п. | | -ов | -ей | Д.п. | -ам | -ам | -ам | В.п. | -ы | -ы | -ей | Т.п. | -ами | -ами | -ами | П.п. | -ах | -ах | -ах | -Ребята, заполните свои карточки. Молодцы, справились с заданием. | Объединяются (У нашей группы было слово … Оно относится к …, потому что в … При склонении этого сущ. мы увидели, что в … ) . Существительные множественного числа, разных типов склонения в Д, Т, П. падежах имеют одинаковые окончания. | Задания – в конвертах Наглядное пособие (плакат) На экране появляется таблица окончаний Слайд №9 |
VI Первичное закрепление | - А сейчас работа на доске. Определите склонение имён сущ. мн. числа и напишите падежные окончания сущ. мн. числа. Выполнение задания поочередно у доски. из кальмар… -ов Р.п. в город… -ах П.п. от запах… - ов Р.п. на болот… -ах П.п. по звёзд… –ам Д.п. на выставк… -ах П.п. для музе.. . –ев Р.п. за корабл… -ями Т.п. | | Слайд №10 |
VII Самостоятельная работа | Карточки приложение 3 Определи падеж выделенных существительных. На кормушке сидя, птицы Чистят клювики свои. Тут щеглы, чижи, синицы И проныры воробьи. - Выполняем упр.251, с.132 (по рядам) самостоятельно. | Выполняют задания выполняют взаимопроверку. Оценивают работу. Взаимопроверка. | Индивидуальные карточки |
Подведение итогов | | | |
VIII Домашнее задание | Стр.132 упр.252 | Краткий разбор. | |
IX Рефлексия учебной деятельности на уроке | Оценивание учеников - Итак, ребята, какие знания вы сегодня на уроке приобрели? - Тема урока? - Цель урока? вы получили? - Давайте проверим, все ли вам было понятно на уроке, или кому – то нужна дополнительная помощь? | - Научились склонять сущ. во мн. числе, писать падежные окончания сущ. мн. числа. отмечают | Домашнее задание Плакат-таблица, карточки |