СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Три склонения имен муществительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и истории Санкт-Петербурга

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Три склонения имен муществительных"»

Технологическая карта урока Русского языка

Тема: Три склонения имён существительных

Тип: Изучение нового материала

Цель: Создать условия для актуализации знаний учащихся об имени существительном, их роли в речи, обучения умению различать типы склонения имён существительных в единственном числе по окончанию и роду

Планируемые результаты

Предметные:

Развитие умений определять склонение имен существительных, обобщать материал.

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Метапредметные:

  • Регулятивные:

- Волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

- Оценка результатов своей деятельности на уроке;

  • Познавательные:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов


  • Коммуникативные:

- Планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

- Работать в паре, не конфликтуя;

- Убеждать одноклассников в вежливой форме в своей правоте;

- Аргументировать свои высказывания, приводить доводы и доказательства.


Личностные:

  • Учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

  • Воспитание любви и уважения к родному городу.


Ресурсы урока: учебник «Русский язык» (4 класс), серия «Школа России» 2 часть, контрольно-оценочные листы. Полникова М.Ю. Дидактическая тетрадь по русскому языку (3 класс), презентация, демонстрационные

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Актуализация необходимых знаний

Орг. Момент. Мотивация к деятельности.

В рупор: Уважаемые жители и гости нашего города! Приглашаем вас на экскурсию по историческим местам Санкт-Петербурга. Пожалуйста, проходите, занимайте свои места. А может, мы поедем на автобусе? У нас три автобуса. А вашим экскурсоводом буду я.

- Пора отправляться!...


Видеофрагмент


- Какие достопримечательности города вы увидели?

- В каком году основан город (1703)

- Сколько раз город менял своё имя? (с 1703 – Санкт-Петербург, 1914 – Петроград, 1924 – Ленинград, 1991 – Санкт-Петербург)


Актуализация знаний. Формулирование темы и задач урока

О Петербурге часто говорят одну фразу. Соберите её из слов (слайд 3)


Не бывал, не видал, красоты, в Петербург…, Кто.

Кто в Петербург... не бывал, красоты не видал.

- Как вы думаете, почему пропущена буква? (возникает вопрос, какое писать окончание, оно в слабой позиции, безударное).

- Итак, мы сегодня поговорим и об окончаниях имен существительных во время путешествия по нашему городу.


Открытие нового знания

- Ответим на вопросы викторины. Запишите ответы. Каждое слово на отдельной карточке. Выделите окончания:

1. Нева – главная ________ в Санкт-Петербурге (река). (При впадении в Финский залив разбивается на несколько речек. Между ними острова) (слайд (4-5)

2. Самый большой музей в городе – Зимний ______ (дворец). Зимний дворец построен для Петра 1 и его семьи в 1711 г. Доменико Трезини. (Слайд 6-7)

3. Марсово __________(поле). При Петре 1 называлось потешным, на нем проводились строевые занятия (Слайд 8-9)

4. Дворцовая _____(площадь) – самая большая в Петербурге. В центре возвышается колонна – огромный монолит – символ победы добра над злом (Слайд 10-11)

5. Петропавловская _________ (крепость) – первое сооружение города (Слайд 12-13)

6. Петр1, создавая наш город, был совсем юным. Как его можно назвать? (юноша)


- Прочитайте слова, которые написали.

- Чем они похожи? (существительные, Н.Ф., ед.ч., И.п.)

Подумайте, по каким грамматическим признакам можно разделить имена существительные на группы? (по роду). Сгруппируйте слова.


- Ребята, ещё можно классифицировать слова по их падежным формам (окончаниям). И «поедут они каждый в своём автобусе».


1

2

3




-а, -я

-о, -е


- Посмотрите на таблицу окончаний и подумайте, к какому столбику будет относиться каждое слово.

Распределите слова, в соответствии с таблицей.


река

дворец

крепость

юноша

поле

площадь


- Подумайте, почему они распределены на 3 группы? (3 типа склонения, три пути имен существительных).


- А теперь попробуйте сформулировать тему урока. (три типа склонения имён существительных) (Слайд 14)

- Чему же мы должны научиться сегодня? (определять склонение имён существительных)


- Это основная задача нашего урока сегодня.


- Оказывается, в зависимости от падежных окончаний имена существительные можно разделить на три большие группы – ТРИ СКЛОНЕНИЯ. (магнитное наглядное пособие). Впишите в таблички род имён существительных.



- Как определить тип склонения имён существительных? (слайд 15)

1. Поставить существительное в начальную форму.

2. Определить род.

3. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

4. По роду и окончанию определить склонение.







Мотивация к деятельности




Просмотр видео











- Составляют предложение и записывают в тетрадь.

- В чём проблема?



Постановка цели урока.




- Работа в паре.




Отвечают на вопросы, записывая ответы на карточках;













Высказывают свои варианты слова, образовавших «Былина»


- Анализируют языковой материал.

- Группируют слова по заданному признаку.







Высказывают предположения по теме урока;

Формулируют задачи урока;


















Высказывают предположения по теме урока;

Формулируют задачи урока;





Работа в парах по карточкам.

Обсуждают выполненное задание.

К 1 СКЛОНЕНИЮ относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, - я в начальной форме.

Ко 2 СКЛОНЕНИЮ относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода окончаниями -о, - е в начальной форме.

К 3 СКЛОНЕНИЮ относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием, и Ь на конце в начальной форме.




Построение алгоритма.

Формирование и закрепление полученного опыта. Применение полученных знаний и умений

- Физкультминутка.

- Я буду называть слова. Если это существительное 1 склонения, вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 склонения – наклон вперёд, руки должны достать носки. Если 3 скл. – подпрыгнуть.

Игла, шпиль, эрмитаж, кунсткамера, крепость, всадник, Нева, Пётр, верфь, сфинкс.

- Выполняют упражнения.

Организация познавательной деятельности


- Наряду с достопримечательностями Санкт-Петербург знаменит людьми, которые жили здесь. Например, А. Блок, А.С. Пушкин, И.А. Крылов….


- Выпишите по рядам существительные.

Первый ряд – слова 1 склонения,

Второй ряд – слова 2 склонения.

Третий ряд – слова 3 склонения.


Слова из стихотворения А. Блока. (слайд 16)

Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века.

Всё будет так. Исхода нет…


- (Проверка: выносим слова на доску)


Самостоятельная работа по рядам.




Взаимопроверка.




Сверяем результат работы с тем, что на доске.


- Посмотрите на следующие строки. Попробуйте сформулировать задачу к работе над этим текстом. (Слайд 17)

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…


- Можем ли мы сразу определить склонение имён существительных? Как? Что для этого нужно сделать? (Нужно поставить в форму именительного падежа, единственного числа.)


Работа в паре.


Фронтальная проверка.

Самостоятельное применение полученных знаний

М.Ю. Полникова Дидактическая тетрадь по русскому языку


С. 47 Упр. 14 (слайд 18)



- Работа по алгоритму.

Подведение итогов. Рефлексия (оценивание)

- Д.З. с. 47 Упр. 13 – посмотрите, какая задача перед вами стоит.?


- Ребята, город не сразу строился. (Слайд 19) Сначала эта территория принадлежала шведам. В тяжёлых боях Пётр 1 отвоевал эти земли, чтобы получить выход к Балтийскому морю. Здесь он заложил первый камень – фундамент нового великого города («поиграть» с магнитным пособием)


- А какой фундамент, основу заложили мы? (Изучили типы склонения имён существительных)


- Начертите на полях шкалу оценки. Оцените, насколько сегодня вам понятно, как определить склонение имён существительных.


- В Петербурге шпиль Петропавловской крепости всегда являлся самой высокой точкой. На самом верху флюгер, показывающий направление ветра. Зачем же мы сегодня тоже искали направление, «дорожку» для имён существительных, отправляли их по определённому маршруту?

- Почему важно уметь относить слово к определённому типу склонения? (Чтобы правильно писать окончания имён существительных)

Этому мы и будем учиться на следующих уроках…


- (Слайд 20) Каждый день, ровно в 12.00, с шестым ударом курантов, раздаётся выстрел пушки, установленной на Нарышкином бастионе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Эта пушка никогда не была боевой.

- История полуденного выстрела начинается со времён Петра Первого. Тогда пушка стреляла не в полдень, а утром и вечером — давая сигнал к началу работы и к её окончанию, а также по поводу разных событий.

- И мы сегодня заканчиваем урок таким сигналом… (выстрел из пушки)


Записывают Д/З







Рефлексия.


Оценивают свою работу на уроке. Самооценка.

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;



контроль и оценка процесса и результатов деятельности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!