СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 4 класс) Тема: "Род и число имен прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок изучения нового проводился в 4 классе по теме: "Род и число имен прилагательных". К данному уроку составлена презентация. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 4 класс) Тема: "Род и число имен прилагательных"»

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 4 класс)

Предмет

Русский язык

4 класс

Тема урока

Род и число имен прилагательных

Тип урока

Урок изучения нового материала (комбинированный)

Цель

Актуализировать знания о грамматических признаках имен прилагательных: число и род

Задачи

Обучающие: сформировать умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам

Развивающие: развивать функциональную грамотность обучающихся развивать наблюдательность, внимание, речь, мышление учащихся; познавательный интерес; расширять кругозор, умение делать выводы, обобщать;

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, культуру учебного труда на уроке, аккуратность, дисциплинированность.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

- актуализировать знания о родовых окончаниях имен прилагательных;
- уметь изменять имена прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного;
- подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные;
- находить в тексте словосочетания существительных с именами прилагательными;
- определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам;
-уметь применять теоретические положения в условиях выполнения практических упражнений

Познавательные: дополнять и расширять имеющиеся знания и представления об именах прилагательных; развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Регулятивные: овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-развивать навыки сотрудничества со взрослым в разных социальных ситуациях,

-формировать мотивацию к творческому труду, интереса к языковой и речевой деятельности;

-способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

Коррекция нарушений развития ребенка

Коррекция внимания: развивать силу внимания (не замечать посторонних раздражителей).

Коррекция памяти: работать над запоминанием и воспроизведением учебного материала.

Коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, сравнения, обобщения; установление логических и причинно-следственных связей).
Коррекция речи: расширять активный словарь. Совершенствовать грамматический строй речи.

Основные понятия и термины

Имена прилагательные, род и число имен прилагательных, связь с сушествительным - согласование, признаки существительных и прилагательных

Средства обучения

Учебник: «Русский язык» 4 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»; мультимедийная презентация, электронный ресурс https://learningapps.org/1334103

Методы обучения

Словесные, наглядные, практические

Форма обучения

Фронтальная, индивидуальная.





Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

Развитие УУД

Функциональна я грамотность

I. Организационный момент Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс


Приветствие.

Добрый день, добрый час

Очень рада видеть вас.

- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостЯм, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Возьмитесь за руки и произнесите пожелание.

- Обратите внимание на правильную положение, вытяните ноги, зацепитесь за кушетку.

Девиз: Ребята, помогите мне составить девиз нашего урока.

- Вот такой девиз у нас. Хороший?

А какое это предложение по цели высказывания? Правильно, докажите!

- А каким бы вы хотели, чтобы был наш урок?

- А от кого это зависит? Только тогда, когда каждый будет активен, будет участвовать в уроке. Только тогда ему будет интересно, ну и работая вы будете узнавать и получать новые знания.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность


 



Приветствуют учителя.

Я желаю тебе успеха.

Я желаю тебе доброты.



Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей







(не зевать, На уроке, и писать, а работать.)



- «На уроке не зевать, а работать и писать!»

Побудительное, побуждает к действию

Познавательным, интересным.

От нас

УДД:

Личностные :

принятие и освоение социальной роли обучающегося; позитивный эмоциональный настрой

 Читательская ФГ 

 (Коммуникативная)

(планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно выражать свои мысли).

.

II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний




-Что вам было задано на дом?

-Что нужно было сделать в 4 упр.?

-Как вы думаете, с какой целью я задала именно это задание?

-Как образуются прилагательные?

-Что то еще было задано? Зачитайте мне свои предолжения.

-Что нужно было сделать в 5 упр.?

-Проверим ребят у доски

Оцените свою работу по правилу двух цветов: было легко, все хорошо, без ошибок - зеленый цвет; затруднялся, есть ошибки - красный

Проверяет правильность выполнения, понимание данной темы.

-Упр. 4 и 5

-В 4 упр. Надо было с помощью суффиксов образовать однокоренные имена прилагательные.
-Чтоб знали суффиксы, понимали как образуются прилагательные.

-Суффиксальным способом, от существительных и прилагательных.

-Составить предложение с прил.

-Списать и подчеркнуть прилагательные, разборы 1 и 4

Оценивают свои достижения при выполнении задания.

Компоненты языковой ФГ: формирование способов действий, необходимых для решения учебной задачи.

Компоненты читательской ФГ: анализ и обобщение полученной информации, способности оценивать свои достижения и трудности


III. Постановка цели и задач урока.













Мотивация учебной деятельности



























Минутка чистописания.

































































IV. Обобщение и систематизация знаний о числе и роде имен прилагательных



























































Наблюдение над языковым материалом по определению рода имени прилагательного



















































Первичное закрепление



1. Работа с учебником по определению числа имени прилагательного

(упр.8 стр.12)


– Великая, могучая, многонациональная, любимая ….

- О чем это я?)
– С помощью каких слов я смогла описать страну? Как называются эти слова?

Вспомним что это такое, хором

Вывешиваю термин.

!!!! А для чего мы изучаем имена прилагательные, используем их в речи?

-Сегодня на уроке мы продолжим работу с именами прилагательными.

-Чтобы точнее сформулировать тему, посмотрите на опорные сова, что их объединяет, кроме того что это прилагательные? Какой термин?

(зеленый, красная, голубое);  

(вывешиваю термин)  

( новый- новые, лучший-лучшие) (вывешиваю термин)

- А теперь сформулируйте мне полностью тему сегодняшнего урока

Чему мы должны научиться согласно данной теме?

Чистописание

- Как гласит народная мудрость «Красиво писать – красоту творить». Запишем в тетрадях число и классная работа

(запись числа в тетради).Будем творить красоту в тетрадях.

– И отправляемся мы в страну Прилагательных по тропинке знаний

– На тропинке следы, которые состоят из букв. Что это за сочетания букв?) 

-ЧТО я задумала? Какое задание для вас?

(ая,яя,ое,ее,ый,ий,ые, ие)

– В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных?

На следующей строке подзаголовочек (м.р, ж.р, ср.р.)

Выберите окончания имен прил. ж.р; м.р; ср.р.

- Почему окончания (ые, ие) вы не выбрали?

–Сделайте 4 столбец мн.ч. запишите окончания имени прилагательного во множественном числе
– Какие окончания имеют имена прилагательные ж.р; м.р; ср.р.?

Расскажите мне по вашей схеме об окончаниях имен прилагательных

(рассказывают).

Запишем примеры прил. С данными окончаниями.

-Изменяются ли по родам имена прилагательные?

Это надо знать, выучить! Поставьте восклиц. Знак на полях!!!

– Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным и и узнаем еще один способ определять род и число прилагательного, по имени существительному.

Послушайте сказку «Скромные просители» и вы найдёте подтверждение нашим наблюдениям
Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они хотели дружить с существительными, жить в согласии, да вот
незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа, а у существительных были. И вот решили прилагательные

– А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

А сейчас я вам докажу, что данная тема актуальная, эта связь согласования прилагательного и существ. встречается и в литре и в песнях, и в речи.

Внимательно слушаем песню и отвечаем на вопросы: Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни?

-Что происходит с прилагательным «оранжевый»?

-С чем это связано? От кого зависит что прилагательных меняется окончание? Кто в этом виноват?

Докажите, приведите примеры.


Можно ли сказать, что все прилагательные однокоренные?


Как называется способ связи?

–В самом названии «имя прилагательное» уже содержится намек на то, что слово этой части речи должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.

– В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными? Какие признаки берут они у имени

-Выполним упр.12

-Какие выводы сделали? Что для себя взяли из данной работы?

Подготавливает к восприятию новой темы





Оценивает правильность ответа, задает наводящие вопросы.





Мотивирует учащихся к изучению темы.

Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока























У прилагательных множ.ч. мы род не определяем













.



























Вводит новый термин Согласование, рисует схему прил.+сущ.










- О стране

- имена прилагательные (дают определение)



1. Они делают нашу речь богатой, красивой, точной, выразительной?

2. Помогают выразить отношение говорящего к предмету, о котором идет речь. Прилагательные помогают выделить наиболее яркие, отличительные признаки предмета.

РОД



ЧИСЛО



- «Род и число имён прилагательных»

- Определять род и число имен прилагательных

















Записывают число, Классная работа

Выполняют минутку чистописания









- Окончания имен прилагательных

- ЭТИ ОКОНЧАНИЯ можно РАСПРЕДЕЛИТЬ ПО ГРУППАМ

(м.р, ж.р, ср.р.)



Записывают в тетради



Это окончания прилагательных множественного числа.











Работают по цепочке










 Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать

Принимают учебную задачу

















































- оранжевый



-меняется окончание



Это связано с существительными, к которым относятся прилагательные.

Примеры: оранжевое небо

(Существительное небо относится к среднему роду, значит и прилагательное оранжевое тоже будет среднего рода  и  т.д. оранжевая зелень, оранжевый верблюд)

Оранжевые песни (аналогично определить число прилагательного по существительному к которому  оно относится.)

-Нет, это формы одного слова



прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными

.-Согласование

Делают вывод: признаки рода и числа у имени зависят от существительного



В роде и числе

 



Коммуникативная ФГ: (умение слушать и вступать в диалог, самостоятельно выражать свои мысли).



 Интегративные компоненты ФГ:

дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию.



Читательская ФГ 

 (Деятельностная)

Совесно формулировать цель деятельности, планировать, при необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию











УДД:

регулятивные (целеполагание;

планирование);

познавательные (общеучебные (поиск и выделение необходимой информации);

 

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

 

Регулятивные умения: 

выполнять учебное задание в

соответствии с целью;

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание,

используя

термины, в рамках учебного диалога














УДД:

личностные (действие

смыслообразования,

установление учащимися связи между

целью

учебной деятельностью и ее мотивом);

регулятивные (целеполагание,

планирование);

познавательные (постановка и

формулирование

проблемы;





Читательская ФГ 

 (Информационная)

Работа с информацией: находить, изменять, систематизировать, представлять разными способами

















редметные умения:

- классифицировать прилагательные

на группы

по признакам (по роду и числу)

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание,

используя термины,

в рамках учебного диалога.

















УДД:

Личностные умения:

 - оценивать результат собственной

деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и

полученный результат  деятельности.

  Интегративные компоненты ФГ: дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию.

4.Физминутка



Видеоролик

Выполняют движения за снеговиком



V.Закрепление теоретических знаний в условиях выполнения практических упражнений

















 









 


 





































Словарная поляна









































7. Подведение итогов.

(2 мин)







































8. Рефлексия учебной деятельности




Продвигаемся дальше по тропинке знаний, прилетела пернатая гостья с заданием.





Какое задание для вас она задумала?

Что это за запись?

- На какие правила?

- Объясните орфограммы. Объясним по цепочке.




- А о ком шла речь? Догадались? Расскажите мне, как живется зимой птицам? Можем мы облегчИть жизнь пернатых? Как? Приведите примеры конкретные, что сделали лично вы?




Посмотрите на слайд, что я задумала?

-Составьте простые предложения к данным картинкам. Распространите предложение прилагательными, чтобы оно стало ярче, интереснее.

-А сейчас я предлагаю вам придумать одно простое предложение, но осложненное однородными сказуемыми.

-Какую работу мы можем провести с данным предложением?



Вот мы уже в дубраве Словарных слов.

-Прочитаем словарные слова

-Что можете сказать о второй записи?

-Где найти? Определите к каким частям речи относятся эти слова.


-Запишем слова орфографически верно, объясним написание, словарную работу.

-Запомните зрительно, сфотографируйте.

- Можно ли играть с электричеством? Какие самые важные правила вы можете назвать, когда речь заходит об электричестве?

Карточка

Продолжим знакомство с птицами. Ваша задача – согласовать имя прилагательное с именем существительным (поставить в том же числе и роде).



Игра «Интервью»

- О чем шла речь на уроке?

- Чему научились?

- Что было интересным?

- В чем возникли затруднения?

- Как ты участвовал в уроке?



-Наш урок заканчивается. Вы получили новые знания. Но у меня остались  к вам  вопросы.

– Почему прилагательные называются именно так?

– Как называется связь в русском языке, когда прилагательное принимает те же формы, что и существительное, к которому оно относится?

– Что нового вы узнали об имени прилагательном?

https://learningapps.org/1334103

-Оцени свою работу на уроке с помощью данных фразеологизмов: (Слайд )

Работала засучив рукава

Била баклуши

Поломала голову

Считала ворон по сторонам

Зарубила на носу








































 





 


 

 


 


 


 

 





















































Учитель предлагает на выбор фразеологизмы.


 

  ? (Правописание безударной гласной в корне слова,,,,,,)

 (Вставить пропущенную орфограмму, подобрать проверочные слова).

 Синица

 

 Ответы детей

 

 

 Дети рассматривают картинки, отвечают на вопросы, приводят примеры.




Ребята сделали кормушки, повесили на дерево и насыпали корм.


-синтаксический разбор, дать характеристику предложения.

Работа на доске и в тетради


Электрический

Электричество – это форма энергии в виде зарядов положительных и отрицательных.

(это лексическое значение слова)



Проводят словарную работу



Дети рассказывают о ТБ и правилах



Красногруд.. снегирь, сообразительн.. сойка, пёстр.. дятлы, болотн.. сова, белокрыл.. клёст, говорлив.. чечётка, красив.. свиристель, обыкновенн.. зеленушка, трудолюбив.. поползень, чёрн.. вороны.



Дети отвечают на вопросы

Учащиеся высказывают свое мнение.

Формулируют полные ответы на вопросы









Имена прилагательные «прилагаются», присоединяются к имени существительному.



Согласование.

Имена прилагательные изменяются по родам и числам.









Учащиеся выбирают из предложенных фразеологизмов, то что наиболее полно отражает их работу на уроке

(самооценка)

















Естественнонаучная ФГ

Использование естественнонаучных знаний для освоения новых знаний, основ безопасности жизнедеятельности, наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности

Глобальные компетенции

Проблема исчезновения и вымирания птиц. Необходимость сохранения класса птиц, так как в при роде все взаимосвязано.

Креативное мышление

Способность участвовать в процессе выроботки , оценки и совершенствования идей, направленных на получение новой информации, эффектного выражения воображения



























Читательская ФГ 

 (Деятельностная)

Совесно формулировать цель деятельности, планировать, при необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию























Читательская ФГ 

 (Деятельностная)

Совесно формулировать цель деятельности, планировать, при необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию

9. Домашнее задание

(2 мин)

Упр11

Комментирует задание

Записывают в дневники домашнее задание.





https://learningapps.org/1334103




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!