1.Мотивация к учебной деятельности. | Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный день. | Оформлять свои мысли в устной форме (К-е УУД) |
2.Актуализация знаний. | Написание словарного диктанта: Тарелка, шоссе, шофёр, дорога, соловей, огурец, помидор, ужин, лестница, январь, аллея. | Записывают слова, обозначают ошибкоопасные места. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К-е УУД) |
3.Формулировка темы урока и планирование деятельности | -Определите тему по содержанию учебника. -Что называется склонением? (Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.) - Какие же существительные относятся кпервому склонению? - Приведите примеры. - Какие существительные относятся ковторому склонению? Приведите примеры. - А к третьему? Приведите примеры. | Постановка задач на урок. («Существительные третьего склонения»)(Слайды к вопросам и примерам ) Отвечают на вопросы. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (По-е УУД) |
4.Открытие нового знания. Постановка цели. Выявить существенные признаки нового понятия | Исходя из темы урока дети сами ставят цели и задачи. (Как изменяются по падежам существительные третьего склонения.) Откройте учебник на нужной странице. а) Чтение учителем вопросов в учебнике. Работа со Словарём устойчивых выражений. - Сядьте удобно и послушайте, что случилось с Мишей на уроке. - Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы? – спросила Волшебница Мишу. - Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме? Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал. - Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил*? – забеспокоилась волшебница. - Ничего я не глотал! Просто вы задали слишком много вопросов одновременно. - Правильно ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Волшебница? Можете объяснить значение фразеологизма? А куда мы можем обратиться, чтобы выяснить его значение? (К словарю, слайд ) - К какому словарю нужно обратиться? (На страничке учебника расположена пиктограмма с буквой Ф) -Чтобы не терять время на уроке, авторы учебника вынесли значение фразеологизма на стр. 126 (читает громко ученик….) Как аршин проглотить – Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь. - А что же такое Аршин? «Аршин») (Настя продолжает): Аршином называлась деревянная линейка длиной 71 сантиметр, которой в старину измеряли ткани, рост и другое. А теперь представьте себе, как будет двигаться человек, проглотивший такую линейку, - он будет идти прямо, не сгибаясь, как деревянный. Отсюда и устойчивое выражение: «как аршин проглотил» | б) Ответы детей на поставленные вопросы. - Вы можете помочь Мише ответить на вопросы волшебницы? - Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые предметы? - Какого они рода? - Какие у них окончания в начальной форме? - К какому склонению относится слово медведь? (IIcкл.) - А существительное лошадь?(IIIcкл.) -А в чем особенность сущ. IIIcкл.? ( принадлежность к ж.р. и ь) - Давайте найдем этому подтверждение.(слайд 4, щелк, щелк) ( Дети читают сообщение на плакате Летучей Мыши про себя, а затем друг другу рассказывают его вполголоса). Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме относятся к IIIсклонению. | - Так какие существительные относятся к IIIсклонению? | Формулируют цель урока. Слушают интригу учебника. Отвечают на вопросы. Читают значение фразеологизма. Учатся определять склонение существительных. Записывают в тетрадь, выделяют окончания. Делают вывод. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К УУД) Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение (П УУД) |
5. Первичное закрепление. Учить применять новые знания на практике. Формировать умение изменять существительные по падежам. | Работа по учебнику Выполнение упражнения №117 с. 126. Цель данного упражнения научить детей распознавать и склонять существительные IIIсклонения. В результате учащиеся убедятся, что у этих существительных в Р.п., Д.п., П.п. окончание –и. ( учащиеся выполняют его самостоятельно в тетради, а проверка будет в виде взаимопроверки). -С каким словарем предстоит работать? (Мы выпишем слова из Обратного словаря, т. к. мы на страничке учебника нашли условное обозначение «Я – А».) Дети находят и выписывают следующие слова: жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь. - Какие существительные третьего склонения вы нашли? - Значение всех ли слов вам понятны? - Где можно посмотреть значения непонятных слов? (В толковом словаре.) (Объясняется значение слова: выпь.) Выпь – ночная болотная птица из семейства цапель Затем ученики склоняют три слова из тех, которые выписали (желательно, чтобы одним из слов было слово с ударным окончанием), выделяя окончания и закрашивая желтым карандашом окончание –и). Взаимопроверка. И.п. Жизнь, степь Р.п. Жизни, степи Д. п. Жизни, степи В.п. жизнь, степь Т.п. Жизнью, степью П.п. о жизни, о степи - В каких падежах сущ-е IIIсклонения имеют окончание -и? ( в Р. п., Д. п. и П.п.)? Дети читают плакат Летучей Мыши Существительные третьего склонения в Р. п., Д. п. и П.п. имеют окончание - и. | -Расскажите правило друг - другу по парам. С. 127 №118 . Цель данного упражнения – обнаружить различия в склонениях существительных II и IIIсклонения на примере слов медведь и лошадь. - Читайте задание про себя. - Какие окончания имеют существительные во втором и третьем склонении? (разные) - Что интересного вам удалось обнаружить? (Существительные второго и третьего склонения изменяются по-разному.) - чтобы подтвердить это выбирают из обратного словаря любые два слова 2 и 3 склонения и письменно подтверждают, что существительные II и IIIсклонения изменяются по- разному. Выделяют окончания И.п. Парус запись Р.п. паруса записи Д. п. парусу записи В.п. парус запись Т.п. парусом записью П.п. о парусе о записи - В каком падеже какие окончания имеют существительные II и III склонения? (Уч-ся видят, что окончания сущ-х II и IIIскл. в одинаковых падежах разные, т.е. эти сущ-е склоняются по-разному, у них разные наборы падежных окончаний ) | Учатся изменять по падежам существительные 3 склонения, выделять окончания. Выписывают слова. Выделяют окончания. Формулируют выводы. Дети читают плакат Летучей Мыши Рассказывают правило. Читают задание. выбирают из обратного словаря любые два слова 2 и 3 склонения и письменно склоняют. Формулируют вывод. | Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение (По-е УУД) |
6.Рефлексия учебной деятельности. | Я понял, что…(важно уметь определять существительные III склонения с основой на мягкий согласный и доказывать, что они изменяются именно по III склонению.) Я научился…(находить различия в окончаниях III склонения одушевленных и неодушевленных существительных) У меня получилось…(сделать выводы) Я смог…(найти нужное слово в толковом словаре) Мне захотелось…(применить свои знания при выполнении домашнего задания). -А теперь давайте с вами дадим оценку нашей работе. | Вступают в диалог. Делают выводы. | Оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). |