СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка УМК "ПНШ" по теме "III склонение имён существительных" 3 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  данного  раздела  –  научить  детей  распознавать  существительные III склонения, отличать их от существительных м.р.  с основой на мягкий согласный, сьна конце, а также изменять существительные III склонения по падежам

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка УМК "ПНШ" по теме "III склонение имён существительных" 3 класс.»

Тема: «3 склонение имён существительных»

Цель: создание условий для формирования представлений учащихся о 3 склонении существительных, отличать их от существительных м. р. с основой на мягкий согласный, с ь на конце, а также изменять существительные 3 – его склонения по падежам; закрепление умения определять члены предложения.

Задачи:

Обучающие: сформировать умение группировать имена существительные по склонению, правильно определять склонение имён существительных в единственном и во множественном числе;

Развивающие: способствовать развитию орфографической зоркости, речи, мышления;

Воспитательные: создать условия для работы в парах, группах; возбудить интерес к изучению русского языка.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: формировать представление

– о характеристиках имен существительных, относящихся к 3-му склонению. – об общих закономерностях, связывающих имена существительные разных родов в одной группе склонений: имеют одинаковые наборы окончаний; окончания могут быть ударными и безударными, но они пишутся одинаково в одних и тех же падежах у слов одного склонения;

– умение различать существительные 2 и 3 склонения.

Личностные: уметь определять склонение, выделять окончание имен существительных.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль, самостоятельно выполнять задания.

Познавательные: делают вывод по поставленной теме: «3 склонение имён существительных»

Коммуникативные: умеют склонять имена существительные по падежам.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя (Виды работы)

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.


Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный день.

Оформлять свои мысли в устной форме

(К-е УУД)

1.2. Работа над ошибками.

Проверка д\з. выборочно.

Сдают тетради с домашней работой.

Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение (По-е УУД)

2.Актуализация

знаний.

Написание словарного диктанта:

Тарелка, шоссе, шофёр, дорога, соловей, огурец, помидор, ужин, лестница, январь, аллея.

Записывают слова, обозначают ошибкоопасные места.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К-е УУД)

3.Формулировка

темы урока и планирование деятельности

-Определите тему по содержанию учебника.

-Что называется склонением?

(Изменение имён существительных по числам и падежам называется склонением.)

 - Какие же существительные относятся кпервому склонению?  - Приведите примеры.

 - Какие существительные относятся ковторому склонению?   Приведите   примеры.

 - А к третьему? Приведите примеры.

Постановка задач на урок.

Существительные третьего склонения»)(Слайды к вопросам и примерам )

Отвечают на вопросы.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (По-е УУД)

4.Открытие нового знания. Постановка цели.

Выявить существенные признаки нового понятия

Исходя из темы урока дети сами ставят цели и задачи. (Как изменяются по падежам существительные третьего склонения.)

Откройте учебник на нужной странице.


а) Чтение учителем вопросов в учебнике. Работа со Словарём устойчивых выражений.

 

 - Сядьте удобно и послушайте, что случилось с Мишей на уроке.

 -  Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые или неодушевлённые предметы? – спросила Волшебница Мишу.

 - Какого они рода? Как называются их окончания в начальной форме?

Миша стоял возле парты неестественно прямо и молчал.

 - Что же ты, Мишенька, как аршин проглотил*? – забеспокоилась волшебница.

 - Ничего я не глотал! Просто вы задали слишком много вопросов одновременно.

 - Правильно  ли Миша понял устойчивое выражение, которым воспользовалась Волшебница? Можете объяснить значение фразеологизма?

А куда мы можем обратиться, чтобы выяснить его значение? (К словарю, слайд )

 - К какому словарю нужно обратиться?

(На страничке учебника расположена пиктограмма с буквой Ф)


-Чтобы не терять время на уроке, авторы учебника вынесли значение фразеологизма на стр. 126 (читает громко ученик….)

Как аршин проглотить – Стоять или двигаться очень прямо, не сгибаясь.

- А что же такое Аршин? «Аршин»)

(Настя продолжает):

Аршином называлась деревянная линейка длиной 71 сантиметр, которой в старину измеряли ткани, рост и другое. А теперь представьте себе, как будет двигаться человек, проглотивший такую линейку, - он будет идти прямо, не сгибаясь, как деревянный. Отсюда и устойчивое выражение: «как аршин проглотил»

б) Ответы детей на поставленные вопросы.

  - Вы можете помочь Мише ответить на вопросы волшебницы?

- Слова лошадь и медведь обозначают одушевлённые предметы?

- Какого они рода?

- Какие у них окончания в начальной форме?

- К какому склонению относится слово медведь? (IIcкл.)

- А существительное лошадь?(IIIcкл.)

-А в чем особенность сущ. IIIcкл.? ( принадлежность к ж.р. и ь)

  - Давайте найдем этому подтверждение.(слайд 4, щелк, щелк)

( Дети читают сообщение на плакате Летучей Мыши про себя, а затем друг другу рассказывают его вполголоса).


Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме относятся к IIIсклонению.

- Так какие существительные относятся к IIIсклонению?

Формулируют цель урока.




Слушают интригу учебника.




Отвечают на вопросы.

















Читают значение фразеологизма.














Учатся определять склонение существительных. Записывают в тетрадь, выделяют окончания.






Делают вывод.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К УУД)

Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение (П УУД)

Физпауза


Динамическая разгрузка.

Снятие эмоционального напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.

Динамическая разгрузка.




5. Первичное закрепление.

Учить применять новые знания на практике. Формировать умение изменять существительные по падежам.

Работа по учебнику

Выполнение упражнения №117 с. 126.

Цель данного упражнения научить детей распознавать и склонять существительные IIIсклонения. В результате учащиеся убедятся, что у этих существительных в Р.п., Д.п., П.п. окончание –и.

( учащиеся выполняют его самостоятельно в тетради, а проверка будет в виде взаимопроверки).

-С каким словарем предстоит работать?

(Мы выпишем слова из Обратного словаря, т. к. мы на страничке учебника нашли условное обозначение «Я – А».)

Дети находят и выписывают следующие слова: жизнь, ладонь, степь, цепь, выпь, насыпь, россыпь, дверь.

- Какие существительные третьего склонения вы нашли?

- Значение всех ли слов вам понятны?

- Где можно посмотреть значения непонятных слов? (В толковом словаре.) (Объясняется значение слова: выпь.)

Выпь – ночная болотная птица из семейства цапель 

Затем ученики склоняют три слова из тех, которые выписали (желательно, чтобы одним из слов было слово с ударным окончанием), выделяя окончания и закрашивая желтым карандашом окончание –и).

Взаимопроверка.

И.п. Жизнь, степь

Р.п. Жизни, степи

Д. п. Жизни, степи

В.п. жизнь, степь

Т.п. Жизнью, степью

П.п. о жизни, о степи

- В каких падежах сущ-е IIIсклонения имеют окончание -и? ( в Р. п., Д. п. и П.п.)?

Дети читают плакат Летучей Мыши

Существительные третьего склонения в Р. п., Д. п. и П.п. имеют окончание - и.

-Расскажите правило друг - другу по парам.


С. 127 №118 . Цель данного упражнения – обнаружить различия в склонениях существительных II и IIIсклонения на примере слов медведь и лошадь.

- Читайте задание про себя.

- Какие окончания имеют существительные во втором и третьем склонении? (разные)

- Что интересного вам удалось обнаружить?

(Существительные второго и третьего склонения изменяются по-разному.)

- чтобы подтвердить это выбирают из обратного словаря любые два слова 2 и 3 склонения и письменно подтверждают, что существительные II и IIIсклонения изменяются по- разному. Выделяют окончания



И.п. Парус запись

Р.п. паруса записи

Д. п. парусу записи

В.п. парус запись

Т.п. парусом записью

П.п. о парусе о записи

- В каком падеже какие окончания имеют существительные II и III склонения? (Уч-ся видят, что окончания сущ-х II и IIIскл. в одинаковых падежах разные, т.е. эти сущ-е склоняются по-разному, у них разные наборы падежных окончаний )



Учатся изменять по падежам существительные 3 склонения, выделять окончания.





Выписывают слова.


Выделяют окончания.



Формулируют выводы.















Дети читают плакат Летучей Мыши



Рассказывают правило.





Читают задание.







выбирают из обратного словаря любые два слова 2 и 3 склонения и письменно склоняют.










Формулируют вывод.

Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение (По-е УУД)

6.Рефлексия

учебной деятельности.


Я понял, что…(важно уметь определять существительные III склонения с основой на мягкий согласный и доказывать, что они изменяются именно по III склонению.)

Я научился…(находить различия в окончаниях III склонения одушевленных и неодушевленных существительных)

У меня получилось…(сделать выводы)

Я смог…(найти нужное слово в толковом словаре)

Мне захотелось…(применить свои знания при выполнении домашнего задания).

-А теперь давайте с вами дадим оценку нашей работе.

Вступают в диалог. Делают выводы.

Оценивать правильность выполнения действия

(Регулятивные УУД).



7. Домашнее задание.

У. стр.127 упр. 119 119 Цель данного упражнения – научить детей самостоятельно определять склонение существительных с основой на мягкий согласный, с Ь на конце. Склоняют 2 слова и выделяя падежные окончания.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!