Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Орнанизация начала урока и мотивация к учебной деятельности. | - Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания доброжелательной и эмоционально комфортной атмосферы на уроке. | Приветственное слово учителя. (Сайд 2) - Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё на месте, все в порядке: Книга, ручка и тетрадка? - Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания. -Откройте тетради, запишем число, классная работа | Приветствие учащихся. Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | Коммуникативные: произвольное построение речевого высказывания Личностные: внимание, уважение к окружающим, самоопределение и готовность к равноправному сотрудничеству |
2.Актуализация знаний и проверка степени усвоения материала прошлого урока. | Повторить материал прошлого урока | Актуализация знаний и проверка степени усвоения материала прошлого урока ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС-БЕСЕДА: - Какие трудности были при выполнении домашнего задания? | Используют изученный ранее материал по теме «Имя существительное». Развивают речь, память. Размышляют, что у них не получилось и почему. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Регулятивные: выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения |
Актуализация опорных знаний. | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации. Выдвижение проблемы. Выявление и фиксация места и причины затруднения | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого контролирует ответы, указывает на объект наблюдения. -На протяжении нескольких уроков мы говорили об имени существительном. Повторим с вами , что мы знаем об этой части речи. Дополняйте мои предложения: - Существительное – это… - Существительное бывает… - Существительное изменяются по… - Существительное в предложении может быть… - Что мы узнали о существительном на предыдущем уроке? (Слайд 3) Река Волга, город Тольятти, Жигулевское море, парк Победы, улица Горького, писатель Алексей Толстой, село Ягодное -Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы?(одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные) (Слайд 4-7) - Орфографическая пятиминутка (Слайд 8) -Спишите с доски слова, вставьте пропущенные орфограммы, подчеркните их: Б..рёза, заря..кав..сна, с..рока, со..нце, л..пить, гн..здо, комн..та, сер..це, сгне.., лоша..ь, тр..ва, бр..вно. -Взаимопроверка (Слайд 9) -Объясним выбор орфограмм. Какие правила необходимо применить, чтобы правильно написать эту работу? | Слушают и определяют грамматическую категорию рода имени существительного, озвучивают понятие, формулируют выводы наблюдений. Записывают тему в тетрадь. | Личностные: устойчивый познавательный интерес, осознанное и произвольное речевое высказывание. Регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, темы урока, фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, использование знаково-символических и языковых средств. Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения. |
4 Постановка учебной задачи | Ответить на проблемные вопросы, распределить слова в таблице «Род имен существительных» | Организовывает погружение в проблему. Задаёт вопрос повышенной сложности. Поделите слова на три группы? Объясните свой выбор? -К каким из этих слов можно поставить слова он, мой ? (праздник, снег)Это существительные… рода (М.р. – праздник, снег) -К каким из этих слов можно поставить слова она, моя ?( Ж.р.- берёза, зарядка, весна, сорока, комната, трава) -К каким из этих слов можно поставить слова оно, моё ? (Ср.р. – солнце, гнездо, сердце, облако) -О каком признаке имени существительного идет речь? (род имен существительных)(Слайд 10-11) -сформулируйте тему и цели урока: что нового можно узнать и чему можно научиться. -Запишем тему урока. (Слайд 12) | Предлагают и согласовывают тему урока. | Предметные: подведение под понятие. Регулятивные: планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения учебного материала, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
5. Изучение детьми нового материала | Выявление ошибок и причин затруднения в изучаемом материале. | Еще в начальной школе вы узнали, что имена существительные имеет род, но не изменяется по родам. Существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому и среднему. Категория рода – это постоянный признак. Но очень много в русском языке трудных случаев, связанных с определением рода. Значит, мы можем обратиться к словарю и запомнить их род. -Правило определения рода имени существительного Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно. Определяем род имени существительного. Если сложно, обращаемся к словарю.(Слайд 13-14) - Наша задача: выучить слова - помощники и научиться определять род имен существительных. А чтобы лучше запомнить правило, предлагаю выучить стихотворение: Женский род запомню я И скажу: она моя. И запомню род мужской И опять скажу : он, мой. Средний род: оно, моё. Это правило твоё. Запомни (Слайд 15) Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода. Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода. Мозоль, вуаль, бандероль. -женского рода. | Размышляют над заданием. Работают с информацией, систематизируют её. Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться). | Познавательные: определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции. |
6. Рубрика «Открытие» | Построить новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. | Давайте посмотрим, какие проблемы встают при определении рода существительных. Вспомним, сколько мы знаем родов имени существительного?(Три.)Вы уверены? -Послушайте текст(тексты лежат на столах). Ранним утром проснулись сестрички - сони Саня и Соня. Вышли они на балкон, где грелся на солнышке их рыжий кот-забияка Федя. Во дворе они увидели задиру Федю, который дергал за косичку плаксу Катю. Вдруг из подъезда выбежали умница Надя и тихоня Коля. Они спасли Катю от неряхи и непоседы Феди -Выскочки,- сказали, зевая, Саня и Соня. -Можно ли выделенные слова отнести к какому– нибудь роду (нет). Запишите их. Почему? -Такие слова называются существительными общего рода. Их можно употреблять с разными родами. Во ещё одно открытие урока. Казалось бы, все очень просто, однако грамматический род имен существительных- очень сложное явление. Человек, хорошо владеющий русским языком, безошибочно определяет род большинства имен существительных .Но есть и трудности с определением рода. (Слайды16-17) -Перед нами ещё один текст. Весной не нужны сани. Снег растаял, светит солнце. Сутки стали длиннее, сумерки наступают позже. Скорее бы весенние каникулы. Вывод: В русском языке есть слова , которые не имеют рода, так у них нет единственного числа. Значит, мы ещё помнить должны об одной категории- категории числа | Анализируют, делают выводы. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют выводы наблюдений, объясняют свой выбор. | Регулятивные: осознание познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий, регуляция всего процесса их выполнения и четко выполнение требований познавательной задачи. Познавательные: установление причинно-следственных связей, выстраивание логических цепей рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего. |
7. Физ.минутка (пауза релаксации). | Участие в физкультурной паузе, которая создает условия для снятия переутомления у детей и разнообразит виды деятельности на уроке. | Создаёт игровую ситуацию (Слайд 20) Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Закрой глаза, теперь открой… Посмотри перед собой. Руки вверх, на них смотри – Головою не крути. Руки плавно опустили Всем улыбки подарили. - Молодцы, садитесь на свои места. | Выполняем рекомендации учителя, следуем в соответствии с алгоритмом выполнения упражнений. Анализируют, делают выводы. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют выводы наблюдений, объясняют свой выбор. | Личностные: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни; установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
7.Закрепление изученного материала. | Отработка действий по определению существительных общего рода и выявлению особенностей определения рода несклоняемых имён существительных; совершенствование умения определять род имён существительных и отработка навыка согласования с существительным в роде других частей речи; повторить орфограмму «Мягкий знак после шипящего на конце существительного»; | Теперь проверим, насколько вы усвоили материл. Лексическая разминка. -Как будете определять род у существительных во множественном числе? (ставим в единственное число) -Определите род существительных сутки, ножницы, грабли, очки, сумерки?(род не определяется, слова имеют форму множественного числа). -Запишите существительные общего рода.(плакса, грязнуля, неряха, замарашка, забияка, задира, зазнайка, знайка, растяпа, соня) -Как можно определить род существительных? (из предложения) Самостоятельная работа. - На столе карточки Ваша задача – вставить пропущенные окончания. Над существительными обозначить род. При затруднении обратиться к словарю. Горяч. .кофе,, сладк.. какао, красн.. тюль, прохладн.. тень, болезнен.. мозоль, высок.. тополь, черн.. тушь, сладк.. яблоко, бел.. мышь, военн.. госпиталь, вишнев.. повидло, знамент... фамилия. Проверим работу. (Слайд 21) -Какой вывод можно сделать? (имена существительные имеют род) Мягкий знак после шипящих на конце существительных Врач., грач., ноч., доч., из-за туч., мяч., много задач. Вывод: ь знак пишется только у существительных женского рода Дидактическая игра «Найди лишнее слово» На доске Деревня, дядя, воля, земля; Деревья, перья, стулья, сёла; Ладонь, огонь, конь, окунь; Места, стена, вёдра, вёсла. | Работают с информацией, систематизируют её. Учатся слушать мнения сверстников. Планируют свою работу Анализируют, делают выводы. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют выводы наблюдений, объясняют свой выбор | Регулятивные: осознание познавательной цели, сохранение ее при выполнении учебных действий, регуляция всего процесса их выполнения и четко выполнение требований познавательной задачи. Познавательные: установление причинно-следственных связей, выстраивание логических цепей рассуждений. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего |
9. Включение в систему знаний. | Определить практические аспекты применения новых знаний в жизни | - Над какой темой работали? С каким постоянным признаком имени существительного мы сегодня познакомились? - А как помогут нам сегодняшние знания? - Для чего нужно уметь определять род? Что нового узнали о роде имён существительных? А знаете ли вы?(слайды25-27) Учитель: Знаете ли вы, что есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего? Их называют “безродовыми” языками. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий, китайский, вьетнамский, японский, узбекский и другие. Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, итальянский, румынский, молдавский. Есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют “классами”. Есть класс, обозначающий людей (сын, дочь, мать, брат), класс животных (овца, обезьяна, лев), класс вещей (стол, шкаф, нож), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев (клён, тополь) и другие классы. Домашнее задание: Параграф 92 (род имён существительных), упр.507 | Беседа по вопросам, выводы и анализ, комментирование домашнего задания | Познавательные: установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные: осознать методы построения и границы применения нового способа действий. |
10.Рефлексия учебной деятельности | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Организует рефлексию учащихся по вопросам, используя выводы по уроку. Поднимите карточку красного цвета, кто доволен своей работой (активностью, правильностью ответов, письменной работой). Кто не доволен, поднимите желтую карточку? А теперь выставьте себе отметки в дневнике за урок в первой половине клетки, а во второй половине появится моя отметка. Я уверена, что наши мнения совпадут | | |