Этап урока | Цели на каждом этапе урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства обучения | Ожидаемые умения |
1.Организация начала урока. 1 мин. | Настроить на урок. | Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку. Учитель: Громко прозвенел звонок Начинаем наш урок Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. | Все садятся на места. | Презентация Слайд 2 | |
2 Проверка д/з (упр. 503) Не более 5 мин. Промежуточ-ная рефлексия | Проверить выполнение д/з | Ребята, скажите мне, пожалуйста, какая тема у нас была на прошлом уроке (деепричастие) Охарактеризуйте деепричастие. Какие глагольные признаки имеет деепричастие? Назовите наречные признаки деепричастия. Какова синтаксическая роль деепричастия? Деепричастие-это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (вид, возвратность) и наречия (неизм.). Отвечает на вопросы что делая?, что сделав?, как? Образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов: а,я, в, вши,ши, учи, ючи. В предложении является обстоятельством. Учитель: Открыли тетради, проверяем д/з. Обменялись тетрадями с соседом. Взяли в руки карандаш и проверяем. (Учитель читает задание к упр.) Поставьте оценку на поля тетради карандашом. Кто доволен своей работой, поднимите руку. Кто ожидал большего? | Отвечают на вопросы. Проверяют, насколько правильно выполнено. Дети поднимают руки | | Оценивают выполненную работу |
3.Определение темы и целей урока 2 мин | Создать мотивацию у учащихся. Организовать работу учащихся. | Учитель: Прочитайте предложения на слайде (Монета упала, зазвенев. Монета упала, зазвенев (где?) на мостовой.) Скажите, что у меня выделено красным цветом в 1 предложении? А во втором? Во втором предложении у деепричастия есть зависимое слово. Знаем ли мы, как называется деепричастие с зависимым словом? Деепричастный оборот. А теперь скажите какая тема у нас сегодня на уроке? (если дети называют тему, переходим к слайду 4, если затрудняются, посмотрим на стр. 207, учебника). Верно, это ДО. А какую цель вы бы поставили на урок? (Узнать, что такое деепричастный оборот , научиться находить и выделять запятыми ДО в предложениях и текстах) Запишем тему урока в тетради. | (Ученик читает вслух). Дети отвечают, высказывают предположения. Определяют тему, ставят цель. Записывают тему урока. | Презентация Слайд 3 (подводим к определению темы) Слайд 4 Слайд 5 | Умение определять тему, ставить цель, формулировать свои мысли. |
4.Изучение нового материала ВСЕГО НЕ БОЛЕЕ 15 мин (Не более 5 мин. на работу с учебником Не более 10 мин на работу с карточками и доской).. | Знакомство с понятием деепричастного оборота. Формирование навыка выделять деепричастный оборот в предложении. | 1.Слово учителя. При знакомстве с деепричастием, вам, конечно, встречались деепричастия с зависимыми словами. Мы выяснили, что это и есть деепричастный оборот. Давайте познакомимся с ДО поближе. 2.Работа с учебнком: Обратимся к стр.207,208 учебника, прочитаем про себя теоретический материал под пунктами 1,2,3, расскажем соседу по парте (без примеров). Поставьте соседу оценку за правило на полях тетради. ЕЩЁ РАЗ: Что такое деепричастный оборот? Важно, что деепричастный оборот выделяется запятыми, главное – правильно определить его границы. 3.Составление предложений с деепричастными оборотами. Учитель: Перед вами находятся конверты с заданием. Там слова, из которых вы должны собрать предложение с ДО. На всякий случай я положила две запятые. Сначала давайте попробуем составить так, чтобы ДО был в начале предложения. Что получилось? Где поставили запятую? Назовите ДО. Б) А теперь, чтобы ДО был в конце предложения. .Что получилось Где поставили запятую? В) А теперь задание посложнее. Сделайте так, чтобы ДО был в середине предложения. Сколько запятых понадобится? Что получилось? Где поставили запятые? У всех так? Молодцы. У кого все три задания выполнены верно? Д) А теперь давайте запишем это предложение и сделаем разбор по членам (в тетрадях и у доски ) Грамматическая основа? Находим основное действие, выраженное глаголом. Задайте вопрос к деепричастию. Обозначьте его. Есть ли у деепричастия зависимые слова? Найдите их. Обозначьте деепричастный оборот вертикальными линиями, выделите запятыми. | Слушают. Читают, пересказывают, выставляют оценки за правило.. Отвечают на вопрос Составляют предложения с деепричастными оборотами. Записывают предложение, выполняют разбор | Слово учителя, учебник стр.207. Слайд 6 Слайд 7 | Умение работать с учебником, работать в парах, оценивать знания соседа по парте, находить деепричастие и деепричастный оборот в предложении, выделять его запятыми. |
5.Тематическая физкультминутка Не более 1-2 мин. | Снятие эмоционального и физического напряжения | Учитель: Устали? Игра-задание Предлагаю вам поиграть: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит деепричастный оборот: Морозный ветер, бодрящий холод, освежая воздух, веселые крики, играя лучами, великолепный день, замерзая, морозное утро, запорошив снегом, прислушиваясь к звукам, прозрачные кружева, сияющий серебром, заметая следы на снегу, пушистый ковер, жмурясь от солнца. | Отдыхают, при этом хлопают, если слышат деепричастный оборот. | | Умение отличать на слух деепричастный оборот от других словосочетаний. |
6. Домашнее задание Не более 1-2 мин. | Записать д/з, понять, что требуется сделать дома. | Запишем домашнее задание. Откроем стр. 209, упр.509. Что от нас требуется? (кто – то из учащихся читает задание) Учитель объясняет д/з. | Записывают д/з, слушают задание и объяснение учителя. | Слайд 11 | Умение сосредоточить-ся на задании. |
7.Закрепление изученного Не более 16 мин. | Научиться распознавать деепричастие и деепричастный оборот в тексте. Определять их роль. | Работа с учебником Откройте учебник, выполним упражнение 506. Один ученик работает у доски, остальные работают самостоятельно. Для работающих вперёд можно дать работу на карточках (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 2). | 1 ученик записывает предложение на откидной доске (можно это сделать перед уроком), остальные в тетради. | Учебник, доска. | Умение найти деепричастие в тексте, определить их роль. |
8.Подведение итогов, рефлексия Не более 1-2 мин. | Проверка усвоения материала | Вопросы: Что являлось целью нашего урока? Как вы считаете, удалось ли нам достичь целей урока? Работа над какими заданиями не вызвала затруднений? Над чем следует поработать еще? Оценки за работу на уроке поставьте себе сами. Суммируйте оценки на полях, учтите свои устные ответы и работу у доски. | Отвечают на вопросы Поднимают карточку с оценкой | | |