СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока с применением компонентов функциональной грамотности "Основные занятия славян в древности и занятия коренных жителей Югры"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта составлена с сипользованием компонентов функциональной грамотности, так же использует материал по истории родногоя края - Югры, разработан рабочий лист к уроку по данной теме. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока с применением компонентов функциональной грамотности "Основные занятия славян в древности и занятия коренных жителей Югры"»

Технологическая карта урока

Составила: Дудникова Ольга Александровна

Класс: 6 класс

Тема урока: Основные занятия восточных славян в древности

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: формирование знаний о жизни и быте древних славян, местах их расселения и о народах, живущих по соседству.

Задачи урока

Образовательные:

  1. формировать представления о занятиях, быте, управлении, религии древних славян; учить детей давать определения историческим терминам.

Предметные:

  1. описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

  2. понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

  3. высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей.

Метапредметные:

  1. работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и прочую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

  2. собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность с помощью педагога;

  3. решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядности (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, участие в дискуссии и др.), а также в виде письменных работ.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. Фронтальная

  2. Парная

  3. Индивидуальная

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация, цветные карандаши, рабочий лист (см. Приложение 1).

Основные понятия: бортничество, системы земледелия: подсечно-огневая, переложная, двуполье и трёхполье, рыболовство, оленеводство.

Электронные ресурсы:

  1. Мифы, предания, сказки хантов и манси - Лукина Н.В. - 1990 (djvu.online)

  2. Загадки коренных народов Югры - Крайродной.дети (xn--80aiobbvfcmc.xn--d1acj3b)

Список использованной литературы:

  1. История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс: Поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной /автор – составитель Н.Ю. Колесниченко - Волгоград: Учитель, 2015;

  2. История России с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М, Просвещение, 2021;

  3. Орлов А.С. История России. – 2-е изд. – М.: Проспект И90 2018-680с.

  4. CD «Отечественная история с древнейших времен до XIX века»

  5. Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс. – М.: ВАКО,2009.

  6. Новосельцев А.П., Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века/ М.: ООО «Издательство АСТ», 2001

Этапы урока и его задачи

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учеников

Результаты этапа (на уровне учебных действий)

Организационный

этап

Задачи:

создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс; создание доброжелательной обстановки.

Учитель приветствует учащихся. Ребята, у каждого из вас на парте лежит рабочий лист (Приложение 1). Он поможет вам ориентироваться в материале. Ваша задача – в течении урока заполнить. Результат будет зависеть от вас, чтобы его правильно заполнить, вам нужно быть внимательными и активными.


Приветствуют учителя. Организуют рабочее место, проверяют наличие рабочего листа на парте.

Регулятивные: организует рабочее место, соблюдают режим учебной работы.

Личностные: контролирует своё эмоциональное состояние, поведение.

Мотивационно-целевой (ориентационный) этап

Задачи:

актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся, организация учащихся к открытию нового знания.

Учитель организует работу с облаком слов (слайд 1).

Вы правы, тема сегодняшнего урока: «Основные занятия восточных славян» (Слайд 2). С помощью учителя, учащиеся формулируют цель урока, ставят задачи и формулируют познавательную проблему.


Актуализируют свои знания.

Формулируют тему, цель, задачи и познавательную проблему урока.








Познавательные:

Умение выделять существенную информацию из текстов задач.

Находить и извлекать информацию.

Коммуникативные:

Учащийся: умение строить монологические высказывания.

Класс: умение понимать и воспринимать на слух ответы.

Интерпретировать информацию.

Личностные: стремится расширить свой кругозор, интересуется историей своей Родины, сопоставляет поступки с моральными нормами.

Содержательно-операционный этап

Задачи:

выдвижение модели решения исходной проблемной ситуации, выбор оптимального, фиксируемого в языке вербально и знакового варианта решения проблемы; организация деятельности учащихся по открытию нового знания и побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности; организация ситуации решения учебной задачи, ситуация успеха, систематизация полученной информации.

1.Восточные славяне заселили в 6-8 вв. обширную территорию Восточной Европы – значительную часть Восточно-Европейской равнины.

Сегодня мы познакомимся с основными занятиями восточных славян и заглянем в историю родного края, посмотрим с вами, чем занимались ханты.

Перед вами лежит рабочий лист, прочитайте задание 1 (Слайд 3) и выполните его, ответ запишите в таблицу.










Учитель: Ребята, как вы считаете все ли занятия славян вы назвали?

Учитель: Вы правы, не все занятия мы смогли рассмотреть на картинке. Выполните задание 2, и дополните таблицу (Слайд 4).



Теперь мы с вами отправляемся в наш родной край и посмотрим какие главные занятия были у хантов.

Учитель: Выполняем задание 3, отгадайте загадки и запишите основные занятия хантов, о которых вы узнали.

Первое занятие:

  1. Орехи

  2. Морошка, ягода (собирательство)

Второе занятие:

  1. Ходит, а следов не видно.

  2. В воде играет, а на земле умирает. (Рыболовство). (Слайд 5).

Третье занятие:

Прочитайте миф и запишите ответ в таблицу о каком третьем занятие в нем говорится (Слайд 6).




Учитель: вы успешно выполнили все задания, заполнили таблицу. Теперь сделайте выводы и ответьте на вопрос: какие сходства и различия существовали в занятиях между восточными славянами и хантами?








Выполняют работу, на отдельно отведенном поле в рабочем листе делают пометки, анализируют, обсуждают и называют основные занятия. Озвучивают ответ:

земледелие, скотоводство, ремесло.

Думаем, что нет.







Отгадывают загадки и ответы вносят в таблицу.






Читают миф «Охота на шестиного лося», записывают ответ в таблицу.



Анализируют таблицу и делают выводы.







Познавательные: извлекает информацию, перерабатывает информацию (анализирует, обобщает, выделяет причины и следствия) для получения необходимого результата, преобразовывает информацию из одной формы в другую (текст, карта, схема таблица), работая с информацией, передаёт её содержание в сжатом и развёрнутом виде, владеет приемами смыслового чтения, выделяя главное и второстепенное.

Регулятивные: самостоятельно устанавливает и соблюдает режим учебной работы; самостоятельно следует за выделенным учителем ориентирам действий в новом учебном материале; понимает, принимает и сохраняет учебную задачу, соблюдает последовательность действий по её решению; следует установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи; осуществляет пошаговый контроль, сравнивая способ действия и его результат с требованиями конкретной задачи; корректирует действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; адекватно определяет причины успешности и неуспешности в учебной деятельности, сопоставляя цель, ход и результат деятельности самостоятельно.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других, аргументируя её, подтверждая фактами и аргументами, используя приёмы монологической и диалогической речи.

Личностные: стремится расширить свой кругозор, активен в поиске новых знаний, интересуется историей своего Отчества, сопоставляет поступки с моральными нормами и стремится их выполнять; принимает социальную роль обучающегося; развивает мотивы учебной деятельности и формирует личностный смысл учения.



























Приложение 1

Рабочий лист на тему: «Основные занятия восточных славян в древности»

Класс: ___

ФИО:_______________________________________________________________

Задание 1. Рассмотрите картинку и запишите в таблицу основные занятия славян:

Основные занятия славян






Задание 2. Решите ребусы и внесите в таблицу выше





Задание 3. Разгадайте загадки запишите ответы в таблицу, о каком занятие мы с вами узнали?

Первое занятие:

  1. Вершины дерева узорчатый кузов для сбора ягод.

  2. Лежат на кочках кусочки янтаря. В рот положишь — тут же растают.

  3. Десять чёрных бусинок на одной веточке висят.

Второе занятие:

  1. Ходит, а следов не видно.

  2. В воде играет, а на земле умирает.



Задание 4. Прочитайте миф и запишите ответ в таблицу о каком третьем занятие в нем говорится:

Жил человек с женой, был у них маленький сын, в колыбели еще лежал.

Однажды женщина пошла за водой и видит: монкв гонит шестиногого лося. Приходит домой, муж ее спрашивает:

Что сказать имеешь?

Ничего нет, видела, как менкв шестиногого лося гнал. Мось-хум услышал это, выскочил из колыбели и побежал. Погнался за лосем. Долго, коротко гонялся за лосем, догнал п отрубил ему две задних йоги. Остались две передних да дво средних. Дорога, по которой бежал Мось-хум, видна п теперь: это Млечный Путь. Также виден и лось — Большая Медведица. Раньше, когда лось имел шесть ног, его люди не могли догнать.

Основные занятия хантов






Задание 5. Проанализируйте данные таблицы, сделайте выводы, какие сходства и различия существовали в занятиях между восточными славянами и хантами?

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.