Тема урока | СЕМЕЙНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
Тип урока | Ознакомление с новым материалом |
Цель урока | Создать условия для формирования представлений о значении как самого труда в семье для удовлетворения основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так и о важности сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации |
Образовательные ресурсы | Презентация «Семейный бюджет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prezentacii.com/obschestvoznanie/262-prezentaciya- semeynyy-byudzhet-konspekt.html |
План урока | Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. |
Личностно значимая проблема | Настоящий хозяин одинаково бережно и рачительно относится к любому достоянию – своему или общественному |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия | Домашнее хозяйство, семейный бюджет |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения. Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организац ии взаимодей ствия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контрол я |
I. | 2 | Эмоциональная, | Создаёт условия для возникновения у | Слушают и обсуждают тему | Фронталь | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
Мотива | | психологическая | обучающихся внутренней потребности | урока, обсуждают цели урока | ная |
ция | | и мотивационная | включения в учебную деятельность, | и пытаются самостоятельно | работа |
к учеб- | | подготовка | уточняет тематические рамки. Организует | их формулировать | |
ной | | учащихся к | формулировку темы и постановку цели | | |
деятель | | усвоению | урока учащимися | | |
ности | | изучаемого | | | |
| | материала | | | |
II. | 7 | Беседа | Организует беседу по вопросам: | Аргументированно отвечают | Фронталь | Познавательные: | Устные |
Актуал изация знаний | | «Семейное хозяйство» | – Что вы понимаете под «семейным хозяйством»? Кто у вас в доме ведет домашнее хозяйство? Как у вас | на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение | ная работа. | осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: | ответы |
| | | распределяются домашние обязанности? | | | высказывают собственное | |
| | | Какой вклад в выполнение домашних дел | | | мнение; слушают друг друга, | |
| | | вносишь ты? Что ты можешь сделать | | | строят понятные речевые | |
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организац ии взаимодей ствия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контрол я |
| | | самостоятельно для удобства и уюта в доме? | | | высказывания | |
III. Изучен ие нового матери ала | 17 | Презентация «Семейный бюджет». Работа с текстом, с. 35–37. Рубрика «Путешествие в прошлое» и знакомство с репродукцией картины А. А. Пластова «Ужин трактористов» (1961). Работа с текстом поучений из «Домостроя» (Приложение 1). Работа с учебником, с. 35. Заполнение схемы «Черты рачительного хозяина» (Приложение 2). Прочтение и анализ сказок (Приложение 3) | Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию. Организует самостоятельное прочтение учащимися материала учебника и беседу по вопросам: Как раньше в истории нашей страны распределялись обязанности? Сравните с настоящим временем. Как вы считаете, нужно ли разделение на мужскую и женскую работу? Какая сейчас работа мужская, а какая женская? Как облегчить домашний труд? Какую работу можно переложить на бытовую технику? Организует ознакомление с поучениями из «Домостроя», проводит комментированное чтение и организует обсуждение по опросам: – Кто такой хозяин дома? Каким должен быть настоящий хозяин? Что советует «Домострой» хозяину дома? Почему это произведение называется «Домострой»? 4. Организует работу по прочтению текста учебника и заполнению схемы в тетради. | Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное. Самостоятельно изучают материал рубрики, рассматривают репродукцию картины, анализируют полученную информацию, высказывают собственную точку зрения. Читают поучения, отвечают на вопросы. Самостоятельно изучают текст и на его основе заполняют схему. Самостоятельно читают текст сказки в своей группе, анализируют ее и определяют, как вели домашнее хозяйство герои сказок | Индивиду альная работа. Фронталь ная работа. Групповая работа | Личностные: выражают внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к обучению, к преобладанию учебно- познавательных мотивов и предпочтению социального способа оценки знаний. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: формулируют проблему; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | Устные ответы. Проверка схемы, Устное задание Устные ответы. Отчеты групп |
IV. Первично е осмыслен | 7 | 1. Задания в рабочей тетради, № 3, с. 20; № 5, с. 22. | Определяет задания, нацеливает на самостоятельную работу, организует контроль | 1. Выполнение заданий в рабочей тетради. | 1.Индивид уальная работа. | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнен ия заданий в рабочей тетради |
ие и | | | | |
закреплен | | | | |
ие | | | | |
изученног | | | | |
о | | | | |
V. Итоги урока. Рефлек сия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Что означает «вести домашнее хозяйство»? Каким должен быть настоящий хозяин? Все ли домашние | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронталь ная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения | Оцениван ие учащихся за работу на уроке |
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организац ии взаимодей ствия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контрол я |
| | | обязанности нужно делить на мужские и женские? | | | изучаемого материала | |
Домаш нее задание | 2 | | § 4; задания Рабочая тетрадь, № 8, с. 19 Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуа льная работа | | |
Приложение 1
Поучения из «Домостроя»
В XVI веке произведения, излагающие права и обязанности членов семьи и его домочадцев, стали называть «домостроями». Наиболее знаменит «Домострой», остоящий из 27 глав. Ряд статей касается организации хозяйства и домашнего быта русской семьи. Вот советы из стихотворного «Домостроя» (составлен русским просветителем, иеромонахом Карионом (Истоминым) в 1695–1696 гг.) хозяину дома: ...Домовладыкам когда час обеда, Ножи и вилки с платы разложити, служащим блюсти чиннаго в нем следи: воды принести, руки измыти. Осмотрети стол, скатерть белу слати, Ястие на стол стави благочинно, хлеб, соль и лжицы, тарели собрати, сосуды чисты имей неповинно… А вот из этого же «Домостроя» пример наставления юным: …Непраздну быти юну подобает, Лицем и сердцем являтися благо, всяк приличну делу да внимает. никто же давай знати в себе злаго, В доме, в торгу, в вотчине, в приказе, – Но во всем честность буди показуя, ремесло свое твори во указе. не произноси скверна слова буя…
Приложение 2
Схема «Черты рачительного хозяина»
Приложение 3
Русские народные сказки
(тексты для чтения по группам)
я группа. «Беззаботная жена».
Жили-были муж с женой. Жена была баба ленивая и беззаботная, да к тому же еще и большая лакомка: все проела на орешках да на пряничках, так что наконец осталась в одной рубахе, и то в худой – изорванной. Вот подходит большой праздник, а у бабы нечего и надеть, кроме этой рубахи. И говорит она мужу:
Сходи-ка, муж, на рынок да купи мне к празднику рубаху.
Муж пошел на рынок, увидал, что продают гуся, и купил его вместо рубахи. Приходит домой, жена его и спрашивает:
Купил мне рубаху?
Купил, – отвечает муж, – да только гуська. А жена недослышала и говорит:
Ну и узка, да изношу!
Сняла с себя изорванную рубаху и бросила в печку. А потом и спрашивает:
Где же рубаха? Дай я надену.
Да ведь я сказал, что купил гуська, а не рубаху. Так и осталась баба без рубахи, нагишом.
я группа. «Баба да два солдата».
Повезла баба в город кринку масла продавать; время-то шло к Масленой. Нагоняют ее два солдата: один позади остался, а другой вперед забежал и просит бабу:
Эй, тетка, подпояшь меня, пожалуйста. Баба слезла с воза и принялась подпоясывать.
Да покрепче подтяни! Баба подтянула покрепче.
Нет, это туго; ослабь маленько. Отпустила послабже.
Уж это больно слабо будет: закрепи потуже.
Пока завязывала баба пояс то крепче, то слабже, другой солдат успел утащить кринку с маслом и убрался себе подобру-поздорову.
Ну, спасибо тебе, тетка! Подпоясала ты меня на всю Масленицу, – говорит солдат.
На здоровье, служба!
Приехала баба в город, хвать – а масла как не бывало!
я группа. «Каша из топора».
Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:
Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть. А старуха в ответ:
Вот там на гвоздике повесь!
Аль ты совсем глуха, что не чуешь?
Где хошь, там и заночуешь!
Ах ты, старая ведьма! Я те глухоту-то вылечу! – И полез было с кулаками. – Подавай на стол!
Да нечего, родимый!
Вари кашицу!
Да не из чего, родимый!
Давай топор, я из топора сварю!
«Что за диво! – думает баба. – Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит!» Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и говорит:
Всем бы кашица взяла, только б малую толику круп подсыпать!
Баба принесла ему круп. Опять варил-варил, попробовал и говорит:
Совсем бы готово, только б маслом сдобрить! Баба принесла ему масла. Солдат сварил кашицу:
Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашицу есть! Похлебали вдвоем кашицу. Старуха спрашивает:
Служивый! Когда ж топор будем есть?
Да, вишь, он не уварился, – отвечал солдат, – где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошел в иную деревню. Вот так-то солдат и кашицы поел, и топор унес!
я группа. «Как старик домовничал».
Один старик все ругал свою жену:
Вот, – говорит, – я пашу, у меня работа тяжелая, а ты дома сидишь, ничего не делаешь. А она говорит:
Ну что ж, давай поменяемся: я пахать поеду, а ты дома оставайся, тут дела немного, ты и отдохнешь. Так и сделали: она в поле поехала, а старика дома оставила. А дела дала ему совсем мало: хлебы испечь, масло сбить да клушку с цыплятами покараулить. Вот и все, всего три дела. Остался старик дома. Хочется ему поскорее все дела переделать. Вот он всех цыплят на одну ниточку к клушке привязал, чтобы коршун не утащил, хлебы замесил, печку истопил, посажал в печку хлебы, а сам сел масло сбивать. Бьет он масло, услыхал – клушка кричит. Он выбежал, видит – понес коршун всех цыплят вместе с клушкой. Они все на одной ниточке привязаны, ну, коршун всех и потащил. Старик думает: «Он далеко не улетит, ему тяжело, где-нибудь сядет». И вот он пахталку на спину привязал и побежал за коршуном. Думал так: «Пока я бегаю, масло-то и собьется. Два дела сделаю: и коршуна догоню, и масло собью». Бегал старик за коршуном, бегал, споткнулся да упал, пахталка разбилась, сметана по земле
потекла. И цыплят не отнял, и сметану пролил. Вот тебе и два дела! Ну, что же делать? Надо идти домой. Пришел старик домой. Надо хлебы вынимать. Заглянул в печку, а хлебы-то в
уголь сгорели. Нахозяйничал старик: цыплят у него коршун утащил, сметану пролил, хлебы сгорели. Плохое дело. Жена приедет – что ей сказать? И надумал старик: «Хоть цыплят до нее высижу, поменьше ругаться будет». Положил он яиц в кошелку, залез в подпечку и сел цыплят высиживать. Вот приехала старикова жена с поля, стала лошадь выпрягать, сама думает: «Что же старик плохо встречает? Хоть бы лошадь выпряг». Прибрала она лошадь, идет в избу. Старика нет, а под печкой клушка клохчет. Она поглядела, а там не клушка, а старик. Она его вытащила, стала спрашивать:
Давай сказывай, что ты дома делал?
Стал старик рассказывать. И тут уж старикова жена увидела, что у ее старика ничего с домашними делами не получается. И все у них пошло, как и прежде: старик пашет, а старуха дома со всеми делами управляется. Только с тех пор перестал старик жену за безделье ругать.
я группа. «Брысь, окаянная, брысь!».
В одном селе жил-был старик, да такой скупой, прижимистый! Как сядет за стол, нарежет хлеба, сидит да на снох посматривает: то на ту, то на другую, а сам ничего не ест. Вот, глядя на него, и снохи тоже поглазеют-поглазеют да и полезут вон из-за стола голодные. А старик после, только что уйдут они по работам, втихомолку наестся, напьется и разляжется на печи сытехонек. Вот однова отпросилась меньшая сноха и пошла к своему отцу, к матери и стала жаловаться на свекра:
Такой-де лютый, ненавистный! Жить нельзя! Совсем есть не дает, все ругается: ненаеды вы этакие!
Хорошо, – говорит ей отец, – я приду к вам в гости, сам посмотрю ваши порядки. И погодя денек-другой пришел он к старику вечером:
Здорово, сват!
Здорово!
Я к тебе в гости; рад ли мне?
Рад не рад, делать нечего; садись, так и гость будешь!
Как моя дочушка живет, хорошо ли хлеб жует?
Ништо, живет себе!
Ну-ка, сватушка, соловья баснями не кормят; давай-ка поужинаем, легче говорить будет. Сели за стол; старик нарезал хлеба, сам не ест – сидит, все на снох глядит.
Эх, сват! – говорит гость. – Это не по-нашему: у нас нарезал хлеба да поел, еще нарезал – и то поел. Ну вы, бабы молодые, больше хлеба ешьте, здоровее будете! После ужина стали спать укладываться.
Ты, сват, где ляжешь? – спрашивает хозяин.
Я лягу на кутничке.
Что ты! Я тут всегда сплю, – говорит старик. Вишь, в куте у него спрятаны были яйца, хлеб и молоко; ночью, как заснут в избе, он украдкою встанет и наестся вдоволь. Сват это дело заприметил.
Как хочешь, – говорит, – а я лягу на кутничке. Вот улеглися все спать. В самую как есть полночь старик ползком-ползком да прямо в залавок – скрипит! А гость еще с вечера припас про него большой ременный кнут; как вытянет свата раз, другой, третий – сам бьет да приговаривает:
Брысь, окаянная, брысь! Пришлось старику не евши спать. Вот так-то прогостил сват у свата целых три дня и заставил надолго себя помнить. Проводил его старик, и с тех пор полно – перестал у снох во рту куски считать.
я группа. «Мотовило».
Жили муж с женой. А жена была ленивая. Ей ничего не хотелось делать, и до того дошло у них, что у мужа даже рубашки не было. Муж и говорит:
Жена, что же ты не прядешь?
У меня мотовила нет; поди в лес, сруби дерево, сделай мне мотовила, и я стану прясть!
Муж взял топор и пошел в лес. А она ему сказала, где и какое дерево срубить, сама же по другой дороге побежала, нашла пустое дупло рядом с тем деревом и села в него. Муж приходит, начинает рубить дерево, а она из дупла и говорит:
Мужик, не делай мотовила: жена умрет!
Жалко мужику, что жена умрет, он и не стал делать мотовила. А она вперед его успела прибежать домой и легла на печку. Он приходит.
Муж, что же ты мотовила не сделал?
Да вот, так и так!
То-то и дело!
Только через некоторое время мужик опять пошел мотовило делать. А она снова прибежала к дереву другой дорогой и то же прокричала. Так он и в этот раз не сделал мотовила. И в третий раз то же. Но в четвертый он взял да и срубил дерево.
Пусть, – говорит, – жена умрет, а сделаю мотовило!
Сделал мотовило, приносит домой, а жена раньше его домой прибежала и легла на печку. Муж и говорит:
Вот тебе, жена, мотовило!
Ну, как же я буду прясть. Ведь как сяду, так и умру!
Вот берет она лен – и садится прясть; напряла нитку, другую, а третью начала прясть – и стала у нее рука опускаться, а потом и сама повалилась; упала и захрипела – начала умирать. Муж и догадался, что она привередничает:
Жена, не умирай! Я тебя воскрешу!
А она ему ничего не отвечает – дух стал захватываться.
Жена, никак, ты умираешь?
Как взял муж плеть – как она вскочит да бежать. Куда и лень подевалась! И стали они хорошо жить.