3.Актуализация и усвоение знаний | Фронтальная беседа с учащимися: Каждый из вас постоянно встречается с различными случаями действия тел друг на руга. Меняется ли скорость движения какого либо тела в результате его взаимодействия с другим телом? Например меняется ли направление движения теннисного шарика после его взаимодействия с ракеткой? Толкая руками вагонетку, мы приводим ее в движение. Скорость вагонетки меняется под действием руки человека? С какими взаимодействиями встречались вы? Когда нужно разорвать ткань или веревку , то мы тянем ее силой в разные стороны; с силой надавливаем на предметы , если их нужно плотно прижать друг к другу , тяжелый предмет с силой удерживаем на руках. Что во всех этих примерах является общим? В физике часто не указывают, какое тело и как действует на другое тело, а просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила Формировать понятие «Сила» Работа в группах Обратимся к рисункам в учебнике. Какие взаимодействия там изображены. 1 группа - какие изменения под действием силы могут происходить с телом? 2 группа - сформулируйте два признака действия на тело силы Задание для всего класса Найдите в учебнике , как обозначается сила, в каких единицах измеряется. Чем характеризуется сила? Когда говорят о силе, важно указывать, к какой точке приложена действующая на него сила Формировать понятие «Сила тяжести» В природе существует множество сил, мы сегодня познакомимся с одной из них – силой тяжести. Любое тело поднятое над Землей , упадет на землю, если его отпустить. Причиной этого является сила притяжения к Земле. Притяжение всех тел во Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением. Почему же мы не видим притяжение друг к другу тел в комнате? Оказывается , сила всемирного тяготения прямо пропорциональна произведению масс тел, и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Сила с которой Земля притягивает к себе тела, называется силой тяжести. Сила тяжести всегда направлена вертикально вниз. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется. Сходят с гор лавины , оползни, движутся ледники выпадают дожди, текут реки с холмов и т.д. Все живые существа чувствуют ее притяжение. Растения также чувствуют действие направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, центру земли, а стебель – вверх. Нельзя забывать, что любое тело притягивается не только землей, но и другими телами, в том числе Луной, солнцем, другими звездами. | Отвечая на вопрос учителя , приводят примеры Высказывают свои предположения Высказывают предположения (действия тел друг на друга) Ученики делают вывод - тело может свою форму и размеры -
Изменение скорости или направления движения тела -
Изменение формы и размеров тела Сила обозначается латинской буквой F. По международному соглашению единица силы получила название ньютон в честь английского физика И. Ньютона. Сила , как и скорость величина векторная. Она характеризуется не только тепловым значением но и временем. Ученики высказывают предположения Записывают определение в тетрадь | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу Самостоятельно находить нужную информацию в тексте , слушать. | Вступать в учебный диалог Участвовать в общей беседе вступать учебный диалог , умение с достаточной полнотой выражать мысли | умение ставить учебную задачу; развивать логическое мышление; формулировать тему; |
4 Выполнение эксперимента | Предлагает учащимся разделиться по группам для выполнения опыта: -
Магнитом действуем на металлические предметы Вопрос как воздействует магнит на металлические тела? Опишите что с ними происходит. Может ли магнит действовать на тела на расстоянии? -
Магнитом действуем на магнит. Вопрос: как действуют друг на друга магниты? Чем отличается их действие друг на друга от действия на металлические предметы? -
Опыт шарами- взаимодействие шаров при столкновении. Демонстрация падения тел в трубке Ньютона проводит учитель | Работают в группах и проводят опыты. Отвечают на вопросы учителя. Обобщают ответы на вопросы и делают вывод . На основе вывода выдвигают предположение о теме урока Ученики наблюдают падение тел в трубке при наличии и при выкачивании воздуха. Делают выводы. | Умение осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме | Взаимодействуют с соседями по группе и с учителем | Прогнозирование результатов самоконтроль и взаимоконтроль в группах |
5.Первичное закрепление | Решить задачи: -
Какие тела взаимодействуют при падении камня, движении автомобиля? -
Масса второго тела в 2 раза больше массы первого. Сравните силы тяжести, действующие на эти тела -
Барон Мюнхгаузен привязав конец веревки к Луне, спускался по ней на Землю. В чем главная физическая несуразность такого передвижения? -
Действует ли сила тяжести на деревянный шар , плавающий на поверхности воды? Учитель: -
Что такое сила? -
От чего зависит результат действия силы на тело? -
Какой буквой обозначают силу? -
Единица измерения силы -
Какую силу называют силой тяжести? -
Как направлена сила тяжести -
Как зависит сила тяжести от массы? | Отвечают с комментариями. Решают задачи. Отвечают на вопросы | Осуществлять на решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, структурировать знания Умения осознанно и произвольно строить высказывания. Построение логической цепи рассуждения | Строить небольшие монологические высказывания Взаимодействуют с учителем учащимися во время опроса во фронтальном режиме | Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнений действий. Контролируют правильность ответов |
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Подводит итоги урока Фронтальная беседа по вопросам: Наш урок подходит к концу и я хочу, что бы ответили на следующие вопросы: -
За что ты можешь похвалить сегодня себя на уроке? -
За что ты можешь похвалить своих одноклассников? -
За что ты можешь похвалить своего учителя? Спасибо за работу на уроке! (Оценки учащимся) Всем удачного дня | Учащиеся отвечают на вопросы, и записывают домашнее задание: параграф 23,24. Проверить себя отвечая на вопросы в конце параграфа. Подготовить сообщение на тему: «Биография И. Ньютона | Структурировать знания; самостоятельное формулирование познавательной цели | Уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга | На основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы |