I. Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания Задание 1. Два маленьких шарика массой m каждый находятся на расстоянии r друг от друга и притяги- ваются с силой F. Чему равна сила гравитационного притяжения двух других шариков, если масса каждого из них m/2, а расстояние между их центрами 2r? а) F/2; б) F/4; в) F/8; г) F/16 Задание 2. Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 3 кг, движущуюся прямолинейно с ускорением 0,3 м/с2? а) 30Н; б) 0Н; в) 0,9Н Задание 3. Чему равен вес тела массой 3 кг, свободно падающее с высоты 5 м? а) 30Н; б) 0Н; в) 150Н | Заполняют таблицу Задания | Решил правильно/ неправильно | Не смог решить потому, что … | | | | | | | Ответ: г) Ответ: а) Ответ: б) | Оценивать свои достижения |
II. Актуализация знаний | - Какие типы взаимодействий вы знаете? - Какие силы относятся к гравитационным? - Что вам известно о понятии «сила упругости»? - К какому типу взаимодействий относятся силы упругости? - Достаточно ли у вас знаний о силе упругости? Организует совместное с обучающимися формулирование учебной задачи и темы урока. | Отвечают на вопросы. Затрудняются ответить на вопрос. Осознают важность решения проблемы: К какому типу взаимодействий относятся силы упругости. Участвуют в формулировании учебной задачи: Исследовать понятие «сила упругости» и темы урока: Сила упругости. Записывают в тетрадь тему урока. | Владеть навыком целеполагания. Принимать и сохранять учебную задачу. Выражать свои мысли. Владеть навыком самомотивации. |
III.Постановка проблемы. Изучение нового материала. | Организует проведение небольших опытов, показывающих, что деформируемое тело действует на прикоснувшееся к нему тело: а) изгиб металлической линейки и ее действие на руку; б) растяжение и сжатие пружины и ее действие на груз или тело; в) попытка сжать жидкость и газ. Организует обсуждение проблемных вопросов: - Как доказать, что деформируемое тело действует на другие тела? - Как определить силу упругости? - Всегда ли действуют силы упругости? - Зависит ли сила упругости от деформации? Предлагает выяснить природу силы упругости. Объясняет причину действия деформируемого тела на другие тела: электромагнитное взаимодействие частиц, из которых состоят тела. - Под деформацией понимают изменение объема или формы тела. - Упругой называется деформация, при которой тело восстанавливает свои первоначальные размеры и форму, как только прекращается действие силы, вызвавшей эту деформацию. - Закон Гука. При упругой деформации растяжения или сжатия модуль силы упругости прямо пропорционален модулю изменения длины тела: F=k|l|=k|x| Организует опыт: к пружине последовательно подвешивают грузы массами 100 г и 200 г, измеряют удлинение и определяют силу упругости. Организует обсуждение вопроса: - От чего зависит жесткость k? - При каких деформациях справедлив закон Гука? - Направление силы упругости. | Наблюдают за опытами. Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Испытывают затруднения при ответе на вопросы. Выбирают, как лучше организовать свою работу по изучению нового материала. Изучают предложенную учителем информацию о природе силы упругости. Обращаются за помощью в случае необходимости. Информация | Понимаю (+) / не понимаю. Нужна помощь учителя (-) | 1. Тела состоят из частиц. | | 2. В обычном состоянии силы притяжения и отталкивания между частицами уравновешивают друг друга. | | 3. При сжатии расстояние между частицами уменьшается, возрастают силы отталкивания. При растяжении, наоборот, несколько возрастают силы притяжения. | | Делают записи в рабочей тетради. Задают уточняющие вопросы. Работают в парах. Объясняют друг другу, как они понимают закон Гука. Работают в парах. Проводят опыт. Строят график зависимости силы от удлинения. Обсуждают проблемный вопрос. Проводят небольшие опыты и эксперименты. - От материала, от формы тела. - При малых деформациях. - Сила упругости направлена всегда так, чтобы уменьшить деформацию тела. | Делать выводы на основе проведенного эксперимента. Выражать свои мысли в соответствии с задачей. С помощью вопросов добывать недостающую информацию. Проводить исследования. |
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Организует подведение итогов урока обучающимися, размышление над вопросами: - Какие знания и умения я развил на уроке? - Достиг ли я поставленной задачи? Оценивает работу учащихся на уроке. | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку по «Листу самооценки», рефлексию. | Отслеживать цель учебной деятельности |
VI. Домашнее задание. | §34,35, с 94 ответить на вопросы, выучить теорию; для желающих - карточки с задачами. Помогает выбрать задания из учебника, желающим раздает карточки с задачами. Обращает внимание на возможности и способности обучающихся. | Выбирают задания для домашней работы. Записывают домашнее задание. | Владеть навыком самоорганизации. |