СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Сила упругости"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Сила упругости" по ФГОС в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Сила упругости"»

Урок: Силы упругости

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний о силах упругости и законе Гука; формировать умение измерять жесткость пружины

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся объяснять действия деформированных тел; описывать упругие деформации силой упругости; выяснять природу силы упругости

Метапредметные:

Познавательные – самостоятельно выполнять опыты и эксперименты; анализировать результаты лабораторной работы и делать выводы;

Регулятивные – оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

Коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Личностные:

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; развитие инициативности



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

I. Проверка домашнего задания

Организует самопроверку домашнего задания






Задание 1. Два маленьких шарика массой m каждый находятся на расстоянии r друг от друга и притяги- ваются с силой F. Чему равна сила гравитационного притяжения двух других шариков, если масса каждого из них m/2, а расстояние между их центрами 2r?

а) F/2; б) F/4; в) F/8; г) F/16

Задание 2. Чему равна сила тяжести, действующая на тело массой 3 кг, движущуюся прямолинейно с ускорением 0,3 м/с2?

а) 30Н; б); в) 0,9Н

Задание 3. Чему равен вес тела массой 3 кг, свободно падающее с высоты 5 м?

а) 30Н; б); в) 150Н

Заполняют таблицу

Задания

Решил правильно/ неправильно

Не смог решить потому, что …







Ответ: г)







Ответ: а)




Ответ: б)

Оценивать свои достижения

II. Актуализация знаний

- Какие типы взаимодействий вы знаете?

- Какие силы относятся к гравитационным?

- Что вам известно о понятии «сила упругости»?

- К какому типу взаимодействий относятся силы упругости?

- Достаточно ли у вас знаний о силе упругости?


Организует совместное с обучающимися формулирование учебной задачи и темы урока.

Отвечают на вопросы.



Затрудняются ответить на вопрос.




Осознают важность решения проблемы: К какому типу взаимодействий относятся силы упругости.

Участвуют в формулировании учебной задачи:

Исследовать понятие «сила упругости»

и темы урока: Сила упругости.

Записывают в тетрадь тему урока.

Владеть навыком целеполагания.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Выражать свои мысли.

Владеть навыком самомотивации.

III.Постановка проблемы.

Изучение нового материала.

Организует проведение небольших опытов, показывающих, что деформируемое тело действует на прикоснувшееся к нему тело:

а) изгиб металлической линейки и ее действие на руку;

б) растяжение и сжатие пружины и ее действие на груз или тело;

в) попытка сжать жидкость и газ.

Организует обсуждение проблемных вопросов:

- Как доказать, что деформируемое тело действует на другие тела?

- Как определить силу упругости?

- Всегда ли действуют силы упругости?

- Зависит ли сила упругости от деформации?

Предлагает выяснить природу силы упругости.

Объясняет причину действия деформируемого тела на другие тела: электромагнитное взаимодействие частиц, из которых состоят тела.















- Под деформацией понимают изменение объема или формы тела.

- Упругой называется деформация, при которой тело восстанавливает свои первоначальные размеры и форму, как только прекращается действие силы, вызвавшей эту деформацию.

- Закон Гука. При упругой деформации растяжения или сжатия модуль силы упругости прямо пропорционален модулю изменения длины тела:

F=k|l|=k|x|

Организует опыт: к пружине последовательно подвешивают грузы массами 100 г и 200 г, измеряют удлинение и определяют силу упругости.

Организует обсуждение вопроса:

- От чего зависит жесткость k?


- При каких деформациях справедлив закон Гука?

- Направление силы упругости.

Наблюдают за опытами.








Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов.

Испытывают затруднения при ответе на вопросы.

Выбирают, как лучше организовать свою работу по изучению нового материала.

Изучают предложенную учителем информацию о природе силы упругости. Обращаются за помощью в случае необходимости.

Информация

Понимаю (+) / не понимаю. Нужна помощь учителя (-)

1. Тела состоят из частиц.


2. В обычном состоянии силы притяжения и отталкивания между частицами уравновешивают друг друга.


3. При сжатии расстояние между частицами уменьшается, возрастают силы отталкивания. При растяжении, наоборот, несколько возрастают силы притяжения.


Делают записи в рабочей тетради.

Задают уточняющие вопросы.





Работают в парах. Объясняют друг другу, как они понимают закон Гука.



Работают в парах. Проводят опыт. Строят график зависимости силы от удлинения.


Обсуждают проблемный вопрос. Проводят небольшие опыты и эксперименты.

- От материала, от формы тела.

- При малых деформациях.

- Сила упругости направлена всегда так, чтобы уменьшить деформацию тела.

Делать выводы на основе проведенного эксперимента.






Выражать свои мысли в соответствии с задачей.




























С помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Проводить исследования.

IV. Закрепление изученного материала.

Организует выполнение теста.

Выполняют тест.

Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Организует подведение итогов урока обучающимися, размышление над вопросами:

- Какие знания и умения я развил на уроке?

- Достиг ли я поставленной задачи?

Оценивает работу учащихся на уроке.

Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку по «Листу самооценки», рефлексию.

Отслеживать цель учебной деятельности

VI. Домашнее задание.

§34,35, с 94 ответить на вопросы, выучить теорию; для желающих - карточки с задачами.

Помогает выбрать задания из учебника, желающим раздает карточки с задачами. Обращает внимание на возможности и способности обучающихся.

Выбирают задания для домашней работы.

Записывают домашнее задание.

Владеть навыком самоорганизации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!