Технологическая карта урока
Дата: 10.01.2023 Класс: 5 А Предмет: Технология Учитель: Губенина А.М.
Тема: Символы по уходу за одеждой. Тип урока: Комбинированный
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: заинтересовать обучающихся в важности ухода за одеждой; определять порядок ухода за одеждой, используя данные ярлыка
Метапредметные:
Регулятивные УУД: постановка задач на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно; определение последовательности операций с учётом конечного результата; самоконтроль; умение слушать и высказывать собственное мнение, принятие и сохранение учебной задачи
Коммуникативные УУД: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем и одноклассниками; распределение ролей в группе; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; умение отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать собеседника, учителя; умение задавать вопросы; выражение своих мыслей, оценивание качества своей и общей учебной деятельности
Познавательные УУД: использование приобретенных знаний для ухода за одеждой из разных тканей; структурирование знаний ; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные УУД: мотивация учебной деятельности; умение провести самооценку; формирование трудовой активности, аккуратность;
Воспитательный аспект: содействие воспитанию аккуратности, сосредоточенности, сознательного отношения к процессу обучения (дисциплинированность, организованность), содействие воспитанию чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего времени.
Формы обучения: групповая , индивидуальная, фронтальная.
Ресурсы: плакаты, магнитная доска, образцы ткани с бирками, схемы, тексты, учебник.
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный этап | Учитель создает эмоциональный настрой учащихся на урок, организуя креативное приветствие “Здравствуйте!”. Ребята, сегодня мы вместе с вами поиграем в несколько игр… | Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: | личностные: самоорганизация. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. регулятивные: саморегуляция – мотивационная установка на предстоящую работу. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Первая игра – Угадай ка… Учитель используя прием «Визуальный ряд», предлагает выйти детям к доске выдает листы с изображениями. Все учащиеся выдвигают предположения, какие ассоциации возникают при рассматривании картинок. Приложение 1. Условные знаки. ситуационная задача. Ребята, я вам расскажу одну историю, которая произошла с… Однажды один мальчик из 5а испачкал свою шерстяную кофту, и чтобы не говорить маме, он решил свою одежду постирать. Стиральная машинка есть, порошок есть. Все ж просто раз - положил вещь в барабан, два - установил температуру да повыше, три - нажал кнопочку . и стирка началась. После стирки вещь усела, изменилась в размерах. Почему, что произошло? А с вами случались такие ситуации, когда ваша одежда теряла свой внешний вид? (ответы учащихся) Почему? Что нужно делать, чтобы одежда выглядела как новая? (Правильно, ухаживать за ней). - И так, что включает в себя уход за одеждой? (ответы учащихся) Чистка, стирка, хранение Итак тема урока: Символы по уходу за одеждой. Ребята, если нам известна тема, мы можем вывести цель и задачи урока. Осуществляет помощь в формулировании цели, задачей с помощью наводящих вопросов. | Ребята демонстрируют изображения, которые помогают одноклассникам выяснить тему предстоящего урока. Определяют тему, цель и задачи урока, с помощью наводящих вопросов учителя Дети выдвигают предположения. Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы. Формулируют цель и задачи в соответствии с темой. -Цель изучение способов определения ухода за одеждой -Задачи – изучить условные символы, научиться их расшифровывать, сопоставлять знаки на бирки со схемой, находить отличия, фиксировать в тетради полученные знания, самоконтроль. | познавательные: прогнозирование предстоящей работы (составление плана), осознанное построение речевого высказывания. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. регулятивные: умение слушать и высказывать собственное мнение, целеполагание, формулирование темы урока, выбор целей урока, определение возможных трудностей в данном уроке личностные: получение первоначального представления о межкультурной коммуникации. |
3. Актуализация знаний. | -Где бы мы ни находились: дома, в школе или на улице,- наша одежда впитывает загрязнения и от всего, что окружает нас, и от собственного тела. Текстильные волокна, из которых состоит ткань, деформируются под воздействием стирки, сушки, высоких температур, взаимодействия с порошками, отбеливателями и другими моющими средствами. Поэтому любая вещь имеет срок службы и, в конце концов, рвётся или теряет форму. Но если правильно хранить, стирать и гладить одежду, то можно значительно продлить ей жизнь. Одежда прослужит долго, если за ней правильно ухаживать. Учитель предлагает продолжить фразы: «А что вы знаете по этой теме?» Учитель подводит промежуточные итоги: Чтобы одежда долго носилась и сохраняла при этом хороший внешний вид, о ней нужно заботиться. -Как узнать, какую вещь стирать, как сушить, можно ли отбеливать, при какой температуре утюжить…. На эти вопросы вы дадите ответы сами через некоторое время… | Учащиеся вспоминают, формулируют, продолжают предложения. По теме нашего урока я знаю, что… Мне бывает нелегко… Я всегда думал, что… Я где-то читал… | познавательные: умение анализировать, умение осознанно строить речевое высказывание. регулятивные: умение слушать и высказывать собственное мнение, принимать и сохранять учебную задачу; коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; построение понятных высказываний, учитывающих, что одноклассник знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
4.Первичное усвоение новых знаний. | -Ребята, я прошу вас, помочь мне провести урок. Для этого вам необходимо разобраться и понять текстовый материал, придумать вопросы к тексу и ответить. Далее рассказать о новом материале соседним двум группам, примерив на себя роль учителя. Учитель разделяет учащихся на 3 группы, раздает бланки с информацией по теме Приложение 2 Информационные тексты для трех групп Приложение 8. Правила работы в группе для учащихся. Выдает задание прочитать информационное сообщение, придумать три вопроса, определить представителя от своей группы, для пересказа в другие две подгруппы. Определяет время на выполнение 5 мин, 5 мин, 5 мин. Осуществляет контроль за выполнением. Помогает при необходимости выявить главные моменты, активизирует участие всех обучающихся. | Учащиеся читают текст, определяют главное. Направляют 1 представителя для пересказа в другую группу, осуществляют сообщение теоретических сведений. Повторяют этот этап с последующей группой. Слушают, отвечают на вопросы, делают необходимые пометки в тетради. | познавательные: осуществление поиска и выделения необходимой информации - смысловое чтение - построение логической цепи рассуждения. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, работа в группах. личностные: умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
5. Первичная проверка понимания | Ребята я вас благодарю за помощь. Вы рассказали друг другу информацию по новой теме. Учитель сообщает: «Каждое изделие имеет этикетку, на которой дана информация по уходу за изделием. Существуют международные обозначения условий, которые необходимо соблюдать во время стирки, отбеливания и глажения текстильных изделий, трикотажа. Предприятия всегда маркируют выпускаемые им изделия. Символы печатаются на специальной ленте – ярлыке и пришиваются с изнаночной стороны.» Раздает схемы. Приложение 3 международные условные знаки ухода за одеждой На доске выборочно изображаются условные знаки. Учитель предлагает, разобраться, что они обозначают, на что похожи. | Учащиеся активно слушают. Рассматривают схему Международные условные знаки – что они обозначают. Дети отвечают | регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, формирование познавательной инициативы. коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; личностные: умение осознавать ответственность за общее дело; |
6. Физминутка | Ребята, мы с вами хорошо поработали, устали, давайте отдохнем. Выполняют упражнение под музыкальную композицию «От винта» | Мы старались, мы учились. (2 р) И немного утомились. Сделать мы теперь должны Упражненье для спины. (Вращение корпусом вправо и влево.) Мы работаем руками. Мы летим под облаками. Руки вниз и руки вверх. Кто летит быстрее всех? (Дети имитируют движения крыльев.) Чтобы ноги не болели. Раз - присели, два - присели. Три. Четыре. Пять и шесть. Семь и восемь. Девять, десять. (Приседания.) Рядом с партою идем, (Ходьба на месте.) И садимся мы потом. (Дети садятся за парты.) | регулятивные: осуществление пошагового контроля своих действий; личностные: формирование здорового образа жизни |
7. Вторичная проверка понимания мотивация | Ребята, вы помогли мне вести урок, побывали в роли учителей. А теперь я предлагаю вам поиграть в… разведчиков. Кто знает чем занимается разведчик? -Наблюдает, собирает информацию, расшифровывает, много понимает. Поиграем? Необходимо разведать, что же зашифровано на этикетках образцах ткани. Только тихо…. Вы же разведчики. Для помощи у вас есть шифровальный словарик…. Практическая работа. Расшифровка символов на ярлыке ткани. Совместное обсуждение критериев выполнения работы. Изучить бирку на образце ткани. Расшифровать символы, нарисовать символ, расшифровать каждый символ пользуясь таблицей знаков. Подписать свою работу. Приложение 4 Образец ткани с биркой Приложение 5. Шаблон таблицы. Приложение 6. Критерии оценивания. | Самостоятельное выполнение практического задания. Рассматривают образец ткани с ярлыком, Сопоставляют данные с со схемой Заполняют таблицу, рисуют значки, делают описание. | познавательные: овладевание способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, ведение поиска средств её осуществления; осваивание способов решения проблем поискового характера; регулятивные: действия по алгоритму, правилу, адекватное принятия оценки учителя. |
8. Первичное закрепление | Организует взаимопроверку выполнения задания. -Передай свою работу соседу. Подпиши кто проверял. Проверь значения по таблице. Поставь плюсы возле каждой строчки - Ребята, вначале урока я вам рассказала ситуацию про мальчика, который постирал шерстяную вещь… Прокомментируйте пожалуйста, с учетом усвоенного материала данную ситуацию. Предложите свой вариант. | Проверяют одноклассника по заранее обозначенным критериям Приложение 6. Критерии оценивания. Формулируют полные ответы по учебной задаче. | познавательные: синтезирование способов решения проблем творческого и поискового характера на основе полученных знаний; регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценивание качества и уровня усвоения; коммуникационные: умение слушать и вступать в диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Я вам предлагаю, дома рассмотреть бирки на одежде., определить какой уход требуется для данного изделия. Какие новые слова по теме вы узнали? Написать японское стихотворение «Синквейн» по любому термину по пройденным темам | Отвечают- «Термины по теме – уход, бирка, стирка, отбеливание, одежда, чистка, порошок, утюг, ярлычок, лен, хлопок, символ…» Вспоминают примем «Синквейн». | познавательные: умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности регулятивные: волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
10. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Создает эмоциональный настрой на завершение урока Урок сегодня был удачный Что вам понравилось друзья, Вы все сегодня очень постарались Надеюсь не прошел он зря Ребята, давайте подведем итоги работы, выявим удовлетворенность работой Предлагает ребятам устно обнародовать собственную позицию Используя приём «незаконченного предложения», уточняет по предметным умениям и работе в группе. Приложение 7. дополнительные вопросы Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии | Учащиеся предлагают устно варианты: «На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…»; «Я похвалил бы себя…»; «Особенно мне понравилось…»; «После занятия мне захотелось…»; «Я мечтаю о …»; «Я понял, что…»; «Теперь я могу…». «Я научился…»; выслушают одноклассников, делятся впечатлениями о пройденном уроке, высказывают свое мнение. , | регулятивные: осмысление способов и приемов работы с учебным материалом. познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. коммуникативные: умение выражать свои мысли, оценивание качества своей и общей учебной деятельности, умение слушать и понимать речь других |
Приложения к уроку Символы по уходу за одеждой.
Приложение 1. Условные знаки
Приложение 2 Информационные тексты для трех групп
Белье и одежду лучше сушить на открытом воздухе, при этом они приобретают свежий аромат. Цветную одежду не сушат на солнце, чтобы она не выгорела. Перед развешиванием белья проверяют чистоту веревки и прищепок. После стирки любую вещь хорошо встряхивают, чтобы выправились складки и швы. Полотенца закрепляют прищепками за одну из узких сторон, носовые платки — по две-три штуки вместе, блузки, ночные сорочки и пижамы сушат кверху плечиками, брюки прикрепляют за нижние края. Белье не пересушивают, снимают слегка влажным и сразу утюжат.
На маркировочных лентах одежды операцию сушки изображают значком в виде квадрата
Если белье пересушено, его увлажняют с помощью пульверизатора. В утюг с пароувлажнителем для этого просто заливают воду. Утюг нельзя перегревать, чтобы не испортить изделие. На ярлыках одежды операцию утюжки изображают значком в виде утюга (рис. 145).
Рис. 145. Символы утюжки: а — сильный нагрев утюга; б — средний нагрев; в — слабый нагрев; г — глажение запрещено
Загрязнившуюся одежду нужно стирать сразу же, чтобы на ней не закрепились пятна и грязь. При этом важно соблюдать технологию стирки: правильно выбирать моющие средства, вид и последовательность операций, которые больше всего подходят для ткани вашего изделия.
Важная подготовительная операция перед стиркой — сортировка белья и одежды. Белье разделяют на группы из таких материалов, которые можно стирать одновременно. Белое хлопчатобумажное и льняное белье можно кипятить, его стирают отдельно от цветного. Цветные белье и одежду делят еще на две группы: с прочной и непрочной окраской (линяющее).
Перед стиркой белье замачивают в течение 30-60 минут. Добавление в воду стирального порошка вызывает набухание волокон, размягчение и удаление грязи. Температура воды при замачивании не должна превышать 40°С. После замачивания белье хорошо отжимают.
Предварительно замоченное и отжатое белье опускают в горячий моющий раствор, выдерживают 10-15 минут, слегка оттирают. Наиболее загрязненные места натирают мылом и стирают с помощью щетки. Белое белье кипятят: вначале его опускают в холодный моющий раствор, затем нагревают до кипения и кипятят 10-15 минут. Когда белье станет безупречно чистым, его отжимают, не прикладывая больших усилий, чтобы не повредить.
На ярлыках и маркировочных лентах одежды операции стирки принято обозначать символами
Рис. 143. Символы стирки: а — ручная стирка; б — стирка в теплой воде; в — кипячение; г — стирка запрещена
Приложение 3 Международные условные знаки ухода за одеждой
Приложение 4 Образец ткани с биркой
Приложение 5. Шаблон таблицы.
Состав образца ткани____________________________
Фамилия _________________________________________
Проверил ___________________________________________
Приложение 6. Критерии оценивания.
№ | Оцениваемые действия | балл |
1 | указан состав ткани | 1 |
2 | нарисован символ | 1 |
3 | все знаки из бирки перенесены в таблицу | 1 |
4 | таблица вклеена в тетрадь | 1 |
5 | аккуратность | 1 |
Приложение 7. дополнительные вопросы
- Почему необходимо знать сырьевой состав изделий?
-Какими способами можно определить сырьевой состав?
-Для чего необходимо на этикетках изображать символы ухода за изделием?
-Почему изделие из химических волокон нельзя кипятить?
-Что означает слова «Щадящий режим»?
Приложение 8. Правила работы в группе для учащихся.
1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5.Думай сам, а не рассчитывай на других.
6.Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.