Урок «Скалярное произведение векторов» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствует обучающихся; проверяет их готовность к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта. – Мне очень приятно работать с вашим классом! – Я уверена, что у нас все получиться! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе во время урока. Отвечают на вопросы: – Где я? – Зачем я здесь? – Что мне нужно делать? | Формируют навыки самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать о своих достижениях в изучении темы «Векторы». Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Можете ли вы выполнить скалярное произведение векторов? Формулирует учебную задачу: – Исследовать скалярное произведение векторов | Выступают перед классом или в группах. –Я знаю… – Я могу объяснить… – Я выполняю… – Я решаю… – Я применяю… Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивают навыки целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – узнать о скалярном произведении векторов; – научиться использовать формулу скалярного произведения двух векторов | Формируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Почему для меня важно изучать скалярное произведение векторов? – Какие усилия нужно приложить, чтобы достигнуть цели урока? – Готов ли я преодолевать трудности в процессе познания нового? – Какова моя цель на данный урок? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Формируют умения выражать свои мысли. Развивают навыки самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Как выполнить умножение двух векторов? Организует анализ определения. Отвечает на вопросы учащихся. Помогает понять, что собой представляет угол между векторами. Объясняет учащимся: – Скалярное произведение называют скалярным квадратом вектора и обозначают скалярный квадрат вектора равен квадрату его модуля. Организует анализ теорем. Отвечает на вопросы. Объясняет следствие теоремы. – Косинус угла между ненулевыми векторами можно вычислить по формуле: Организует исследование свойств скалярного произведения векторов: – Для любых векторов и любого числа k справедливы равенства: 1) 2) 3) | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Выбирают, как им лучше всего будет организовать свою работу на уроке по изучению нового материала: А) буду самостоятельно изучать новый материал; Б) буду работать в паре; В) буду работать в группе. Планируют и организовывают исследовательскую деятельность. Осуществляют поиск информации. Анализируют определение. Выясняют понятия, которые необходимо дополнительно исследовать. Задают вопросы учителю. Заполняют таблицу: Определение | Ключевые слова | Вопросы учителю | Скалярным произведением двух векторов называют произведение их модулей и косинуса угла между ними. | Произведение модулей векторов, угол между векторами | | Делают записи в тетради. Задают вопросы. Анализируют теоремы. Рассматривают доказательство теоремы. Задают вопросы учителю. Заполняют таблицу: Теоремы | В доказательстве теоремы мне непонятно… | Вопросы учителю | Скалярное произведение двух ненулевых векторов равно нулю тогда и только тогда, когда эти векторы перпендикулярны | | Почему…? | Скалярное произведение векторов можно вычислить по формуле | | Как…? | Делают записи в рабочей тетради. Задают вопросы учителю. Проводят исследование. Ищут дополнительную информацию и проверяют достоверность предложенных учителем свойств скалярного произведения векторов. Обсуждают в группах результаты исследований | Выражают свои мысли в соответствии с задачей. Анализируют информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы. Создает условия для дополнительного изучения вопросов, которые вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос (+) | Чему равен угол между сонаправленными векторами? | | | Чему равен угол между векторами , если хотя бы один из них нулевой? | | | Как обозначают угол между векторами ? | | | Какие векторы называют перпендикулярными? | | | Как найти скалярное произведение векторов, если известны их координаты | | | Каковы свойства скалярного произведения векторов? | | | Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю | |
VII. Решение заданий | Задания. 1. (№ 583) Найдите скалярное произведение векторов если: 1) 2) 3) 2. (№ 585) Найдите скалярное произведение векторов если: 2) | Решение. 1. 2) 3) 2. 1) 2) | Развивают умения самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Могу ли я сказать, что разобрался в теме урока? – Понравилось ли мне узнавать что-то новое? – Могу ли я лучше учиться? – Нужно ли мне изменить свое отношение к урокам геометрии в лучшую сторону? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Отслеживают цель учебной деятельности |
IX. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формируют навыки самоорганизации |