Дата:
Ф.И.О. учителя: Николаева И.В.
Учебный предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема урока: Создание словесных картин в стихотворении К.Д. Бальмонта «Золотое слово»
Тип урока: решение частных задач
Цель: создать условия для организации учебной деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством и биографией поэта К. Д. Бальмонта; способствовать развитию умений видеть красоту в поэзии, находить художественные особенности произведения, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворения
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
читать выразительно стихотворения, передавая самые искренние чувства к Родине
2. Учебные задачи направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности
в процессе чтения;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, строят диалог в паре или группе, задают вопросы
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
осознанно и выразительно читать лирическое произведение; понимать смысл любого типа простого и сложного предложения и передавать его с помощью интонации
Средства: портрет К. Д. Бальмонта, картинки, рисунки, толковый словарь, портреты поэтов
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организация начала урока | Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Психологически настраивает учащихся к предстоящей работе. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Все красиво, дружно встали, Улыбнулись, подравнялись. Поздороваемся, класс, И урок начнем сейчас | Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок. Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения |
II. Проверка домашнего задания | На доске – портрет Н. А. Некрасова. – Расскажите, что вы помните из биографии Н. А. Некрасова. Предлагает прочитать отрывки из произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», которые подходят к рисункам, помещенным на доску | Рассматривают портрет Н. А. Некрасова. Выполняют задание. Читают отрывки из произведения Н. А. Некрасова | Владеют навыками осознанного и выразительного чтения |
III. Сообщение темы и цели | – Сегодня продолжаем читать поэтическую тетрадь. Давайте вспомним, что значит читать поэтическую тетрадь? Под портретом на доске запись: «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развеивает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его “певучей силе”» (А. Блок). – Прочитайте пословицу. Объясните её смысл: «Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я ещё погляжу». – Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные. Сегодня мы познакомимся с творчеством одного из них. Прочитайте его имя на доске, рассмотрите портрет | – Знакомиться с новыми авторами, произведениями, передавать авторское настроение при чтении. Читают высказывание. Читают пословицу и объясняют её смысл. – Константин Дмитриевич Бальмонт | Принимают и сохраняют учебную задачу. Формируют ответы на вопросы. Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме |
IV. Знакомство с биографией поэта | Рассказ учителя о биографии и творчестве К. Д. Бальмонта (см. ресурсный материал) | Внимательно слушают | Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя |
V. Изучение нового материала. | – Какое время года приносит с собой радость, тепло, веселье? – Мы с вами знаем, что весна – это любимое время года для многих писателей и поэтов. Назовите фамилии поэтов, которые посвящали свои стихи весне. – Прочитайте название стихотворения, которое вы будете читать. – Как вы думаете, почему оно так называется? | Отвечают на вопрос. – Тютчев, Майков… – «Золотое слово». Высказывают предположения. | Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли |
1. Первичное чтение стихотворения. | – Проверим наши предположения. | Стихотворение читают учитель или заранее подготовленные учащиеся. |
2. Словарная работа. | Объясните значение слова кутерьма. Кутерьма (разг.) – суматоха, беспорядок. | Объясняют толкование слова кутерьма. |
3. Беседа по содержанию прочитанного | – Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете? | – Мы выбираем хвастливую интонацию. Ведь они обещают сделать то, что могут только сами. Осень обещала: «Я озолочу». А зима сказала: «Как я захочу». |
– Кто обещал всё озолотить? | – Всё озолотить обещала осень. |
– А кто всё сделал на самом деле? | – На самом деле всё это сделала весна. |
– Разве у весны есть золотые краски? И если есть, то в чём, в каких предметах они видны? – Как вы поняли выражение «жёлтый одуванчик, – будет и седой»? – Так почему же автор так назвал своё стихотворение? | – Весной солнце золотится. Лютик – золотой, ведь он жёлтый. Речка серебрится, вода залила всё вокруг. А там, где нет воды, – лютик золотой и жёлтый одуванчик. – Одуванчик сначала жёлтый, а потом, когда созре-вают семена, он становится белым, пушистым. Это похоже на седые волосы. Высказывают предположения. |
|
| Физкультминутка Вверх руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Низко присели, вниз посмотрели – Это жучок пьет росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем – Сели все дружно назад | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя | Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
VI. Продолжение работы над темой. Анализ стихотворения. | – Подумайте, о чем спорят Осень, Зима и Весна? | – Кто из них важнее, сильнее. | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится). Осуществляют логические действия |
1) Выразительное чтение стихотворения. | – Прочитаем еще раз этот спор. Постарайтесь передать все чувства, которые они вкладывали в свои слова. | Выразительно читают стихотворение. |
2) Выборочное чтение | – Какое настроение передает поэт в последней строке? – Прочитайте отрывок, в котором поэт дает описание весенней картины. – Какое слово является главным, повторяется несколько раз в стихотворении? – Солнце – символ поэзии Бальмонта. Это символ весны, лета и даже осени. Оно всё освещает, всё делает ярким, живым. Солнце и золото для поэта почти одно и то же. – Кто же оказался самым сильным среди спорящих? – Как вы думаете, почему весна победила? – Что за помощники есть у весны? – Вспомним, как называется стихотворение? – В каком значении употреблены эти слова? – Какие слова обычно называют золотыми? – Сегодня мы познакомимся с новым средством художественной выразительности – метафорой. Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения. – Почему же поэт назвал свое стихотворение «Золотое слово»? | Зачитывают отрывок. – Золотой. Рассматривают рисунки с изображением солнца, птиц, цветов и т. д. – В переносном. – Слова, которые подтверждаются делом. – Весна выполнила свое обещание |
VII. Домашнее задание | – Научиться читать выразительно стихотворение К. Д. Бальмонта «Золотое слово». – Выполнить зарисовки (по желанию) | Слушают, уточняют задания | Осуществляют поиск средств достижения учебных задач |
VIII. Итог урока | – Понравились ли вам стихи К. Д. Бальмонта? – Какое из них захотелось вам выучить наизусть? – Что можно сказать о человеке, написавшем эти стихи? | Делают выводы и обобщения. Отвечают на вопросы | Формулируют ответы на вопросы. Прини-мают и сохраняют учебную задачу |
IX. Рефлексия | – Моё настроение: • Сегодня меня порадовало… • Сегодня меня огорчило… | Осуществляют самоанализ учебной деятельности | Владеют навыками самоанализа |
КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867–1942)
Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории.
В 1876–1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве, в университете, и Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией.
Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж.
Решающее время в формировании поэтического мировоззрения Бальмонта — середина 1890-х годов. До сих пор его стихи не выделялись чем-то особенным среди поздненароднической поэзии. Публикация сборников «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895), перевод двух научных трудов «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «Истории итальянской литературы» Гаспари, знакомство с В. Брюсовым и другими представителями нового направления в искусстве укрепили веру поэта в себя и свое особое предназначение. В 1898 году Бальмонт выпускает сборник «Тишина», окончательно обозначивший место автора в современной литературе.
Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе – символизма. Однако среди «старших символистов» (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов) и среди «младших» (А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический мир – это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований.
Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли и Э. По.
Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.
В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и сборник «Только любовь». А перед этим за антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в городской Думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах. В 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом.
Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки». К. Бальмонт написал произведение для своей дочери Нины (он звал её Ниника). Для неё поэт сочинил «Фейные сказки». (Слово «фейные» произошло от слова «фея».) В стихотворных сказках К. Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек», живёт нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями.
На события первой русской революции Бальмонт откликается сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907). Опасаясь преследования, поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию.
Вышедшая в 1907 году книга «Жар-птица. Свирель славянина», в которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада. Он остается в стороне от ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах журналов «Весы» и «Золотое руно», расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908), «Зеленый вертоград» (1909).
В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому времени он не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих литературно-критические и эстетические статьи: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910).
Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему интересных сборника: «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и луны» (1917).
Бальмонт приветствовал свержение самодержавия, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке А. Луначарского Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу, который обернулся для поэта долгими годами эмиграции.
В эмиграции Бальмонт опубликовал несколько поэтических сборников: «Дар земле» (1921), «Марево» (1922), «Моё – ей. Стихи о России» (1923), «Раздвинутые дали» (1929), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935), «Светослужение» (1936–1937).
Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.