СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Создание словесных картин в стихотворении К.Д. Бальмонта «Золотое слово»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. Создание словесных картин в стихотворении К.Д. Бальмонта «Золотое слово». На данном уроке дети попробуют увидеть красоту красоту в поэзии, находить художественные особенности произведения, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Создание словесных картин в стихотворении К.Д. Бальмонта «Золотое слово»»

Дата:

Ф.И.О. учителя: Николаева И.В.

Учебный предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема урока: Создание словесных картин в стихотворении К.Д. Бальмонта «Золотое слово»

Тип урока: решение частных задач

Цель: создать условия для организации учебной деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством и биографией поэта К. Д. Бальмонта; способствовать развитию умений видеть красоту в поэзии, находить художественные особенности произведения, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворения

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

читать выразительно стихотворения, передавая самые искренние чувства к Родине

2. Учебные задачи направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности
в процессе чтения;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, строят диалог в паре или группе, задают вопросы

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

осознанно и выразительно читать лирическое произведение; понимать смысл любого типа простого и сложного предложения и передавать его с помощью интонации

Средства: портрет К. Д. Бальмонта, картинки, рисунки, толковый словарь, портреты поэтов




Этап урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организация начала урока

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Психологически настраивает учащихся к предстоящей работе.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Все красиво, дружно встали,

Улыбнулись, подравнялись.

Поздороваемся, класс,

И урок начнем сейчас

Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подготовки

к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Проверка домашнего задания

На доске – портрет Н. А. Некрасова.


– Расскажите, что вы помните из биографии Н. А. Некрасова.

Предлагает прочитать отрывки из произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», которые подходят к рисункам, помещенным на доску

Рассматривают портрет Н. А. Некрасова.

Выполняют задание.

Читают отрывки из произведения Н. А. Некрасова

Владеют навыками осознанного и выразительного чтения

III. Сообщение темы и цели

– Сегодня продолжаем читать поэтическую тетрадь. Давайте вспомним, что значит читать поэтическую тетрадь?



Под портретом на доске запись: «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развеивает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его “певучей силе”» (А. Блок).

– Прочитайте пословицу. Объясните её смысл: «Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я ещё погляжу».

– Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные. Сегодня мы познакомимся с творчеством одного

из них. Прочитайте его имя на доске, рассмотрите портрет

– Знакомиться с новыми авторами, произведениями, передавать авторское настроение при чтении.

Читают высказывание.




Читают пословицу и объясняют её смысл.

– Константин Дмитриевич Бальмонт

Принимают
и сохраняют учебную задачу.

Формируют ответы на вопросы.

Формируют
и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

IV. Знакомство с биографией поэта

Рассказ учителя о биографии и творчестве К. Д. Бальмонта (см. ресурсный материал)

Внимательно слушают

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя

V. Изучение нового материала.

– Какое время года приносит с собой радость, тепло, веселье?

– Мы с вами знаем, что весна – это любимое время года для многих писателей и поэтов. Назовите фамилии поэтов, которые посвящали свои стихи весне.

– Прочитайте название стихотворения, которое вы будете читать.

– Как вы думаете, почему оно так называется?

Отвечают на вопрос.

– Тютчев, Майков…


– «Золотое слово».

Высказывают предположения.

Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

1. Первичное чтение стихотворения.

– Проверим наши предположения.



Стихотворение читают учитель или заранее подготовленные учащиеся.

2. Словарная
работа.

Объясните значение слова кутерьма.

Кутерьма (разг.) – суматоха, беспорядок.


Объясняют толкование слова кутерьма.

3. Беседа по содержанию прочитанного

– Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете?





– Мы выбираем хвастливую интонацию. Ведь они обещают сделать то, что могут только сами. Осень обещала: «Я озолочу». А зима сказала: «Как я захочу».

– Кто обещал всё озолотить?

– Всё озолотить обещала осень.

– А кто всё сделал на самом деле?

– На самом деле всё это сделала весна.

– Разве у весны есть золотые краски? И если есть, то в чём, в каких предметах они видны?




– Как вы поняли выражение «жёлтый одуванчик, – будет и седой»?







– Так почему же автор так назвал своё стихотворение?

– Весной солнце золотится. Лютик – золотой, ведь он жёлтый. Речка серебрится, вода залила всё вокруг. А там, где нет воды, – лютик золотой и жёлтый одуванчик.

– Одуванчик сначала жёлтый, а потом, когда созре-вают семена, он становится белым, пушистым.

Это похоже на седые волосы.

Высказывают предположения.


Физкультминутка

Вверх руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Низко присели, вниз посмотрели –

Это жучок пьет росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем –

Сели все дружно назад

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

VI. Продолжение работы

над темой.

Анализ стихотворения.




– Подумайте, о чем спорят Осень, Зима и Весна?




– Кто из них важнее, сильнее.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте

(читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).

Осуществляют логические действия

1) Выразительное чтение стихотворения.

– Прочитаем еще раз этот спор. Постарайтесь передать все чувства, которые они вкладывали в свои слова.

Выразительно читают стихотворение.

2) Выборочное чтение

– Какое настроение передает поэт в последней строке?

– Прочитайте отрывок, в котором поэт дает описание весенней картины.

– Какое слово является главным, повторяется несколько раз в стихотворении?

– Солнце – символ поэзии Бальмонта. Это символ весны, лета и даже осени. Оно

всё освещает, всё делает ярким, живым. Солнце и золото для поэта почти одно и то же.

– Кто же оказался самым сильным среди спорящих?

– Как вы думаете, почему весна победила?

– Что за помощники есть у весны?

– Вспомним, как называется стихотворение?



– В каком значении употреблены эти слова?

– Какие слова обычно называют золотыми?

– Сегодня мы познакомимся с новым средством художественной выразительности – метафорой.

Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения.

– Почему же поэт назвал свое стихотворение «Золотое слово»?


Зачитывают отрывок.

– Золотой.






Рассматривают рисунки

с изображением солнца, птиц, цветов и т. д.

– В переносном.

– Слова, которые подтверждаются делом.




– Весна выполнила свое обещание

VII. Домашнее задание

– Научиться читать выразительно стихотворение К. Д. Бальмонта «Золотое слово».

– Выполнить зарисовки (по желанию)

Слушают, уточняют задания

Осуществляют поиск средств достижения учебных задач

VIII. Итог урока

– Понравились ли вам стихи К. Д. Бальмонта?

– Какое из них захотелось вам выучить наизусть?

– Что можно сказать о человеке, написавшем эти стихи?

Делают выводы и обобщения. Отвечают на вопросы

Формулируют ответы на вопросы. Прини-мают и сохраняют учебную задачу

IX. Рефлексия

– Моё настроение:

• Сегодня меня порадовало…

• Сегодня меня огорчило…

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Владеют навыками самоанализа


КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867–1942)

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории.

В 1876–1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве, в университете, и Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией.

Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж.

Решающее время в формировании поэтического мировоззрения Бальмонта — середина 1890-х годов. До сих пор его стихи не выделялись чем-то особенным среди поздненароднической поэзии. Публикация сборников «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895), перевод двух научных трудов «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «Истории итальянской литературы» Гаспари, знакомство с В. Брюсовым и другими представителями нового направления в искусстве укрепили веру поэта в себя и свое особое предназначение. В 1898 году Бальмонт выпускает сборник «Тишина», окончательно обозначивший место автора в современной литературе.

Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе – символизма. Однако среди «старших символистов» (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов) и среди «младших» (А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов) у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический мир – это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований.

Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли и Э. По.

Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.

В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и сборник «Только любовь». А перед этим за антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в городской Думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах. В 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом.

Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки». К. Бальмонт написал произведение для своей дочери Нины (он звал её Ниника). Для неё поэт сочинил «Фейные сказки». (Слово «фейные» произошло от слова «фея».) В стихотворных сказках К. Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек», живёт нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями.

На события первой русской революции Бальмонт откликается сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907). Опасаясь преследования, поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию.

Вышедшая в 1907 году книга «Жар-птица. Свирель славянина», в которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада. Он остается в стороне от ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах журналов «Весы» и «Золотое руно», расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908), «Зеленый вертоград» (1909).

В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому времени он не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих литературно-критические и эстетические статьи: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910).

Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему интересных сборника: «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и луны» (1917).

Бальмонт приветствовал свержение самодержавия, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке А. Луначарского Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу, который обернулся для поэта долгими годами эмиграции.

В эмиграции Бальмонт опубликовал несколько поэтических сборников: «Дар земле» (1921), «Марево» (1922), «Моё – ей. Стихи о России» (1923), «Раздвинутые дали» (1929), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935), «Светослужение» (1936–1937).

Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.