Технологическая карта урока.»Сравнение дробей с разными знаменателями».
Пояснительная записка |
Длительность занятия | 45 минут |
Класс | 5 класс |
Форма занятия | урок |
Тема занятия | «Сравнение дробей с разными знаменателями». |
Роль и место занятия в курсе | Первый из трех уроков по теме «Сравнение дробей с разными знаменателями».Это уроки, которые позволяют расширить понятие числа. Готовят к различным действиям с дробями. |
Целевая установка | Создать условия для возниковнения продуктивной коммуникации при изучении правила сравнения дробей с разными знаменателями. Создать условия, стимулирующие детей выдвигать свои гипотезы, проверять их и обосновывать. Работать в команде, учиться слышать друг друга При решении поставленной задачи хотим, чтобы ребята учились формулировать свои идеи , работая в группе , умели слушать друг друга. А главное, используя свой опыт, стремились искать пути решения задачи. Чтобы им было интересно. |
Формулировка математической задачи | Научиться сравнивать дроби с одинаковыми числителями, дополнять до единицы, перейти к приведению общего знаменателя и применению этого способа к сравнению дробей с разными знаменателями. |
Обоснование выбора задачи. | Материал интересный,не самый сложный, можно опираться на свой собственный жизненный опыт. Возможны разные подходы к решению поставленной задачи,имея опыт сравнения натуральных чисел, дробей с одинаковыми знаменателями,зная основное свойтсво дроби, умея приводить дроби к общнму знаменатялю, ребята способны самостоятельно сформулировать новые правила.В ходе урока, разделяя ребят на группы, можно это сделать так, чтобы максимально все дети были вовлечены в творческий процесс, почувствовали причастность , пусть и к небольшому открытию, почувствовали успех! |
Критерии успешности занятия | Дети сформулировали разные способы сравнения дробей с разными знаменателями. Возможно, пришли к мысли, что в каждом кокнретном случае надо использовать подходящий для него способ сравнения. (Это же первый урок, возможно понимание этого на следующих уроках). Каждая группа в своем решении показала разные подходы. Почти каждый участник группы участвовал в ее работе, главное, чтобы большее количество ребят были вовлечены в процесс обсуждения. Если в классе есть ребята, явно превосходящие по своим знаниям основную группу детей, то я бы отвела им роль кнсультантов или экспертов, чтобы дать возможность всем остальным активно участвовать в решении поставленных задач. |
Организация рефлексии | Предложить обучающимся сформулировать все выведенные ими правила, вспомнить самые интересные для них моменты урока, самые интересные вопросы. Выставить оценки.(Если будут). |
План занятия |
Этап и его задача. | Что делает учитель? | Что делают дети? | Методическое примечание1 |
I этап. Организационный момент. | Приветствует детей. | Выражают готовность к работе. | |
II этап Создание проблемной ситуации. Предложить задачу, при решении которой, дети обнаруживают нехватку знаний, ищут способ решения предложенной задачи | Задача. Андрей, Алексей и Александр на имеющиеся у них деньги купили два пирожных и решили их разделить поровну. В этот момент к ним подошел их друг Петя со своим пирожным и предложил разделить три пирожных на четверых. Андрей задумался, в каком случае он съест больше? Делим детей на группы и предлагаем, в течение, 10 минут предложить решение задачи. Учитель наблюдает за работами в группах. | Работа в группах. Дети придумывают свой способ деления пирожных и сравнивают результаты. Надо сравнить дроби 2/3 и ¾ . | Через 10 минут переходим к следующему этапу. |
III этап Работа с версиями, анализ предложенных решений | Слушает, фиксирует версии на доске. 9/12 8/12 3/42/3 Дети свое решение делают на листах для ответа. Учитель размещает все на доске. | Выступают, по очереди представляют свое решение. | Ребята рассматривают разные способы деления, даже разные формы пирожных, но видят , что независимо от формы способ деления на более мелкие кусочки, позволяет сравнить дроби с разными знаменателями. В ходе обсуждения решений может появиться предложение сравнить дроби , приводя их к общему знаменателю. Тогда сразу переходим к 6 этапу(формулировка выводов). Если такой версии не появляется, даем дополнительную задачу. |
4 этап Дополнительный вопрос. Ребята должны убедиться, что их способ работает в предложенной ситуации. | К ребятам приходит Аня со своим пирожным и предлагет разделить четыре пирожных поровну на всех ребят. Андрей задается тем же вопросом, будет ли ему это выгодно? Даем максимум пять минут на решение этой задчи. Учитель наблюдает за работой в группах. | Работают в тех же группах. | Через пять минут переходим к следующему этапу.(или раньше) |
5 этап Работа с версиями, анализ предложенных решений | Слушает, фиксирует на доске. 4/5 3/4 | Ребята кратко озвучивают полученные результаты. | В ходе работы в группах может появиться версия «дополнения до 1» , сравнение с половиной, приведение к равным числителям или версия приведения к общему знаменателю. |
6 этап Формулировка выводов. | Предлагает сформулировать правила сравнения дробей, если равные числители, дополнение до 1 и приведение к общему знаменателю. Обращает внимание детей на разнообразие способов. | Фиксируют правила в тетрадях. Дети догадаются, что в каждом случае нужно использовать свой способ. | Если не будет этапов 4 и 5 , то возможен следующий 7 этап. Если 4 и 5 этапы будут, то сразу переходим к рефлексии. |
7 этап. Перчиное закрепление. | Предлагает использовать полученный опыт для выполнения заданий на карточках. Например , 1. Сравните дроби: аа)7/10 и 13/20; б) 2/3и5/8 ; в) 21/25 и 13/15. 2. Расположите дроби в порядке возрастания: 4/5,8/10, 13/15,14/30.И т.п. | Работают самостоятельно в тетради, самопроверка по пердложенным ответам. | По мере выполнения, перейти к рефлексии |
Этап рефлексии | Предложить обучающимся сформулировать все выведенные ими правила, вспомнить самые интересные для них моменты урока. Что больше всего понравилось на уроке? Выставить оценки | Формулируют правила. Обмениваются впечатлениями от урока. | |