СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Степень числа»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Степень числа»»

Технологическая карта урока



Ф.И.О. учителя

Корякина Нина Ивановна

Образовательное учреждение

МБОУ « Вослебовская средняя общеобразовательная школа»

Предмет

Математика

Класс

5

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Тема урока

«Степень числа»

Цель урока

Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний по теме урока.

Задачи урока

Личностного развития:

-продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,

-развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметного развития:

-расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);

-продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.

Предметного развития:

-формировать теоретическое представление о степени числа, учить правильно записывать и читать степень числа (квадрат и куб числа).

- формировать умение применять изученные понятия для выполнения упражнений



Планируемые результаты

предметные – моделируют ситуации, требующие введения степени числа, получают навыки вычисления степеней;

личностные – проявляют устойчивый и широкий интерес к новой теме и к изучению предмета;

метапредметные:

регулятивные – обнаруживают проблему «недостатка» знаний для выполнения действия произведения нескольких одинаковых множителей;

познавательные - учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач; коммуникативные – умеют слушать других, учатся критично от­носиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Формы организации образовательного пространства на уроке

Индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа, работа в парах, тестовый контроль.


Методы, используемые на уроке

Словестный, проблемно-поисковый, наглядный, практический, метод самоуправления учебными действиями (самостоятельная работа с книгой), поощрения и одобрения, самоконтроля.

Риски

Тема не заинтересует учащихся. Могут возникнуть трудности при вычислении степеней.

Средства обучения

Учебник математики для учащихся общеобразовательных учреждений/А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.-М.:Вентана –Граф,2016 , карточки с готовыми таблицами; мультимедийная презентация.



Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Этап мотивации к учебной деятельности










Создание положительного эмоционального настроя в классе.

Включить учащихся в учебную деятельность.


Приветствует учащихся.

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего вы изучаете такую сложную науку как математика? (Высказывания детей.)







Приветствуют учителя. Высказывают свои мнения.










Включение учащихся в деловой ритм урока.












2.Этап актуализации знаний





















Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала.








Ребята, мы продолжаем работать над изучением арифметических действий.


Какие арифметические действия вам известны?


1)Работаем со слайдами №1-№9.

Задания:

1.Увеличьте 18 в 3 раза.

2.Чему равна сумма 25+25+25+25?

3.Вычислите:6+4*3-2.

4.Найдите ответ удобным способом:

25*867*4

5.Выполнить деление: 609:3

6.Чему равен остаток в делении:

320:40?

7.Найти площадь квадрата со стороной 5 см.

- Слово «ступень». По символическим «ступеням» мы поднимаемся вверх по лестнице знаний, переходим из класса в класс, узнаём много нового.






Перечисляют 4 вида арифметических действий.




Учащиеся устно выполняют задания, в ходе которых им необходимо установить зашифрованное слово (ступень).












Предметные:

Обобщение известных видов арифметических действий; моделирование ситуации, требующей введения понятия «степень числа».

Личностные:

Формирование интереса к теме урока.

Метапредметные:

познавательные УУД:

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

— развитие умения применять полученные знания при решении примеров;




3. Этап выявления места и причины затруднения.

Открытие темы урока


















Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.













Слайд 10

Работаем устно:

1. Проверьте правильность расстановки действий:

508*609 – (22313+345):69

34*45 + 56 - 78*356:56*4

2. Как можно иначе записать сумму:

5 + 5 + 5 + 5

3. Как можно иначе, короче записать произведение:

5 ∙ 5 ∙ 5 ∙ 5

-Вы не смогли сделать запись произведения одинаковых множителей короче. Значит, вам не все математические действия с натуральными числами известны.


-На первом этапе урока в ходе устной работы было получено слово «ступень», означающее в нашем случае следующий этап освоения математики. Замена третьей буквы на «е» дает название новому арифметическому действию-«степень», а значит тема нашего урока …

Слайд 11




Учащиеся работают устно и приходят к выводу необходимости введения нового действия в математике, помогающего записать произведение одинаковых множителей

( степень).















Формулируют тему урока.

Дети записывают тему урока в тетради.







Метапредметные:

познавательные УУД:

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

— развитие умения применять полученные знания при решении примеров;

коммуникативные УУД:

— формирование умения работать в коллективе: умение слушать и слышать,

—выражать и отстаивать своё мнение;

— признавать свои ошибки;


Предметные:

Введение понятия «степень числа»,знакомство с названиями компонентов степени и порядком вычисления выражений, содержащих степени.












Метапредметные:

познавательные УУД:

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

— развитие умения применять полученные знания при решении примеров;






регулятивные УУД:

— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

— учить самостоятельно находить необходимую информацию;

оценивать свои мысли и высказывания.



Предметные:

Формирование вычислительных навыков при работе с выражениями, содержащими степень.




Метапредметные:

познавательные УУД:

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

— развитие умения применять полученные знания при решении примеров;



Личностные:

Формирование адекватной самооценки ученика; интерес к познанию нового.


Метапредметные:


коммуникативные УУД:

— отстаивать своё мнение;

— признавать свои ошибки.


4. Этап построения проекта выхода из затруднения



Организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Согласовать тему и задачи урока.

- Если мы знакомимся с новым арифметическим действием, что нам необходимо о нем знать?

- Составим план решения проблемы.

( Помогает наводящими вопросами сформулировать все пункты плана, записывает их на доске, после чего выводит слайд на экран. )




С помощью учителя формулируют план решения проблемы

1. Научиться записывать короче произведение одинаковых множителей

2. Изучить новое арифметическое действие

3. Запомнить как называется?
4. Как записывается и читается?
5. Каким по порядку выполняется в числовых выражениях ?


Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

постановка цели.

Коммуникативные: сотрудничать с товарищами, задавать вопросы с целью получения нужной информации

5.Этап реализации построенного проекта.


Зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.

Слайд 12

400 лет назад французский математик Рене Декарт предложил такой способ записи произведения нескольких одинаковых множителей

- Внимательно посмотрите на данные равенства.

- Сравните выражения слева и справа от знака «равно». Попробуйте объяснить, что означает каждый знак в правой части:

4*4*4=

5*5*5*5*5*5=

7*7=

- Такая запись произведения одинаковых множителей удобна, понятна?

- Проверим, правильно ли мы рассуждали















- Предлагают свои варианты, но не могут обосновать, что в их записи означает каждый знак. Затрудняются выполнить данное задание.



Коммуникативные: высказывать своё мнение при обсуждении задания Личностные: формирование математической компетентности, положительного отношения к урокам математики














































1) Откройте учебник на странице 135, прочитайте текст §20. Найдите ответы на вопросы в тексте. Обсудите свои ответы с соседом по парте.

2)Учитель раздает карточки с вопросами к тексту.

1) Как автор предлагает записывать произведение одинаковых множителей

7 ∙ 7 ∙ 7 ∙ 7, если количество множителей 4?

2) Как называется такая запись?

3) Как прочитать её?

4) Что означает каждый знак в этой записи ?

Учитель акцентирует внимание учащихся на ту часть текста учебника, в которой вводится понятие степени числа, предлагает учащимся в учебнике найти названия элементов степени (основание и показатель степени) и правила вычисления выражений, содержащих степени.

Физкультминутка




Учащиеся работают с текстом учебника, отвечают на вопросы учителя.




Отвечают, комментируют ответ другого, затем остальных учащихся дают свою оценку правильности или неправильности услышанных ответов.








6.Этап первичного закрепления с проговарива-нием во внешней речи

Зафиксировать учебное содержание во внешней речи

Слайды 13-19

Закрепим новые понятия, выполним задание №548 (устно) на определение основания и показателя степени.

Слайд 19

Работа с учебником:

№ 549 (1, 3, 5, 7),

№ 550






Выполняют задания на слайдах №13-18

Работают по учебнику и на доске

Учащиеся анализируют условия заданий, выполняют упражнения №548(устно) №549(1,3,5,7), №550.

Познавательные: анализировать условие задачи.

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий, высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения.


7)Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону




Проверить умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.

Тестовая работа с последующей проверкой.

Слады 20,21



Подведение итогов тестовой работы, учитель отмечает учеников, успешно справившихся с заданиями; поддерживает тех, кто не справился.


Учащиеся самостоятельно выполняют работу в тетрадях, применяя понятие «степени» и используя полученные знания о порядке вычисления выражений, содержащих степени. После окончания сверяют свои ответы с правильными на слайде № 21.


регулятивные УУД:

— учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

— учить самостоятельно находить необходимую информацию;

оценивать свои мысли и высказывания.



Предметные:

Формирование вычислительных навыков при работе с выражениями, содержащими степень.




Метапредметные:

познавательные УУД:

— развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

— развитие умения применять полученные знания при решении примеров.



8. Этап рефлексии.


Обсудить и записать домашнее задание.

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

оценить собственную деятельность на уроке;

зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока.

После подведения итогов тестовой работы задается задание на дом:

Слайд 22

§20, № 549 (2, 4, 6, 8); № 551.

Слайд №23


Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы:

-На уроке я узнал, что такое …

-На уроке я учился…

-Я пока затрудняюсь…

-Самым активным на уроке был…


Слайд №24


Спасибо за урок.

Урок окончен, до свидания.

Записывают домашнее задания в дневник.

Анализируют, что при проверке знаний они проявили самостоятельность, честность, требовательность.

Во время урока им потребовалась внимательность, собранность. проявление смекалки.




Личностные:

Формирование адекватной самооценки ученика; интерес к познанию нового.


Метапредметные:


коммуникативные УУД:

— отстаивать своё мнение;

— признавать свои ошибки,неудачи.