Урок «Степень с целым отрицательным показателем» (8 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Мне очень нравится, как вы относитесь к урокам алгебры! – Кто объяснит, почему у нас на уроках не принято проявлять неуважение друг к другу? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся продолжить предложения: – Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называют… – Степенью числа а с показателем 1 называют… – При возведении неотрицательного числа в степень получаем… – При возведении отрицательного числа в степень с четным показателем получаем… – При возведении отрицательного числа в степень с нечетным показателем получаем… Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о степени с целым отрицательным показателем? Формулирует учебную задачу: – Исследовать степень с целым отрицательным показателем | Выполняют задание: – …произведение n множителей, каждый из которых равен а. – …само это число. – …неотрицательное число. – …положительное число. – …отрицательное число. Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, что собой представляет степень с целым отрицательным показателем; – научиться представлять степень в виде дроби | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Чем меня заинтересовала тема урока? – Кто несет ответственность за результаты моей работы на уроке? – Как лучше всего организовать свою работу на уроке? – Что от меня ожидает учитель? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Можно ли иначе записать значение радиуса Оксигена 0,0000000066 см? Организует анализ определения. Предлагает учащимся проанализировать, как было выполнено представление степени в виде дроби. Организует исследование вопросов: – Чему будет равно а0? – Имеет ли смысл выражение 0n? Объясняет учащимся, что стандартным видом числа называют его запись в виде произведения где и целое число. Число называют порядком числа, записанного в стандартном виде | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Проводят исследования Выясняют, что можно использовать степень числа 10. 0,0000000066 см = Анализируют определение. Заполняют таблицу. Определение | Мне непонятно | Вопросы учителю | Для любого числа а, не равного нулю, и натурального числа n | | Почему…? | Анализируют и исследуют решенные задания. Объект анализа и исследований | Комментарий учащегося | | | | | | | | | Проводят исследования. Анализируют найденную информацию. Найденная информация | Мне непонятно… Вопросы учителю | Для любого числа а, не равного нулю, | | | | Выражение при целых , меньших или равных нулю, не имеет смысла | | Делают записи в тетради. Задают учителю вопросы | Умение выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей; анализировать информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует конкурс на лучший вопрос по изученному на уроке материалу | Придумывают вопросы. Определяют лучший вопрос. Например: – Чему равна нулевая степень любого отличного от нуля числа? – Для чего нужен стандартный вид числа? | Умение осуществлять актуализацию знаний и умений |
VII. Решение заданий | Практические задания: 1. Найдите значение выражения: 1) 2. Запишите в стандартном виде число: 1) 564 000 000; 2) 0,0036. 3. (№ 232) Представьте степень в виде дроби: 1) 4. (№ 245) Запишите число в стандартном виде: 1) 3400; 4) 0,000008; 2) 15; 5) 0,73; 3) 0,0046; 6) | Решения: 1. 1) 2. 1) 3. 1) 4. | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами. – Что мне больше всего запомнилось на уроке? – Могу ли я объяснить, что такое стандартный вид числа? – Как бы я оценил свою работу на уроке? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
IХ. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |