СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта урока: "Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия" к учебнику История. Всеобщая история. Новейшая история. Сороко-Цюпа О.С. и др. под ред. Искандерова А.А.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия"»

Мартыненко В.О.

Технологическая карта урока

Тема урока

Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия (§ 6)

(10 класс)


Цель урока:

Сформировать представление об экономическом и политическом развитии ведущих стран Запада: Великобритании. США. Франции. Германии в 20-х гг. XX века. Планируемые результаты:

- личностные

• привить демократические ценности, такие как идеологический и политический плюрализм;

• проанализировать плюсы и минусы свободной рыночной экономики, а также необходимость государственного регулирования экономики;

- метапредметные

• осуществлять постановку учебной задачи;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами;

• определять собственное отношение к историческим событиям;

• выстраивать развернутый ответ в соответствии с заданием, целью;

• на основе анализа текста учебника выделять главное и второстепенное, сравнивать, выделять общие черты и особенности, формулировать выводы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в группе, участвовать в публичном представлении результатов индивидуальной и групповой деятельности;

- предметные

знание

• экономических последствий Первой мировой войны для каждой страны;

• положение общественных движений в странах Запада 20-х гг.;

• главных черт экономического развития стран Запада в 20-е гг. XX в.;

• политической и социальной обстановки в каждой из рассматриваемых стран в 20-е гг. XX века;

умение

• объяснять особенности восстановления экономики европейских государств в 1920-е гг.;

• сравнивать различные политические силы в каждом из государств, выделять их слабые и сильные стороны;

• определять роль личности в политической жизни государств;

• систематизировать исторический материал об экономическом и политическом развитии стран Запада в 20-е гг. XX в.

понимание

• уникальности исторического пути каждой из стран, проявляющейся в политических и экономических преобразованиях;

оценивание

• послевоенного экономического и политического положения стран Запада;

Основные понятия и термины: инфляция; «просперити»; массовая культура;

Основные даты: 1920-1933 гг. – «сухой закон»;

Персоналии: Р. Макдональд, С. Болдуин, Р. Пуанкаре;

Тип урока: комбинированный;

Образовательные ресурсы: учебник А.О. и О.С. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история, раздаточный материал, проектор, презентация.



Этапы

Содержание урока

Методические приемы

1

Организационный момент


Приветствие, проверка присутствующих, организация начала урока.


2

Проверка знаний и умений


Проверка домашнего задания:

– устный опрос по п. № 5

– небольшой тест

На прошлом уроке вы погрузились в период послевоенного устройства мира и в историю международных отношений 20-х гг. XX века. Итоги Первой мировой войны стали обсуждаться на Парижской конференции с января 1919 г. Давайте вспомним основным участников этой конференции. (США – Вудро Вильсон, Великобритания – Дэвид Ллойд-Джордж, Франция – Жорж Клемансо, Италия – Витторио Орландо. Италия была в самом ущемленном положении, поскольку она вяло проявила себя в войне, она оказалась «проигравшей страной среди победителей». Ее участие в конференции было практически не заметным, а все претензии проигнорированы, как и участие представителей стран Востока).

Какие страны не были допущены до участия в конференции? (проигравшие страны, колониальные страны и страны Востока, Советская Россия).

Результатом конференции стало подписание Версальского мирного договора.


Почему население Германии было совершенно не согласно с основными положениями этого договора? (Германия теряла Эльзас и Лотарингию, теряла около 1/8 территории и около 1/10 населения; на левом берегу Рейна была образована демилитаризованная зона, которую заняли союзные войска; колонии Германии были поделены между Великобританией, Францией и Японией; ограничивалась численность войск в Германии, запрещалось иметь военное вооружение и технику; главное – Германия объявлялась виновницей войны, и обязывалась выплачивать репарации – 269 млрд. золотых марок. Для большинства населения Германии это стало шоком, как и подписание договора, многие не понимали, почему должна платить страна, на территории которой ни разу не ступала нога вражеского солдата)


Чем был вызван созыв Вашингтонской конференции 1921-1922 гг.? (США считала результаты Версальского мирного договора не удовлетворительными для себя, именно поэтому они не вступили в Лигу Наций, и со многими положениями договора были не согласны. Их целью было подавляющее влияние на международной арене и давление на европейскую политику. Чтобы хоть как-то поправить свое положение и обрести выгоду, была созвана конференция).

Что можно назвать главным результатом конференции для США? (закреплялось ее неприкосновенное положение а районе Тихого океана; политикой «открытых дверей и равных возможностей» обеспечили себе проникновение на китайский рынок, который раньше работал преимущественно на европейские государства, это способствовало подъему американской экономики; ограничивалась мощь военно-морских вооружений европейских стран).


В чем состояла противоречивость и непрочность сформировавшейся Версальско-Вашингтонской системы? (С одной стороны, новая система международных отношений, хоть и на некоторое время, но стабилизировала внешнеполитическую ситуацию в мире, с другой стороны в жертву этой стабилизации были преданы равноправные отношения между всеми государствами. Определились явные лидеры этой системы, в лице США, Англии и Франции, мнение которых было решающим. Возникли и явные аутсайдеры, в лице Советской России, мелких государств Европы, а в особенности Германия. Те условия, в которых оказалась Германия, были тяжелейшими и несправедливыми. Поэтому сбросить «груз Версаля» стало заветной мечтой каждого немца).

А какие были попытки облегчить положение Германии? (План Дауэса 1924 г. – займы Германии, ограничение ежегодных платежей, План Юнга 1930 г. – снижал сумму репарационных платежей).


Какое место в новой системе международных отношений занимала Советская Россия? (Мир разделился на два лагеря, противоположных по своим идейно-политическим принципам и социально экономическим порядкам: капиталистический и социалистический. Первое время Россия в принципе не допускалась к решению международных вопросов, она устанавливала договоры с соседними странами. Отказали ей в участии и в Генуэсской конференции 1922 г., но в этом же году удалось подписать Раппальский договор с Германией, что открыло полосу признания Советской России со стороны мировых держав).


Дома у вас было задание письменно в тетради дать собственное определение понятию «эра пацифизма». Как вы понимаете это определение? (это исторический период в 1920-30х гг. XX века, когда благодаря ряду политических решений, дипломатических договоров, мировая общественность сформулировала идею принципиального отказа от войны).

















Повторительно-обобщающая беседа



















Аналитическая беседа


















Рассуждение

Вывод: таким образом, в 20-х годах сформировалась общая система международных отношений, в которую так или иначе были включены все государства. Основу Версальско-Вашингтонской системы составляли: Версальский договор и Вашингтонская конференции. Положение государств в этой системе было разным, самым унизительным и тяжелым было положение Германии.

Переход: война окончилась, основные дипломатические договоры были приняты. Теперь каждое государство должно было самостоятельно восстанавливать разрушенную войной экономику и урегулировать нестабильное внутриполитическое положение, возрождать утерянные социальные условия. Ситуация в европейских странах была разная, различным стало и разрешение кризисных моментов.

3.

Подготовка школьников к восприятию новой темы


Давайте запишем Тему урока: Страны Запада в 1920-е гг. США. Великобритания. Франция. Германия.


Исходя из названия темы, какую цель урока мы сегодня поставим?

Цель: определить экономическое и политическое развитие стран Запада после Первой мировой войны, пути восстановления экономики, взаимодействие ведущих политических сил.


Проблемный вопрос: каким образом, не смотря на общую мировую разруху практически всех сфер, странам Запада удалось буквально за 10 лет возродить свою экономику, так, что этот период окрестили названием «ревущие двадцатые»?

Вводная беседа



Аналитическая беседа




Проблемный вопрос

4.

Изучение нового материала


1. Главные черты экономического развития стран Запада в 1920-х гг.


Вопросы послевоенного экономического подъема стран Запада достаточно сложен для понимания и восприятия. Так например, большинство стран еще в начале 20-х гг. находились в экономическом упадке, но тем не менее, во второй половине 20-х гг. экономический подъем в западноевропейских странах позволил назвать эту ситуацию «экономическим бумом». Как вы понимаете это определение? (экономический бум – это кратковременный период экономического подъема, высокой экономической активности, период характеризуется почти полной занятостью активного населения, ростом доходов предпринимателей, постоянным расширением рынка производственных товаров и услуг).


Вопрос экономического подъема необходимо рассматривать в совокупности с внутриполитической и внешнеполитической ситуацией того или иного государства. Однако, в 20-е гг. XX в. были очевидные тенденции поступательного развития мировой экономики. Я предлагаю дать их вам под запись, параллельно пока вы будете записывать, некоторые моменты мы будем с вами обсуждать.

Заголовок: Предпосылки экономического бума второй половины 1920-х гг.

  1. Экономические последствия Первой мировой войны:

– сокращение производства товаров (большинство товаров ранее были направлены на военные нужды);

– высокая инфляция (обесценивание – на одну и ту же денежную единицу можно приобрести меньше товаров денег в результате превышения денежной массы над объемом товаров и услуг, цены на товары и услуги повышаются);

– потеря государствами большей части национального богатства (средства были вложены на войну);

Как вы считаете, как страна стала экономическим центром капиталистического мира? Почему? (США – почти не принимала участия в войне, обеспечивала государствам крупные займы, американский рынок все сильнее проникал в другие государства).

– США – центр капиталистического мира (это проявилось и в неравномерности экономического восстановления, так в прочих странах в 1921-22 гг. продолжался кризис, тогда как Штаты начали экономический подъем, а к 1929 г. – они уже имели 48% мировой промышленной продукции).

  1. Восстановление финансовой системы:

Главной проблемой экономики стала финансовая нестабильность стран. Национальная валюта многих стран по отношению к золотому запасу обесценилась.

– принимались меры по восстановлению золотого стандарта национальных валют Германии, Франции и Великобритании;

– установление нового порядка репарационных выплат Германии план Дауэса 1924г. В чем вы видите необходимость принятия данного плана? (надо понимать, что от выплат Германии страдала не только Германия, но и те страны, которые рассчитывали на выплаты, т.е. Франция и Британия, а соответственно стабилизация немецкой экономики направила бы в нужное русло экономику других европейских стран);

– банковская сфера стала эпицентром финансовой жизни государств;

  1. Структурная перестройка экономики:

– упадок старых отраслей и появление новых;

– преобразование производства – появление конвейера, стандартизация производства (конвейер позволял создать больший объем товаров за короткое время при минимальных затратах на людской труд);

– массовое производство товаров;

Все эти тезисы были основой экономического развития в 20-х гг. В результате чего уже начиная с 1924 гг., а США уже с 1922 г. Западные страны смогли наладить экономику и подстроить ее под нужды государства, в том числе и проигравшая в войне Германия.


2. Политическое развитие стран Запада в 1920-е гг.


Общими тенденциями в политическом развитии стран Запада в 20-е гг. можно назвать рост консервативных и охранительных настроений. В странах с устоявшимся капиталистическим укладом начинают возникать боязнь «красной угрозы», подогреваемая пропагандой консерваторов. Либеральные идеи теряют свою популярность, свою популярность наоборот набирают центристские социал-демократические партии. В странах, где вопросы внутреннего развития были еще не до конца разрешенными возобладали леворадикальные идеи: коммунизм, анархизм; и праворадикальные: фашизм, нацизм.

Исходя из того, что мы узнали сегодня или на предыдущих уроках, чем вы можете объяснить популярность консерваторов в странах Запада? (Она была вызвана в первую очередь успехами в экономической сфере, подъем национальной промышленности, развитие финансовой сферы внешняя торговля выводили страну из затяжного кризиса, подкупала также и проводимая в некоторых странах социальная политика, убеждающая население в том, что страна идет в правильном направлении).


Предлагаю вам более подробно познакомиться с политическим развитием западноевропейских стран.


Разделить класс на 4 части в соответствии со страной, раздать параграфы: США, Великобританией, Францией и Германией. Политическая ситуация каждого государства должна быть представлена по следующему плану:

  1. Политические силы, их участие в управлении страной;

  2. Положительные моменты преобразований;

  3. Негативные моменты преобразований.

США

  1. У власти консерваторы (1921-1933 г.)

  2. Поддержка бизнеса, снижение налогов; рост промышленного производства и технического прогресса: автомобильная, химическая, электротехническая, промышленность, производство бытовой техники. Просперити (процветание) – развитие массовой культуры: кино, театр, спортивные мероприятия, радио, газеты, новые веяния в моде и быте;

  3. Постоянное массовое производство товаров перегрузило рынок, поскольку у населения была низкая покупательная способность, чтобы все это приобрести; население попадало в кредит, медленный рост зарплаты; права рабочих ущемлялись; многие политические деятели были замешаны в коррупционной деятельности. США 20-х гг. – страна контраста между бедностью и богатством.


Великобритания.

  1. Борьба между лейбористами – рабочими партиями Р. Макдональд (1924 г. и 1929 г.) и консерваторами С. Болдуин (конец 1924-1929 г.); лейбористы не добились успеха, т.к. им противодействовали либералы, стремящиеся к свободной экономике.

  2. Лейбористы: увеличили пособия по безработице; снизили налоги на продукты первой необходимости: чай, сахар. Консерваторы: программа электрификации страны, снижение пенсионного возраста до 65 л., пособия социально слабозащищенным категориям населения; уравнение в правах женщин и мужчин, предоставив первым право голоса – социальные преобразования; мондизм – сотрудничество между предпринимателями и рабочими, для решения вопросов

  3. Борьба между рабочими и предпринимателями за свои права; низкая заработная плата рабочих; частые забастовки рабочих; негативная политика в отношении профсоюзов.


Франция.

  1. Правые партии – «Национальный блок» (1919 -1924 г.), затем «Картель левых» Р. Пуанкаре (1924 г.) – левые либералы и социалисты, затем «Национальное единение» - блок правых и радикалов;

  2. Попытки ввести прогрессивный налог на высокие доходы – финансовый кризис; финансовая реформа франка – девальвация (понижение курса франка, по отношению к золотому стандарту); подъем производства и экспорта; введение пособий для безработных и пенсий

  3. Частая смена правительств и нестабильность политической обстановки; слабое социальное законодательство; стремление поднять свою экономику за счет зависимых стран – Рурский кризис (область где добывали уголь).


Германия.

  1. Демократический режим Веймарской республики (1919-1933 г.) но в обществе преобладали консервативные и националистические настроение, возникновение НСДАП (Национал-социалистической партии Германии) 1920 г.

  2. Принятие плана репарационных платежей, со второй половины 20-х рост экономики и производства, сокращение безработицы;

  3. Все еще нехватка продовольствия, тяжелое социальное положение населения, инфляция господство националистических идей приводили к массовым выступления по свержению правительства.





Аналитическая беседа







Работа с тетрадью








Рассказ
















Работа с условно-графическими ресурсами























Аналитическая беседа







Работа с учебником

5.

Закрепление


Подводя итог занятию, почему период 20-х гг XX в. называют «ревущими двадцатыми»? (Не смотря на то, что политическая ситуация в каждой стране была уникальной, большинству западноевропейских стран, в том числе и Германии удалось в относительно короткий срок восстановить собственное экономическое положение. Преимущество в мировой экономике было за США, однако и другие страны на себе ощутили результаты производственного подъема, изменения в области массовой культуры и научно-технический прогресс).


6.

Рефлексия


Облако тегов.

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Меня удивило…

Хотелось бы узнать об этом подробнее…


7.

Организация домашнего задания


§ 6 читать, до стр.62 пересказывать, устно ответить на вопросы после параграфа.









ТЕСТ.

  1. В тексте какого договора декларировалось унизительное и тяжелое положение Германии?_______________________________

  2. К условиям договора, навязанного Германии НЕ относились:

А) оккупация берега Рейна на 15 лет;

Б) объявление Германией виновницей Первой мировой войны;

В) смена действующего правительства Германии;

Г) категорический запрет на обладание армией;

Д) огромные репарации.

  1. Чем была вызвана необходимость создания Лиги Наций? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Перечислите все договоры, подписанные на Вашингтонской конференции (1921-1922 гг.): ____________________________________________________________________________________________

  3. В чем вы видите значение принятия плана Дауэса (1924 г.) для Германии? Перечислите основные его условия:______________________________________________________________________________________________________

ТЕСТ.

  1. В тексте какого договора декларировалось унизительное и тяжелое положение Германии?_______________________________

  2. К условиям договора, навязанного Германии НЕ относились:

А) оккупация берега Рейна на 15 лет;

Б) объявление Германией виновницей Первой мировой войны;

В) смена действующего правительства Германии;

Г) категорический запрет на обладание армией;

Д) огромные репарации.

  1. Чем была вызвана необходимость создания Лиги Наций? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Перечислите все договоры, подписанные на Вашингтонской конференции (1921-1922 гг.): ______________________________________________________________________________________________________

  3. В чем вы видите значение принятия плана Дауэса (1924 г.) для Германии? Перечислите основные его условия:_______________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!