СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг. П.Р. № 11 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для учащихся 8 класса с применением дистанционных технологий. Данный урок  позволяет раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг. П.Р. № 11 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».»

Технологическая карта урока биологии

Киньшаковой Веры Викторовны Медненский филиал МБОУ « Сатинская СОШ»

ФИО учителя, образовательная организация


Класс

8

Тема урока

Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг.

П.Р. № 11 «Пальценосовая проба

и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

Цель урока

Изучить строение и функции головного мозга. Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.


Этап урока

Деятельность обучающихся

Информационные ресурсы и инструментарий, которыми обеспечивается этап урока

(с указанием ссылки или скриншот и т.д.)

Примерное время работы с контентом

Инструмент обратной связи

Планируемый результат

Примечание

Оргмомент

Подготовка к работе. Включение в деловой ритм

Занятие будет проходить в дистанционной форме, поэтому нам понадобятся сообразительность, находчивость, смекалка и хорошее настроение. Для работы вам необходимы ручка тетрадь, учебник, карандаш, линейка.

1 мин

Скайп

Коммуникативные: 

учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные:

 саморегуляция к деятельности


Актуализация знаний и проверка знаний

Отвечают на вопросы и выполняют проверочный тест

Мы с вами на прошлом уроке познакомились с темой « Спинной мозг». Чтобы перейти к изучению новой темы мы ответим на вопросы и выполним тестовое задание

- Чем представлена центральная нервная система?

- Где располагается спинной мозг.

- Каково его строение

- Главные функции, выполняемые спинным мозгом.


Выполните Тест по ссылке №1 https://tests.dnevnik.ru/?context=school

5 мин

Дневник ру

Предметные

-Объясняют строение нервной системы

называть особенности строения спинного мозга, функции спинного мозга; характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности организма; выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств; делать выводы по результатам работы.


Мотивация к изучению

Целеполагание

Формулируют ответ: определяют цель и задачи урока отвечают на проблемный вопрос Предлагают варианты ответа


 Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. - Как вы думаете, почему, у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы, а также работают внутренние органы, хотя у него «выключен» спинной мозг. Выскажите свои предположения. Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?

– Как думаете, что мы будем изучать на уроке?

- Какие ассоциации вызывают у вас слова «головной мозг»?

– Каковы цели нашего урока?

- Какие задачи нам нужно решить, чтобы добиться цели?

3 мин

Скайп

Регулятивные УУД:

- определять цели и задачи урока

- определяют критерии изучения головного мозга

Познавательные УУД:

-находить нужную информацию в видео или тексте учебника

Личностные УУД:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию



Изучение нового

Знакомятся с информацией о строении головного мозга в в видеоуроке учебнике, используют рис1

Определяют критерии изучения головного мозга:

-строение головного мозга

-отделы головного мозга

-функции головного мозга

Выполняют задания

Заполняют схему и таблицу отделов головного мозга

Проводят эксперимент


Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг.

Учитель: эпиграфом нашего урока слова Гипократа «Мозг-центр всех центров и главный орган ума»
Итак , на сегодняшнем уроке мы только прикоснемся к одной из величайших загадок нашего организма – к мозгу человека.

  1. Месторасположение, размеры и строение головного мозга

Запишите таблицу в тетрадь.

Посмотрите видеоурок по ссылке №2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2456/main/

Во время просмотра видеофрагмента «Головной мозг» заполните схему

« Основные отделы головного мозга.» Исходя из того, что в процессе эмбрионального развития головной мозг у всех позвоночных делится на 3 большие части.

Схема « Основные отделы головного мозга.»

Головной мозг














Прочитав текст ЭОР по ссылке №3

https://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/nervnaia-sistema-16071/tcentralnaia-nervnaia-sistema-golovnoi-i-spinnoi-mozg-16073/re-c7027328-e584-41d9-b9d7-b219ad955fea

Ответьте на вопросы и результаты работы оформите в виде таблицы «Функции отделов головного мозга».

Напротив каждой функции сделайте пометку: «V» — знакомая информация; «t»— новая информация; «-» — думал иначе; «?» — непонятно.

Отдел мозга

Строение

Функции







рис 1

Продолговатый мозг и мост  является продолжением спинного мозга. Как и спинной м., продолговатый выполняет проводящую и рефлекторную функцию. Через него проходят нервные пути, соединяющие головной м., со спинным.

Найдите на рисунке 1 продолговатый мозг . Каково его строение? Каковы основные функции продолговатого мозга? Вспомните из видеофильма или обратитесь к ссылке №3 Какие функции он выполняет. Результаты заполните в таблице

Задание 1. Докажите что глотательный рефлекс (безусловный рефлекс продолговатого м.) не может осуществляться без раздражения корня языка.

Опыт 1. Сделайте в быстром темпе несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?

Найдите на рисунке 1 мозжечок. Каково его строение? Каковы основные функции мозжечка?

Проведите эксперимент. Цель работы: выявление   функций мозжечка. Опыт 3. Пальценосовая проба  (Учебник стр 287)1. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосной пробы?

2. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью торможения движений, возникших в силу инерции?

Найдите на рисунке 1 средний мозг. На поверхности обращённой к мозжечку имеются четыре небольших бугорка – четверохолмие.

Выявите функции среднего мозга

Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание экспериментуемому, предлагает прочитать текст. Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?

Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?

Ответь на вопрос: если затрудняетесь обратитесь к ссылке №3 Какие функции среднего мозга удалось установить с помощью данных экспериментов?

Результаты заполните в таблице

15 минут

в группе 8 г ватсап

Предметные.

- Умеют различать отделы головного мозга

-Умеют описывать функции отделов мозга

-умеют различать отделы мозга на рисунках.

-выполнять практическую работу


Метапредметные.

Проводить биологические исследования и делать выводы.(П)

Самостоятельное формулирование познавательной цели.(Р)

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.(К)

Личностные

Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга


Если затрудняетесь работать с ЭОР , то изучите текст учебника (параграф 45, с.228-230) или повторно просмотрите видефильм заполните схему и таблицу«Функции отделов головного мозга».

физкультминутка

Слушают и выполняют

Ссылка 4 https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2412914821303394638&text=электронные%20физкультминутки%20для%20глаз%208%20класс%20видео&path=wizard&parent-reqid=1590407984876420-1404147453191034848600134-production-app-host-man-web-yp-301&redircnt=1590407989.1

2 мин

Ютуб

Личностные:  забота о своём здоровье.

Регулятивные: осознанное выполнение гимнастики для глаз и мышц



Закрепление

Выполняют интерактивное задание

Выполните тренировочное задание https://resh.edu.ru/subject/lesson/2456/train/#208926




5 мин

Скриншот в группу 8 г ватсап

Регулятивные УУД:

-оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

Личностные УУД:

-формируют целостный образ учебного материала

-закрепляют умения и навыки работы с учебным материалом

Коммуникативные УУД:

-совершенствуют навыки общения.


Рефлексия и подведение итогов

Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.

Фиксируют выводы

Определяют уровень усвоения темы.

Оценивают свою деятельность


Наш урок близится к завершению. В заключении я хотела бы привести интересный факт из жизни величайшего, гениального композитора Людвига Бетховена. Он очень сильно болел, затем оглох, но музыку писал, воспринимая колебания через предметы: трость, стул. Давайте послушаем его произведение “Лунная соната”. А пока звучит музыка, заполните графу “что я узнал (а) на уроке” в сопроводительном листе.

Что мы узнали на сегодняшнем уроке?

Что стало для вас самым интересным?

Достигли мы цели?

Какой же главный вывод с нашего сегодняшнего урока?

Ребята давайте подумаем и ответим на вопрос нашего урока: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?”


2 мин

Скриншот в группу 8 г ватсап

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации

Регулятивные УУД:

- выработка критериев оценивания работы в группах


Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Коммуникативные УУД:

-совершенствуют навыки общения




Домашнее задание

Записывают домашнее задание

Изучить параграф 45. Выполните интерактивное тестовое задание «Головной мозг" по ссылке 5

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000580-1000-4ddd-d607-080046bc5018/index_mht.htm

1 мин

Выполненные в тетради задания сфотографируй и отправь 1. Лично учителю в ватсап или

Почтовый ящик учителя v[email protected]

До 26.05.2020

приложение 1 Поставь диагноз

В клинике лежит человек, у которого в одном из отделов головного мозга опухоль. Человек хочет взять стакан, но промахивается. После нескольких усилий он схватывает стакан и раздавливает его, слишком сильно сжав. В каком отделе мозга у него опухоль? (мозжечок)

* у одного из пациентов психиатрической клиники замечено постоянное слюнотечение, нарушен глотательный рефлекс. Скажите, какой отдел головного мозга имеет нарушения в работе? (продолговатый)

* В результате перенесенного инсульта у человека поврежден средний отдел головного мозга. Предположите, какие возможны последствия инсульта для этого человека.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!