Урок «Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой модуль знаменателя меньше 1» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Предлагаю начать урок с улыбки! – Пожелаем друг другу плодотворной работы на уроке! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает обучающимся определить свои достижения и трудности в изучении геометрической прогрессии. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний для нахождения суммы членов бесконечной геометрической прогрессии? Формулирует учебную задачу: – Исследовать формулу нахождения суммы членов бесконечной геометрической прогрессии | Заполняют таблицу. Мои достижения | Мои трудности | | | Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – узнать формулу для нахождения суммы членов бесконечной геометрической прогрессии; – научиться находить сумму членов бесконечной геометрической прогрессии | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Насколько мне понятны поставленные задачи урока? – Почему я заинтересован в выполнении поставленных целей и задач урока? – Как я должен относиться к урокам алгебры? – Какова моя личная цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли, демонстрировать самомотивацию |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Как можно найти сумму бесконечного числа слагаемых на примере иллюстрации? Организует исследование формулы: Организует анализ решенного задания: Задание 1. Представьте бесконечную десятичную дробь 0,2(54) в виде обыкновенной дроби. Предлагает обучающимся попробовать самостоятельно решить задание, а потом сравнить свое решение с решением из учебника. Задание 2. Дан правильный треугольник со стороной а. Из высот этого треугольника построен второй правильный треугольник, из высот второго построен третий треугольник и т.д. Найдите сумму периметров и сумму площадей всех треугольников | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают свои гипотезы. Проводят необходимые дополнительные исследования. Находят и анализируют формулу Проводят исследование. Работают с источниками информации. Заполняют таблицу. Объект исследования | Вопросы для исследований | Вопросы учителю | | Для чего нужна данная формула? Как была получена данная формула? Что такое S? Что такое | Почему…? Каким образом…? | Анализируют решение задания. Выявляют логику решения задания. Формулируют вопросы учителю. Заполняют таблицу. Решение задания | Мне непонятно… | Вопросы учителю | 0,2(54) = 0,2545454… = 0,2 + + 0,0545454…= 0,2 + 0,054 + 0,00054 + 0,0000054 + … | | Почему…? | Бесконечную периодическую десятичную дробь 0,0545454… можно рассматривать как сумму бесконечной геометрической прогрессии, первый член которой равен а знаменатель | | Каким образом…? | | | Как…? | | | Зачем…? | Решают задание. Делают сравнение собственного решения с решением из учебника. Решение задания из учебника | Комментарий обучающихся | Высота правильного треугольника со стороной а равна | | Высота правильного треугольника со стороной равна и т.д. | | Тогда периметры образуют последовательность , являющуюся геометрической прогрессией со знаменателем , меньшим 1. | | | | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей. Умение анализировать информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы. Создает условия для дополнительного изучения вопросов, которые вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос (+) | Как называют число | | | Что означает запись | | | Что называют суммой бесконечной геометрической прогрессии, модуль знаменателя которой меньше единицы? | | | Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное Изучение нового материала. Задают вопросы учителю | Умение осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VII. Решение заданий | Задания: 1. (№ 896) Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии ( со знаменателем q, если: 1) 2) 2. (№ 898) Найдите сумму бесконечной геометрической прогрессии: 1) 10; 1; 0,1; …; 2) 0,3; 0,03; 0,003; … | Решения. 1. 1) 2) 2. 1) 2) | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами. – Каковы мои достижения на уроке? – Что нового я узнал? – Нужна ли мне помощь учителя? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
IХ. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности обучающихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |