СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока технологии : Народные промыслы. Дымковская игрушка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Народные промыслы. Дымковская игрушка.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель:  Сформировать представление  о направлении народного декоративно прикладного искусства: дымковской росписи и их особенностях. 

Освоить алгоритм выполнения изделий в технике «лепка».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока технологии : Народные промыслы. Дымковская игрушка.»

Технологическая карта урока технологии во 2 классе.

УМК «Перспектива»

Предметная область: Технология

Класс: 2

Раздел «Человек и земля»

Тема урока: Народные промыслы. Дымковская игрушка.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: Сформировать представление о направлении народного декоративно прикладного искусства: дымковской росписи и их особенностях.

Освоить алгоритм выполнения изделий в технике «лепка».

Научить использовать приобретённые знания и умения при изготовлении и оформлении изделий декоративно прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие: научить выделять особенности оформления изделий с дымковской росписью; ввести понятия «узор»,«элементы узора»; находить различия между изделиями народных промыслов; различать приёмы изготовления изделий из пластилина; выполнять изделие из пластичного материала, используя приём вытягивания; выполнять учебное задание по алгоритму; вносить в работу изменения (исправления) после её оценки.

Развивающие: развивать коммуникативно-речевые умения (умение слушать, участвовать в диалоге и коллективном обсуждении), развивать творческое воображение и мышление.

Воспитательные: стимулировать и развивать любознательность, интерес к миру профессий, потребность познавать культурные традиции своего народа.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

  • Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Познавательные умения:

  • выделять особенности оформления изделий с дымковской росписью;

  • различать профессии «резчик по дереву» и «игрушечник» и объяснять своё суждение;

  • использовать приобретённые знания при оформлении изделий декоративно прикладного искусства: дымковская игрушка

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное действие в соответствии с планом по алгоритму;

  • осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Коммуникативные умения:

  • формулировать собственное мнение;

  • строить понятное для партнёра высказывание;

  • согласовывать свои действия с партнёром и приходить к общему решению;

  • адекватно использовать речевые средства, представляя результат деятельности.

Используемые технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные, игровые.

Оборудование урока:

Для учителя:

Образец, примеры росписей коней, презентация, карточки.

Для учеников:

Картон, пластилин, стек, дощечка.







Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности


-Здравствуйте ребята. Сегодня прекрасный денёк! Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы.

-Скажите, есть ли у ученика помощники на уроке?

-Посмотрите, все ли ваши принадлежности на месте?

- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи в получении знаний.

-Школьные принадлежности.

(проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах).

Приветствуют друг друга.

Регулятивные УУД:

-умение организовывать рабочее место

2.

Актуализация знаний.


 Предлагает на основе рассматривания игрушек расставить на 2 подноса, выделяя общие признаки.

-Почему вы расставили их именно так, по

каким признакам?

- Сегодня мы побываем в старинной деревни Дымково.

-Чем знаменито Дымково?

- Игрушкою своей!

Там любили песни, пляски,

И в селе рождались сказки.

Вечера бывали длинные,

А лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, точечки, полоски.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

- Ребята, а почему игрушку называют дымковской?

-Дымковская игрушка поэтому так и называется, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Вятка.

Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходила праздничное гулянье с озорным и веселым названием - свистунья.

- Рассматривают игрушки и делят их на две группы.

- На первом подносе стоят фабричные игрушки, а на другом игрушки из глины, выполненные народом.













- Потому что её делают в Дымково.

Познавательные:

-умение извлекать информацию из

рисунков и фотографий.

-умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3.

Постановка учебной задачи.


 

- В давние времена в селе Дымково, что на реке Вятке, на Масленицу мастера лепили глиняные игрушки, которые украшали ярким многоцветным рисунком. Каждая игрушка была уникальна, потому что

рисунок её узора не повторялся, не смотря на то, что фон всех изделий был белым.

-Весть о ярких весёлых игрушках разнеслась по ярмарочным городам и дошла до столицы.

-Назовите предметы, которые выполняли мастера дымковской игрушки.


-Как вы думаете, чем вы сегодня будете изготавливать на уроке технологии?









-Мастера любили делать свистульки, карусели, фигурки людей и животных, сюжетные сценки.


Предполагают тему занятий (Лепить дымковскую игрушку «Резвая лошадка»),

конструируют учебные задачи урока.

Регулятивные:

способность к самоорганизации в решении учебной задачи

Личностные умения:

проявлять интерес к предметам

декоративно-прикладного

искусства;

проявлять желание создавать,

оформлять образцы декоративно-прикладного искусства и рассказывать о них.

4.

Организация практической работы.






















-Назовите материал, из которого выполняли изделия мастера дымковской игрушки. (Глина.)


Совместно с учащимися намечают технологию работы над дымковской игрушкой.

- Свою игрушку мы будем изготавливать из пластилина, почему? (Он проще в работе, эластичней, его не нужно долго сушить)

- Посмотрите на картинку что вы видите?

- Какого цвета берем пластилин для изготовления основных деталей? Почему белый? (Чтобы узор был хорошо виден и не нужно покрывать изделие белой грунтовой краской)

-Назовите элементы орнамента, которые используют мастера для росписи дымковской игрушки.

-Назовите цвета, которые используют мастера дымковской игрушки при изготовлении своих изделий.

- Какие еще детали нам понадобятся, чтобы получился настоящий Дымковский конь? (Грива, хвост, уши, украсить узорами) Какого цвета будут эти детали?

- Как соединить детали между собой, чтобы не было швов? Мы умеем это делать? Давайте вспомним, как мы делали фон из пластилина на картоне? (Растягивание пластилина пальцами и сглаживание) Именно таким образом мы будем сглаживать шов пальчиками.

- Как будем лепить гриву и хвост?

Для того, чтобы закрепить усвоение технологии изготовления дымковской игрушки, дети выполняют задание на карточках.

- Давайте посмотрим на план вашей работы.

1.Организуй своё рабочее место.

2. Раздели брусок пластилина на две неравные части. Из большей вылепи туловище, из меньшей – голову и шею лошадки.

3. Соедини детали.

4. Вылепи гриву, ушки и хвостик лошадки.

5. Оформи изделие.

- Из глины мастера делают отдельно детали для будущей игрушки.






Дети изучают картинку и объясняют, что видят на картинке и проводят аналогию с тем, как будут лепить игрушку сами.


- Круг, волнистая линия, прямая линия, листочек, завиток, клеточка, пятнышко, точка

- Малиновый, красный, зелёный, жёлтый, оранжевый, синий.









- Раскатать две тоненьких палочки, переплести их между собой и прикрепить на лошадку

Определяют последовательность выполнения работы и нумеруют картинки



Личностные умения:

проявлять осознанное

желание сделать дымковскую игрушку из пластилина или глины.

Познавательные умения: выделять особенности

дымковской росписи и

обосновывать своё суждение.

Регулятивные умения:

различать приёмы изготовления изделий из пластилина.

Коммуникативные умения:

строить монологическое

высказывание;

использовать речь для

регуляции своего действия

при работе по плану.















5.

ФИЗМИНУТКА


Закройте глаза. Посидите минутку, положив руку на ваш кусок пластилина. Сделайте два глубоких вдоха. Теперь выполняйте следующие указания. Заставьте себя ощутить кусок пластилина таким, какой он есть сейчас, — подружитесь с ним. Возьмите его и подержите. Теперь отложите его и отщипните кусочек. Пользуйтесь двумя руками. Отщипывайте кусочки медленно... Теперь быстрее... Отщипывайте большие и маленькие ку­сочки. Сожмите ваш пластилин. Теперь разгладьте ее. Используйте боль­шие пальцы, другие пальцы, ладонь и тыльную поверхность кистей рук. После того как вы разгладите пластилин, ощупайте места, которые вы разгладили... Соедините все вместе, чтобы получился шар... Пошлепайте по ней... Пощупайте гладкие места, которые об­разовались после похлопывания... Откройте глаза. Пластилин в ваших добрых руках стал мягким и послушным.



6.

Практическая работа.












-Сейчас мы будем делать заготовки из пластилина. Но для начала давайте вспомним правила работы с пластилином. Не забываем смотреть на памятку, она поможет вам.

Правила работы с пластилином (глиной).

 

1.     Выделить место для работы с пластилином (глиной).

2.     Аккуратно пользоваться пластилином (глиной), не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать пластилин (глину) в рот; засучивать рукава перед работой.

3.     Использовать в работе  стеки только под руководством педагога.

4.     После работы с пластилином (глиной) привести в порядок рабочее место; очистить от пластилина (глины) доски, протереть стол мокрой тряпочкой.

5.     По окончании работы дети должны сначала тщательно вытереть руки бумажной салфеткой, а затем вымыть руки теплой водой с мылом, насухо вытереть полотенцем.

6.     Хранить пластилин (глину) в специальных коробках, в строго отведенном месте.


Учащиеся просматривают на памятке этапы выполнения работы и сравнивают со своим планом изготовления дымковской игрушки.

Они изготавливают заготовки лошадки согласно намеченному плана.

Предметные умения:

-использовать приём вытягивания при изготовлении основы изделия;

-выполнять изделие по

мотивам дымковской росписи;

-выполнять изделие из

пластичного материала;

оформлять узор по мотивам дымковской росписи.


7.

Обобщение усвоенных знаний и включение их в систему ранее усвоенных ЗУНов.

Выставка работ на доске.

- Все лошадки получись очень красивыми.

- Давайте сравним ваши работы.

- Если у кого-то что-то не получилось, то исправляем свои ошибки.

- Из какого материала была выполнена наша лошадка?

Учащиеся окончательно оформляют свою работу.

После выполнения работы, проводится выставка работ.

Познавательные:

вносить изменения в работу после её проверки.

Регулятивные умения: осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

8.

Рефлексия учебной деятельности на уроке


- Какую цель ставили на уроке?

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Чему учились?

- Кто из вас доволен своей работой?

- Дайте оценку своей работе на уроке!

-Кто не доделал работу, закончите дома, и принесите в понедельник.

- А теперь не забудьте привести в порядок ваши рабочие места. Спасибо за урок. До свидания.

Ответы детей