СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока технологии по теме "Бюджет семьи". 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построет по технологии "Перевернутый класс". Учащиеся на практике отрабатывают навыки распределения бюджета на примере конкретной ситуации в семье.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока технологии по теме "Бюджет семьи". 8 класс»

4

С.В.Мельникова. Технология. Обслуживающий труд. 8 класс «Бюджет семьи»

Тема урока: Бюджет семьи.

Предмет: Технология. Обслуживающий труд.

Класс: 8.

Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) .

Методический материал: учебник, блок-схема «Бюджет семьи», видеоурок «Финансовая грамотность» для самостоятельного домашнего изучения, стратегия формирования финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг., материалы сайтов «Всероссийская олимпиада школьников» и «Марафон по финансовой грамотности «Разобраться с деньгами».

Демонстрационный материал: весы, условная монета, таблицы, схемы по теме урока

Цель: отработка модели правильного распределения семейного бюджета на основе знаний и умений учащихся по вопросам финансовой грамотности.

Задачи:

актуализировать знания учащихся по теме «Семейный бюджет»;

содействовать получению опыта экономически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях по планированию семейного бюджета,

личностные УУД:

формировать основы финансовой культуры, соответствующей современному уровню экономического мышления,

коммуникативные УУД

Совершенствовать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в ходе решения учебной задачи по составлению семейного бюджета

регулятивные УУД:

развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

познавательные УУД:

развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Проект урока

Опорные термины

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Вр

Самоопределение.


Орг. момент

Здравствуйте, ребята, добрый день, коллеги. Приглашаю вас на занятие по предмету «Технология. Обслуживающий труд» в 8 классе.



2

На уроке присутствуют все.





Перед началом урока мы с вами познакомились с пословицами, поговорками, цитатами о финансах, деньгах, отношении человека к деньгам. С творческой частью домашнего задания вы справились отлично.

/прочитать 2 высказывания/

К высказываниям мы не раз вернемся в течении урока




Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Задача: формировать основы финансовой культуры, соответствующей современному уровню экономического мышления


Цитата урока

. А сейчас разрешите обратиться к Бертольду Авербаху.

Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость, 
а умело расходовать – искусство.

Я думаю, что именно это высказывание раскрывает смысл стратегии формирования финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 гг.

С этим документом вы кратко познакомились самостоятельно.



3

Напомните пожалуйста, минимальные требования к финансовой грамотности гражданина Российской Федерации?

  • следить за состоянием личных финансов;

• планировать свои доходы и расходы;

• жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

• формировать сбережения на непредвиденные расходы;

• знать о налогах и выполнять свои обязанности налогоплательщика;

• рационально выбирать финансовые услуги;

• иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию.


Постановка учебной задачи, целей урока.

Задача: развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

План урока

Посмотрите, внимательно, получился не только своеобразный план обучения основам финансовой грамотности, но и отличный план нашего занятия. Мы с вами сегодня постараемся найти ответы на вопросы /добавляю слово как/



2

А в конце занятия постараемся доказать, что для достижения финансового благосостояния важно сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений.




Составление плана, стратегии по разрешению затруднения

Задача: развивать умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.







Бюджет





Правила работы в группе

Вы самостоятельно изучили краткий теоретический материал, по вопросам управления финансами, которыми владеет семья.



3

У меня в руках кошелек. Он- своеобразный символ нашего урока. Почему?

Потому что кошелек от англ. budget — сумка, кошелек) переводится как бюджет



На доске пишу слово «бюджет»





Делятся на группы



Каждая группа работает с заданием, выполняя поведенческую модель правильного распределения бюджета конкретной семьи.




Прежде чем приступим к работе, вспомним основные правила работы в группе.

  1. Слушай, что говорят другие.

  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  3. Говори спокойно ясно, только по делу.

  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.



Финансовый портрет

Молодцы. Приглашаю от каждой команды по 1 представителю, получите финансовые портреты семьи.



Реализация выбранного проекта.

Задачи:

  • совершенствовать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в ходе решения учебной задачи по составлению семейного бюджета;

  • актуализировать знания учащихся по теме «Семейный бюджет»;

  • содействовать получению опыта экономиически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях по планированию семейного бюджета;

  • формировать основы финансовой культуры, соответствующей современному уровню экономического мышления.


План выполнения задания

Внимание, для того, чтобы работа была продуктивной, предлагаю сначала

  1. прочитать задание.

  2. назвать семью, т.е. определить фамилию.

  3. определить конкретную финансовую цель семьи, она может быть долгосрочной и краткосрочной

  4. доказать, что цель осуществима или нет.



4


Если вам удобно работать с личным листком, возьмите каждый себе. Время для ознакомления с финансовым портретом семьи – 3 мин.




Итак, мы знакомимся с семьями:


Называют семьи, записывают на треугольниках



Какая конкретная финансовая цель стоит перед каждой семьей?

Какая сумма для этого нужна?

  1. До 1 мая сделать ремонт в квартире соседей (50 тыс.)

  2. Съездить в июле всей семьей к сестре в Крым (100 тыс.)



Давайте построим прогнозы, как вы думаете, справятся…? А … поедут в Крым?

Да, нет.



Прогнозы неоднозначные.




бюджет

Откройте тетради, запишите число, бюджет. А дальше по ходу работы конспектируем материал, используя примерную схему, данную на обороте задания.

Число. Бюджет.


6

Как говорится, денежки счет любят.




Из чего состоит бюджет?

Из доходов и расходов



доходы

Что является основным доходом семьи?


основными видами доходов в семье будут заработная плата, которую получают люди за свой труд в различных организациях, пенсия, которую получают пожилые люди или инвалиды и пособие на детей.




Занесите, пожалуйста в таблицу доходов и расходов доходы и расходы семей. Определите статьи доходов и расходов. Например, сумма- зарплата. Сумма- коммунальные расходы. 3 мин на работу.

Заполнение таблицы

Озвучивание.



Денежные доходы

Напоминаю вам, что доходы – это все денежные и неденежные поступления в семью





Разовые денежные доходы

Существуют и непостоянные, разовые доходы.. К ним можно отнести наследство, бонусы, премии

Назовите примеры разовых денежных доходов:

Доход от продажи излишков с приусадебного участка, 13-я премия

Подработка отца- 6 тыс.



Неденежные доходы

Но доходы бывают не только денежными. Наверно вам приходилось получать подарки или выигрывать в тире мягкую игрушку. Это тоже будет относиться к доходам семьи.

Какой неденежный доход имеют семьи?

Овощи и фрукты с приусадебного участка, мясо, молоко,

Диски от друга




Приобретая всё необходимое для удовлетворения потребностей, у любой семьи появляются расходы..  что такое расходы?

Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи.



Расходы


Постоянные расходы

Как и доходы, расходы тоже будут делиться на постоянные и непостоянные.

Назовите постоянные статьи расходов семей

К постоянным расходам мы отнесем расходы на питание, одежду и обувь,  оплату коммунальных платежей и услуг связи, транспортные расходы (на содержание личного транспорта или покупку проездных билетов)


6

Налог


Ребята, существует особый вид постоянных расходов – это налоги. Налоги – это обязательные платежи государству с доходов или собственности. В российской семье, как правило, существуют определенные расходы на налоги:

В 2018 году для всех регионов России установлен единый срок уплаты имущественных налогов - не позднее 1 декабря 2018 года. Обратите внимание, что в случае нарушения сроков оплаты налога на имущество, на сумму недоимки будет начислена пеня за каждый календарный день 

Семья…. Сравните, пожалуйста зарплату мамы с налогами и без подоходного налога. Иначе говоря, сколько начислено и сколько она получит.



подоходный налог в размере 13% от получаемого дохода, налог на имущество, транспортный налог (если у вас есть личный автомобиль).




11 163 руб. и 9711,81



Временные расходы

Другие расходы семьи не носят регулярного характера или являются временными.


расходы на покупку предметов домашнего обихода, медицину, образование (иногда это сезонный расход), досуг, отдых, покупку предметов роскоши  и так далее.





Приведите примеры

Чайник, лекарства



Профицит

Дефицит

Сбалансированный бюджет

Вы посчитали, общий доход и общий расход. Назовите итоговые суммы:

По семьям

Приход- расход.


2

Вспомним, какие виды бюджет бывают. У меня в руках весы и условные монетки.

Дефицитный бюджет, профицитный бюджет.



Если доход будет больше, чем расход, то это

Если доход меньше чем расход –

Если расход=доходу -

Профицит

Дефицит

Сбалансированный бюджет



Определите, пожалуйста, по соотношению доходов и расходов вид бюджета и запишите названия

Найдите среди условных обозначений подходящий для вашего случая вид.





Часть ребят получила индивидуальные задания. Они помогут нам разобраться в следующих вопросах




Добытчик

Надя, Катя, пожалуйста, кто в семье главный добытчик? Почему?

Папа.

Он зарабатывает больше денег.


2

Распорядитель

А кто распоряжается семейным бюджетом…?

Вместе.

Папа.



Общий- (совместный) вид управления

Катя Таныгина, Как называется вид управления семейным бюджетом, когда решают вместе

Общий- (совместный)



Раздельный вид управления

Катя Егорова. Еще бывает, что статьи расходов разделились, это-

Раздельный



Смешанный (долевой) вид управления

А если частью денег распоряжаются сообща, а частью самостоятельно -

Смешанный (долевой)



Этап самостоятельной работы

Задачи:

  • содействовать получению опыта экономиически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях по планированию семейного бюджета,

  • совершенствовать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками в ходе решения учебной задачи по составлению семейного бюджета,

  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.


Финансовая цель семьи

Вернемся к цели каждой семьи.

На какой период времени мы пока рассчитали бюджет?


На месяц



10

Мы сможем сейчас сказать, сделают вовремя ремонт или поедут в Крым в июле , а может, только в август е?

Да, денег у них и так не хватает.

Нет, не знаем, не посчитали все



Долг, кредит

А что мы будем делать, если нам не хватило денег до зарплаты? Действительно, если денег не хватает, то их берут в долг или используют предыдущие накопления. Но самое главное, стоит пересмотреть потребности семьи, возможно следует от чего-то отказаться.

(Предполагаемый ответ: возьмем кредит в банке, возьмем в долг). 



Буклет

У меня есть буклет, в котором даются 25 советов, как сэкономить семейный бюджет. Можете дома рассмотреть его со своими родителями.




Накопления

А что мы будем делать с излишком денег? . Действительно, излишек денег отправляют в накопления. Накопления порой делают и намеренно, как в нашем случае.

(Предполагаемый ответ: положим в банк,)



В какой валюте семья 2 будет делать накопления в банке?

А вы знаете типографский символ российского рубля и когда он появился ? Подсказка у меня на столе, подойдите и каждый возьмите по 1 символическому рублю. Он нам понадобится в ходе урока.





А что он обозначает, можете узнать в Википедии самостоятельно.


Графическое обозначение рубля в виде знака представляет собой прописную букву «Р» кириллического алфавита, дополненную в нижней части горизонтальной чертой, создающей впечатление присутствия двух параллельных линий. Он был утвержден Банком России 11 декабря 2013 года. 




Финансовый план

Пока 2 семья подсчитывает накопления, предлагаю 1 семье подумать, как можно заработать денег на ремонт и сделать его в срок. Назовем этот пункт «Финансовый план»

Самостоятельная работа по группам



Если семье 1 нужны новые идеи, мы можем попросить у второй команды создать антикризисную группу и прийти на помощь.

Выступление команд



И главный ответ на главный вопрос- реализуют семьи финансовые цели?

Да.




Обратите внимание на ваши записи. Посмотрите на разделы, которые у нас получились и постарайтесь вывести определение бюджета семьи.

БС- это финансовый план, составляющий доходы и расходы семьи за определенный период времени




Этап рефлексии деятельности.

Задачи:

  • формировать основы финансовой культуры, соответствующей современному уровню экономического мышления,

  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.


Оценка работы в группах

Работа в группах , на мой взгляд, сегодня у вас получилась. А сейчас эффективность работы в группе оцените, пожалуйста вы сами. Работаем на листочках, подписываем из и собираем вместе в ближнем ко мне углу стола.



1

Мы с вами сегодня решили две финансовые задачи. Такие и другие очень интересные задания решаются участниками различных финансовых олимпиад.




Олимпиада по финансовой грамотности

до 25 ноября проходит регистрация учащихся 5-11 классов на Всероссийскую олимпиаду

по финансовой грамотности www.fin-olimp.ru

  • 26-30 ноября первый (отборочный) заочный этап.

Можно попробовать свои силы и принять участие.





А пока вернемся к плану, намеченному в начале урока:

Мы хотели постараться найти ответы на вопросы

  • следить за состоянием личных финансов;

• планировать свои доходы и расходы;

• жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;

• формировать сбережения на непредвиденные расходы;

• знать о налогах и выполнять свои обязанности налогоплательщика;

• рационально выбирать финансовые услуги;

• иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию.



3

Рефлексия

Если вы получили некоторые знания, умения, навыки практической деятельности по большинству пунктов плана, положите символический рубль на чашу весов «Доходы».

Если вопросов осталось больше, чем получили ответов, положите монету на чашу «Расходы»

Какой бюджет у нас получился?







Профицитный



Оценивание

Спасибо за работу. За активную работу на уроке оценки получают… остальные получат оценки по результатам проверки тетрадей. Тетради сдаем.




Марафон финансовой грамотности

Я желаю вам, чтобы бюджет вашей семьи всегда был профицитным. А помогут вам в этом советы финансовых консультантов на семейных видеоуроках. Посмотрите в буклете информационный блок. В рамках всероссийского марафона финансовой грамотности уже завтра пройдут уроки по семейному бюджету. Регистрируйтесь на интересные темы и повышайте финансовую грамотность.



1