Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работына этапе урока | Планирование контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование на каждом этапе урока | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р- регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные |
Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»). |
Здравствуйте, ребята. Меня зовут … и сегодня я проведу у вас урок технологии. - Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте качества, которые на ней записаны. Демонстрация слов на документ-камере Функция: Демонстрация стационарных изображений или объектов Учебная ситуация: Визуальная работа с текстом Аккуратность, рассеянность, трудолюбие, лень, внимательность, болтливость. - Как вы думаете, какие из этих качеств пригодятся нам на сегодняшнем уроке? - Объясните свой выбор. - Действительно, аккуратность, трудолюбие и внимательность пригодятся вам сегодня на уроке, а остальные качества только помешают нашей работе. | Приветствуют учителя. Читают слова, воспринимают. Выбирают необходимые качества, нужные на уроке: аккуратность, внимательность, трудолюбие. Объясняют свой выбор. | Беседа с мотивирующим приемом | Контроль в форме наблюдения за работой обучающихся | Ф | Карточки с названием качеств, документ-камера | Определяет предметные рамки учебной деятельности. | П - строит речевое высказывание в устной форме К - включается в диалог с учителем и сверстниками | Проявляет мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения |
Актуализация знаний (5 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов (указать, в какой форме);3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие;4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний. |
- Как звучала тема прошлого урока? - Какое изделие вы изготавливали на прошлом занятии? - Для того чтобы вспомнить прошлую тему, я предлагаю вам разгадать кроссворд. По горизонтали: 1.Сплошной шов на ткани. 4. Приспособление для вышивания в виде рамы, на которое натягивается и закрепляется ткань. По вертикали: 2. Часть шва между двумя проколами иглы. 3. Ремесло, в котором на ткани или другом материале выполняется узор из ниток или бисера. 5.Головной убор, под который женщины на Руси прятали волосы. Проведение викторин с демонстрацией заданий и ответов. Функция: визуальная работа с текстом Учебная ситуация: работа с дидактическим материалом. - Как вы думаете, кто ещё на Руси мог носить кокошник? | - Мы выполняли изделие "Платок". Отгадывают кроссворд. Предполагают. | Словесный беседа Практический упражнение | Качественная оценка | Ф | Компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, слайд 1, документ-камера | Вспоминает прошедшую тему, знает термины по ней | П – актуализируетзнания по пройденной теме К - строит монологическое и диалогическое высказывание | Проявляет внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятель-ности. |
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15-18 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;2) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности; 3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне. |
- Чтобы определить тему сегодняшнего занятия, послушайте стихотворение. Русская красавица, Как же хороша! Счастьем улыбается У тебя душа. Русская красавица, Нет тебя милей! Ищут – зря стараются, По земле по всей. Русская красавица, Будь всегда такой, Хоть врагу не нравится Стороны святой! - Вы догадались кому или будет посвящён наш сегодняшний урок? Вывести цель и задачи через документ-камеру. Функция: Демонстрация стационарных объектов и изображений. Учебная ситуация: Визуальная работа с текстом; обзор объемного текстового материала. - Предположите цель занятия. Формировать умение решать задачи. - Какие задачи нам нужно решить, чтобы достичь цели? - Обратите внимание на слайд, прочитайте задачи, которые сформулировала я. - Ребята, а теперь рассмотрите изображения русских красавиц на доске. - Какую одежду носили на Руси? Как украшали себя русские красавицы? Чем украшали голову? - На голове русские красавицы носили кокошник - символ русского женского народа. Кокошник бережно хранили и передавали по наследству, поэтому головной убор носили только по самым большим праздникам. Через кокошник можно было узнать о месте, в котором жила его владелица. - Кокошник расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера. - Как вы думаете, кто создавал русским красавицам наряды? - Раньше в деревнях женщины сами пряли, ткали и вышивали себе наряды с раннего возраста. Рассмотрите изображения на слайде. Попробуйте определить, где на них изображена пряха, ткачиха, вышивальщица. Проведение викторин с демонстрацией заданий и ответов. Функция: визуальная работа с текстом Учебная ситуация: работа с дидактическим материалом. | Слушают стихотворение, воспринимают. - В стихотворении идёт речь о русской красавице. Предполагают тему урока: Русская красавица. Формулируют тему, цель, задачи. Читают, воспринимают. Рассматривают изображения русских красавиц. Сравнивают костюмы, анализируют. Аргументировано высказывают свою точку зрения. Слушают, воспринимают новую информацию. Предполагают. Слушают, воспринимают. Рассматривают изображения, определяют профессии. | Словесный беседа рассказ Наглядный иллюстрации | Качественная оценка | Ф | Компьютер, интерактивная доска, презентация, слайды 2. 3, 4, 5, 6 Иллюстрации русских красавиц, документ-камера. | Сравнивает и находит общие черты и различия в национальных костюмах; исследует особенности национального костюма; анализирует детали праздничного женского головного убора; знакомится с профессиями, которые участвуют в изготовлении нарядов для русских женщин. | П - сравнивает, выполняет анализ как выделение частей из целого и синтез как составление целого из частей. Р -осуществляет целеполагание, планируют учебную деятельность. К -строит монологическое и диалогическое высказывание. | Проявляет познавательный интерес |
Первичное закрепление во внешней речи (8-10 мин.). Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи. |
- Ребята, рассмотрите изделие, которое я принесла. Предпоказ готового изделия через документ-камеру. Функция: демонстрация стационарных объектов и изображений. Учебная ситуация: демонстрация отдельных частей (блоков) предметов. Как вы думаете, кого я изобразила? - Из каких частей состоит изделие? -Какие материалы вам понадобятся для изготовления этого изделия? -С помощью чего скрепляются детали изделия? - Сейчас я хочу предложить поработать вам в группах и самим собрать план выполнения данного изделия. Но сначала давайте вспомним правила работы в группе. Части плана: Подготовим основу: возьмём лист картона. Сделаем чёлку. Вырежем красавице лицо. Разметим кокошник по шаблону и вырежем. Подготовим нити для причёски. Украсим кокошник и нарисуем лицо красавице. Сплетём косу из ниток. Приклеим причёску и кокошник. - Как вы правильно заметили, одной из частей нашего изделия является коса. Кто-нибудь из вас умеет плести косы? - Рассмотрите приём плетения косички на документ-камере. Демонстрация процесса изготовления и выполнения творческого задания, поделок. Функция: Демонстрация стационарных объектов и изображений. Учебная ситуация: Увеличение демонстрируемого объекта или лупа. -Такую работу лучше выполнять в паре: один держит заготовку у основания, другой плетёт. -Перемещайте нити в определённой последовательности: крайнюю левую нить кладите на среднюю и под крайнюю правую, затем крайнюю правую - на среднюю и под крайнюю левую. Косу нужно стараться плести плотно. - А перед тем, как мы приступим к изготовлению изделия предлагаю вспомнить правила техники безопасности с ножницами и клеем. - Посмотрите на слайд, в первой колонке представлено начало правила, а во второй - конец. Вам нужно найти и соотнести части правила. - Проведём физкультминутку. | Рассматривают изделие. Анализируют его. Отвечают на вопросы. Вспоминают правила работы в группе. Выполняют работу в группе, составляют план работы. Подготовим основу: возьмём лист картона. Вырежем красавице лицо. Разметим кокошник по шаблону и вырежем. Подготовим нити для причёски. Сделаем чёлку. Сплетём косу из ниток. Приклеим причёску и кокошник. Украсим кокошник и нарисуем лицо красавице. Осваивают, закрепляют приём плетения косы в три нити. Выполняют задание, вспоминают правила техники безопасности. Выполняют физкультминутку. | Словесный беседа Практический. Подводящий диалог Наглядные- интерактивная презентация | Качественная оценка | Ф Г | Изделие учителя Компьютер, интерактивная доска, презентация, слайды 7, 8 Дидактическое средство, документ-камера | Анализирует изделие учителя, составляет план выполнения изделия Осваивает приём плетения косички в три нити; актуализирует правила техники безопасности с ножницами и клеем | П - выполняет анализ объекта с выделением существенных признаков; Р -планирует деятельность, составляет алгоритм работы; К -строят монологическое и диалогическое высказывание | Проявляет познавательный интерес Оказывает помощь одноклассникам при выполнении работы в группе |
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.). Образовательная задача этапа урока: проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых условиях на основе эталона. |
- Перед выполнением работы прослушайте критерии оценивания: 1. Изделие закомпоновано на листе правильно. 2. Присутствует контраст. 3. Излишков клея не видно. Для изготовления изделия нам понадобится: цветной картон, цветная бумага, нитки, ножницы, линейка, простой карандаш, клей ПВА, цветные карандаши. План работы. 1. Организуйте своё рабочее место. 2. Подготовьте основу для открытки: возьмите лист картона любого цвета, кроме белого. 3. Откройте приложение в рабочей тетради, найдите шаблоны кокошников. Выберите понравившийся и вырежьте его. Возьмите лист цветной бумаги, контрастный цвету листа картона и обведите шаблон кокошника с двух сторон так, чтобы получилась целая заготовка. 4. Делаем красавице причёску, подготовим нити. Отрежьте 15 отрезков по 20 сантиметром - это будет коса. И отрежьте 14 отрезков по 5 сантиметров для чёлки. 5. Составим композицию из заготовок, располагая элементы таким образом, чтобы лицо красавицы находилось по центру листа 6. Приклеиваем заготовки: сначала лицо, потом причёску и в конце - кокошник. Из длинных нитей заплетаем красавице косу. 7. Украсьте кокошник, нарисуйте или при помощи аппликации сделайте личико русской красавице. Показ готового изделия через документ-камеру. Функция: Демонстрация стационарных объектов и изображений. Учебная ситуация: Увеличение демонстрируемого объекта или лупа. | Прослушивают критерии оценивания.. Выполняют изделие. | Словесный беседа Практический | Качественная оценка Контроль во время выполнения работы | Ф | Интерактивная презентация, слайд Материалы для изготовления изделия, документ-камера | Выполняет аппликацию на основе материала учебника с учётом национальных традиций; применяет правила безопасной работы с ними. Изготавливает детали для создания модели национального женского головного убора, предварительно определив материалы для его изготовления. | П - моделируют образ русской красавицы, её головной убор Р – умеет организовать свою деятельность; осуществляет контроль и коррекцию результатов самостоятельной работы К - оказывает помощь товарищу в случаях затруднений. | Понимает смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности |
Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5 мин.). Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания;2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы);3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы). |
- Ребята, посмотрите какие замечательные русские красавицы у вас получились. Все мы делали одинаковую работу. Но красавицы получились разные. Это говорит о том, что все мы разные со своими характерами, привычками, особенностями, и каждый из нас в свою работу вкладывает частичку своей души. - Кто желает продемонстрировать свою работу? Показ учениками готового изделия через документ-камеру. Функция: Демонстрация стационарных объектов и изображений. Учебная ситуация: Увеличение демонстрируемого объекта или лупа. - Какое имя вы дали своей красавице? - Как бы вы оценили свою работу? - Чьи работы вам понравились? | Проводят выставку своих работ. Высказывают своё мнение. Анализируют свою работу и работы своих одноклассников. | Словесный беседа | Самооценка | Ф | Работы обучающихся, документ-камера | .Выполняет самоанализ своего изделия, умеет оценить изделия своих одноклссников. | Р -осуществляет контроль и коррекцию результатов самостоятельной работы, оценивает свою работу; К -строит монологическое и диалогическое высказывание | Выполняет самооценку результата учебного труда |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.). Образовательные задачи этапа урока: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей; 3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание. |
-Как звучала тема нашего сегодняшнего урока? - Какое изделие мы с вами изготовили? - Какой приём освоили? - О каких профессиях вы узнали? -Какие задачи стояли перед нами? Достигли ли мы их? - А теперь посмотрите слайд, выберете понравившуюся фразу и продолжите её. Демонстрация высказываний (цитат). Функция: Демонстрация стационарных изображений Учебная ситуация: Визуальная работа с текстом До свидания. | Аргументировано высказывают своё мнение. Осуществляют рефлексию своей деятельности. До свидания. | Словесный беседа Наглядный интерактивная презентация | Качественная оценка | Ф | Интерактивная презентация, | Имеет представления об образе русской красавицы, знает профессии, участвующие в создании нарядов для русских женщин, | П – анализирует свою деятельность на занятии. Р - осуществляет рефлексию своей деятельности; К - аргументировано выражает свое мнение. | Проявляет познавательный интерес к результату учебной деятельности. |