Цели деятельности педагога | Сформировать представление о традициях и культуре русского народа; познакомить со способом изготовления игрушки из помпона; учить выполнять разметку с помощью циркуля; совершенствовать умение работать по плану; развивать мышление, внимание, глазомер |
Тип урока | Постановка и решение учебной задачи |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Циркуль, готовальня, помпон |
Образовательные ресурсы | · http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E8%F0%EA%F3%EB%FC |
Наглядно-демонстрационный материал | Изображение домового; материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия, в том числе готовальня; помпон как элемент украшения, декора; образцы изделий |
Оборудование | Учебник, рабочая тетрадь; нитки, игла, ножницы, циркуль, картон или цветная бумага, клей |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: проявляют интерес к истории своего народа, национальным традициям; имеют представление о себе как гражданине России. Предметные: научатся использовать циркуль для выполнения разметки деталей изделия, соблюдать правила безопасной работы с циркулем, применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать), оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, учет национальных традиций). Метапредметные: · регулятивные – овладеют способностью планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; · познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, участвовать в коллективном обсуждении; · коммуникативные – научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Подведение к цели урока | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – На прошлом уроке вы «построили» избу. А знаете ли, что прежде чем войти в избу, туда нужно поселить хозяина и покровителя дома, который обеспечит нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие? Это старое поверье о домовом. В каждом доме должен быть свой домовой | Слушают учителя | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
II. Освоение нового материала | Работа с учебником (с. 49) | Организует чтение текста и обсуждение его содержания. – Итак, давайте поднимемся на резное крыльцо. Пройдя через сени, мы попадем в мир домашней жизни. Что же мы там увидим? Прочитайте об этом в учебнике. – Из какого материала изготавливают предметы? (Из дерева.) – Назовите ремесленника, который изготавливает эти предметы. (Столяр.) – Назовите сказочного героя, который оберегает покой в доме. (Домовой.) Домовой живет за печкой, В ночь выходит на крылечко. Днем он мелкий, как букашка, А вообще – очаровашка. Д. Смирнов | Работают с учебником, читают текст, анализируют ин- формацию | Фронтальная | Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме; под руководством учителя осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя | Устные ответы |
| Сообщение теоретических сведений. Циркуль и приемы работы с ним. Работа с учебником (с. 50). Демонстрация приемов работы с циркулем | – Что вы знаете о таком инструменте, как циркуль? Ци́ркуль (от лат. circulus – круг, окружность) – инструмент для рисования окружностей и дуг окружностей, также может быть использован для измерения расстояний, в частности, на картах. Циркуль делается из металла и состоит из двух частей, соединенных шарниром. Обычно на конце одной из них располагается игла, на конце другой – пишущий предмет (например, грифель). У измерительного циркуля иглы на обеих ножках. Хранят циркуль в специальной коробочке, которая называется готовальней. Как вы думаете, циркуль – это опасный инструмент? Почему? Давайте сформулируем правила безопасной работы с циркулем. Организует коллективное составление правил работы с циркулем, затем предлагает сравнить с правилами в учебнике (с. 50), демонстрирует приемы вычерчивания окружностей разной величины с помощью циркуля. – Поворачивая циркуль, проводя грифелем разметку, мы получаем замкнутую линию – окружность, а вся поверхность внутри окружности называется кругом | Рассматривают циркуль, анализируют информацию, отвечают на вопросы, формулируют правила безопасной работы, читают текст в учебнике | Фронтальная | Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют анализировать объекты с выделением их существенных признаков. Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания | Устные ответы |
| Практическое задание | Наблюдает, помогает затрудняющимся в выполнении задания. – Выполните тренировочные упражнения по вычерчиванию окружностей (или задание «Композиция из кружочков» в рабочей тетради, с. 28) | Выполняют тренировочные упражнения | Индивидуальная | Регулятивные: выполняют учебное задание с взаимопроверкой. Коммуникативные: формулируют понятные речевые высказывания в рамках учебного диалога | Выполнение задания в рабочей тетради |
| Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
III. Твор- ческая практическая деятельность | Организация рабочего места | Проверяет организацию рабочего места. – Подготовьте необходимые инструменты и материалы для выполнения изделия «Домовой» | Организуют рабочее место | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе. Личностные: имеют знания о гигиене труда | Организация рабочего места |
| Беседа «Что и как мы будем делать». Работа с учебником (с. 51). Демонстрация приемов работы | – Домового обычно делают из природных материалов: лыка, ткани, дерева. Мы же сделаем домового из ниток. Рассмотрите внимательно готовое изделие и сделайте его анализ по заданному плану: необходимые для работы материалы и инструменты (картон, нитки, циркуль, ножницы, игла), правила работы инструментами (циркулем, ножницами, иглой), метод разметки (с помощью циркуля), техника выполнения (создание и оформление помпона), способ оформления, практическое применение (подарок, украшение). – Что же такое помпон? Помпон (фр. pompe – великолепие, торжественность) – шарообразное украшение из каких-либо ниток. Его применяют для украшения вязаных изделий. Каких? А еще его используют для отделки, например, декоративных подушек, ковриков и др. В нашем случае из помпона мы сделаем игрушку. Давайте познакомимся с последовательностью работы над изделием. Предлагает учащимся изучить готовый план в учебнике (с. 51). Комментирует каждый пункт плана, демонстрирует приемы работы по изготовлению помпона | Анализируют изделия, узнают и называют материалы, их свойства, приемы работы, проговаривают последовательность производимых действий | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют обобщать, делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике. Личностные: имеют желание работать, знают правила поведения на уроке. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки | Устные ответы |
| Практическое задание | Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы. – Изготовьте помпон из ниток и на основе помпона изготовьте игрушку «Домовой» | Соблюдают гигиенические правила, выстраивают последовательность реализации собственного замысла | Индивидуальная | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение правил поведения учащихся на уроке. Познавательные: общеучебные – ориентируются в задании; логические – осуществляют поиск необходимой информации из разных источников | Изготовление из ниток помпона, поделки «Домовой» |
IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности | Выставка работ учащихся | В процессе просмотра работ организует обсуждение качества изготовления изделий. (См. дополнительный материал к уроку.) | Рассматривают поделки, оценивают их | Фронтальная | Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие изделий. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Оценивание |
Обобщение полученных сведений, оценивание результатов работы | Организует беседу по вопросам: – Какую новую технику работы мы сегодня изучили? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Что можно изготовить таким способом? | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Фронтальная | Устные ответы |
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. – Нарисуйте своего домового, каким он должен быть, по вашему мнению. Выполните задание в рабочей тетради (с. 29) | Слушают учителя | Индивидуальная | |