Место работы МАОУ «Конзаводская средняя школа им. В.К. Блюхера»
Базовый учебник И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович Математика. 5 класс. Учебник для обучающихся общеобразовательных школ - М.: Мнемозина, 2016г.
«Действия с десятичными дробями» является одной из важнейших тем школьной программы. Вычислительные навыки необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении. Ни один пример, ни одну задачу по математике, физике, химии нельзя решать, не обладая элементарными способами вычислений. Основная цель этой темы – сформировать навыки вычислений с десятичными дробями.
Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного подхода обучения. Обучающимся для решения предлагаются задачи практического содержания, таким образом, вырабатывается умение использовать приобретённые знания в повседневной жизни, школьники убеждаются в значении математики для деятельности человека. Урок позволяет закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания, умножения и деления десятичных дробей при решении различных задач. Во время урока обучающиеся учатся составлять план решения задачи, решать возникающие проблемы, ставить цели и добиваться их. Работа с информацией, использование средств наглядности, создание алгоритма для решения математической проблемы – всё это способствует формированию метапредметных результатов в обучении математике. Как устный счет, так и самостоятельная работа повышают познавательный интерес, эффективность процесса обучения.
Урок предполагает использование презентации PowerPoint, что даёт возможность разнообразить формы работы на уроке за счёт одновременного использования иллюстративного и методического материала, в результате чего поддерживается познавательный интерес как мотив учения. С помощью презентации обучающиеся осуществляют самоконтроль, учатся вносить необходимые коррективы, что также является результатом обучающихся в метапредметном направлении.
уметь: выполнять действия с десятичными дробями, исследовать простейшие числовые закономерности, анализировать и осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, моделировать условие задачи с помощью схем, рисунков, осуществлять самоконтроль.
регулятивные – самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения задач, осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы.
коммуникативные – уметь ставить вопросы для инициативного сотрудничества, уметь слушать, принимать чужую точку зрения.
познавательные – уметь осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; уметь работать по предложенному учителем плану.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивационно - ориентировочная часть |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (5 мин) Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Учитель приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Загадка: Какой знак надо поставить между цифрами 4 и 5, чтобы получилось число больше четырех, но меньше пяти? (Как может одна запятая изменить число?) Определение темы и целей урока: На доске даны числа: 4,5 19,947 7,03 0,5 22,5 4, 109 0,00012 Парная работа. Составление кластера: в центре – название этих чисел, а вокруг расположить все действия, которые умеете выполнять с этими числами. (Составление кластеров, их обсуждение и определение темы и цели урока). Слайд 1.Исаак Ньютон утверждал, что «Примеры учат лучше, чем теория». - Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока) | Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. Отвечают на наводящие вопросы учителя, составляя кластер. Анализируя составленный кластер, дети формулируют тему и цели урока. | Л: самоопределение, смыслообразование. Р: планирование, целеполагание П: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели. К: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (15 мин) Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия материала: сравнение десятичных дробей, действия с десятичными дробями. | Учитель формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. - Работа по слайдам Слайд 2. Рассуждаем. 1. Сравните дроби: А) 8,31 и 6,31. Б) 15,08799 и 15,11. В) 7,45 и 7,4500. Г) 4,012033 и 4,02. В каком порядке на координатной прямой расположены точки: А (1,5); В (0,5); С (1,42)? Слайд 3. Верно или неверно Придумайте десятичные дроби вместо звездочек так, чтобы получились верные двойные неравенства. А) 2,3 Б) 7,48 В) 19,001 « * « 19,002. Слайд 4. Наблюдаем и делаем выводы 1. Не выполняя вычислений, сравните: 2,003 + 1,02 и 2,31 + 1,21. 2. Вычислите наиболее удобным способом: А) (8,914 + 4,06) – 7,914; Б) 11,395 – (7,395 + 3,15). Слайд 5. Ищем способ решения: Подберите одно из выражений, которое имеет программу вычислений, заданную приведенной ниже схемой: а) (45,2 + 16,3) + (18,7 – 12,8) – 7,6; в) 45,2 + (16,3 + 18,7) – (12,8 – 7,6); б) 45,2 + (16,3 + 18,7 – 12,8) – 7,6 г) 45,2 + (16,3 + 18,7) – 12,8 – 7,6; Слайд 6.Ищем сходство и различие 1. в числах: 10,05; 100,5; 10,050; 1,00500; 100,500; 1,005. 2. в равенствах? а)947,5 * 0,36 = 3,411; б)947,5 * 0,36 = 34,11; в)947,5 * 0,36 = 341,1; Слайд 7. Анализируем и рассуждаем Зная, что 8 * 125 = 1000, вычислите: А) О,1 * 0,125; Б) 0,08 * 12,5; В) 8 * 1,25; Г) 8 * 12,5. Установите закономерность и запишите следующие три числа. Слайд 8. Работаем с терминами и символами Из прямоугольника со сторонами 1.2 м и 0.8 м вырезали 4 одинаковых квадрата со сторонами 0,2 м. Чему равна площадь оставшейся фигуры? Подберите подходящее выражение и найдите его значение. А) 1,2 *0,8 – (4 * 0,2)2; Б) 1,2 * 0,8 – 4 * 0,22; В) 2 * (1,2 + 0,8) – 4 * 0,22. Слайд 9. Практическая ситуация. Представьте, что вам нужно определить площадь клумбы. Ищем способ подсчета. | Выявляют и используют аналогии по сравнению, сложению и вычитанию натуральных чисел для составления алгоритма выполнения действий с десятичными дробями и изображения десятичных дробей на координатном луче Определяют между какими соседними натуральными числами находится данная десятичная дробь; Фронтальная беседа, ответы на вопросы. Называют свойства вычитания числа из суммы и вычитания суммы из числа, находят рациональные способы решения Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Выдвигают предположения, как найти площадь фигуры (прямоугольника, прямоугольного треугольника) Выполняют задание. Называют формулы, на которые опирались при выполнении данного задания Делают записи в тетрадях Контролируют правильность ответов, корректируют при необходимости ответы Самостоятельно оценивают правильность решения задания | К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принятие коллективного решения. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. Р: планирование, прогнозирование. Л: совершенствование имеющихся знаний, умений; умение оценить собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач. |
Физкультминутка (2 мин) Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся | Проводит ответственный за физкультминутку. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжать работу. | |
Операционно-познавательная часть (содержательная) |
Обобщение и систематизация знаний. Самостоятельная работа. Самопроверка (16 мин) Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на все действия с десятичными дробями | Самостоятельная работа (по вариантам). Учитель корректирует, направляет работу учеников, отвечает на вопросы по организации деятельности учащихся 1 вариант. 1. Зная, что 728 * 5609 = 4 083 352, найди правильные ответы. Из соответствующих им букв составь название созвездия. 7,28 * 56,09 | 40,83352 н | 4083,352 о | 408,3352 в | 4,083352 и | 72,8 * 0,5609 | 0,4083352 а | 408,3352 р | 4,083352 д | 40,83352 е | 7280 * 5,609 | 408,3352 б | 40,83352 й | 40833,52 с | 4083,352 м | 7,28 * 0,5609 | 0,4083352 л | 4,083352 ы | 40,83352 т | 408,3352 к | 2. Выполни действия и округли результат до десятых: (3,23 + 28,9) * 3,7. 3.Реши уравнение: 13,4 х + 3,6 – 3,4 х = 12,8. 4.Найди выигрышную строчку, столбец или диагональ, произведение чисел в которых равняется числу, записанному около таблицы. 4,644 2,4 | 4,3 | 4,1 | 5,8 | 0,9 | 3,6 | 7,5 | 1,2 | 9,7 | 2 вариант. 1. Зная, что 728 * 5609 = 4 083 352, найди правильные ответы. Из соответствующих им букв составь название созвездия. 7,28 * 56,09 | 40,83352 н | 4083,352 о | 408,3352 в | 4,083352 и | 72,8 * 0,5609 | 0,4083352 а | 408,3352 р | 4,083352 д | 40,83352 е | 7280 * 5,609 | 408,3352 б | 40,83352 й | 40833,52 с | 4083,352 м | 7,28 * 0,5609 | 0,4083352 л | 4,083352 ы | 40,83352 т | 408,3352 к | 2. Выполни действия и округли результат до целых: 15,7 * (3,92 + 18,2). 3.Реши уравнение: 18,6 х + 5,2 – 8,6 х = 31,2. 4.Найди выигрышную строчку, столбец или диагональ, произведение чисел в которых равняется числу, записанному около таблицы. 66,924 0,7 | 2,5 | 9,1 | 0,3 | 1,4 | 5,6 | 2,2 | 7,8 | 3,9 | | Ученики выполняют задания, осуществляют самопроверку, при необходимости – исправляют ошибки сами или при помощи учителя | Р: самоконтроль, коррекция, выявление и осознание того, что уже усвоено, качества и уровня владения теоретическими знаниями и практическими навыками по изучаемой теме П:анализ, синтез, аналогия, выполнение действий К: взаимодействие с учителем, самоконтроль, оценка своих действий. |
| Слайд 10. Проверь себя 1 вариант: 1) весы; 2)118,9; 3) х = 0,92; 4) 2 столбец. 2 вариант: 1) весы; 2) 347; 3) х = 2,6; 4) 3 строчка. «5» - верно выполнены любые 3 задания «4» - верно выполнены любые 2 задания «3» - верно выполнено 1 задание | Осуществляют самопроверку. Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Реализуют пути достижения цели. Самостоятельно оценивают правильность решения задачи | |
Домашнее задание. (2 мин) Цель – обсудить и записать домашнее задание. | 1. Домашнее задание (ищем информацию): Какую площадь занимает ваша школа: а) без пришкольного участка; б) вместе с пришкольным участком? Сравните эти площади с одной соткой и одним гектаром. Даёт комментарии к домашнему заданию 2. Повторить п. 45 -46, № 855, 810(а, в) с комментариями учителя | Записывают домашнее задание, слушают комментарии учителя. | |
Рефлексивно-оценочная |
Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. (5 мин) | Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. Оценка работы класса и отдельных учащихся. Обсуждение допущенных ошибок и того, что необходимо для их коррекции. - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? - Проанализируйте свою работу. (раздаются карточки рефлексии) Фамилия, имя ______________________________________ Утверждение | Поставь + или ? | Тема урока мне понятна. | | Я умею выполнять действия с десятичными дробями | (перечисли) | Какие задачи вызывают у меня затруднение? | (перечисли) | | | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспех. К: аргументация своего мнения. Л: осознание ответственности за общее дело |