Тема | Корень слова. Однокоренные слова |
Педагогическая цель | Способствовать ознакомлению с понятиями: корень, однокоренные слова, развитию умений находить корень в однокоренных словах, определять его значение, объяснять лексическое значение слов |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: лексике, словообразовании; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: планируют решение учебной задачи (выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства и справочную литературу для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). Коммуникативные: умеют задавать вопросы, используют речь для регуляции своего действия |
Основное содержание темы, понятия и термины | Корень слова. Однокоренные слова |
Образовательные ресурсы | Таблица «Однокоренные слова» |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Мы будем на уроке думать? (Да.) – А может, будем спать? (Нет.) – Мы будем рассуждать? (Да.) – А в облаках летать? (Нет.) – Друг другу будем помогать? (Да.) – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | Анна Альбина Аня Аля | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное написание |
III. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На какой вопрос помогли ответить Почемучке? – Что такое родственные слова? | – Что такое родственные слова? – Близкие по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключается лексическое значение всех родственных слов | Воспринимают вопросы учителя на слух. Правильно строят ответы, привлекая имеющиеся знания | Беседа по вопросам |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
IV. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа, сообщение учителя | – Какие вопросы приготовил Почемучка нам сегодня? – Цель нашего урока состоит в том, чтобы найти ответы на эти вопросы | – Что такое корень? Что такое коренные слова? Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Корень. Однокоренные слова (упр. 84) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Предлагает прочитать формы родственных слов; подумать, почему они так написаны; выполнить задания в учебнике. Знакомит с понятием «корень» | Читают. Отвечают на вопросы. Находят общую часть. Списывают, выделяют корень | Устанавливают причинно-следственные связи. Анализируют, сравнивают, обобщают. Находят и выделяют корень | Беседа по вопросам, письмо |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | В огороде рос подсолнух – Вот такой, вот такой! В огороде рос подсолнух С ярко-желтой головой. Головою он вертел, Все увидеть сам хотел. Что подсолнух видел там, Он сейчас расскажет нам | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение движений |
2. Работа со словарем однокоренных слов (упр. 85) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | Знакомит со словарем однокоренных слов, предлагает выполнить задания, контролирует их выполнение | Работают со словарем. Записывают однокоренные слова, обозначают корень, составляют предложения | Овладевают умением работать со словарем однокоренных слов. Распознают в словах корень, обозначают его. Располагают | Работа со словарем, письмо |
VI. Домашнее задание Работа с учебником (упр. 87) Выучить правило стр. 61 | Фронтальная. Словесный. Письмо | Поясняет домашнее задание | Записывают в дневник | Принимают учебную задачу. Овладевают умением работать с дневником | Верное написание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| | | | слова в алфавитном порядке | |
3. Значение корня в однокоренных словах (упр. 86) | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, упраж- нение | В ходе выполнения упражнения показывает значение корня в однокоренных словах: он «хранит» общее значение всех однокоренных слов | Читают пары однокоренных слов. Закрывают корень, читают оставшуюся часть. Знакомятся со значе- нием корня | Определяют важность корня в словах. Строят логические рассуждения, делают вывод | Упражнение, беседа по вопросам |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Работа в рабочей тетради (№ 47) | Парная. Словесный, наглядный, практический. Письмо, работа с рисунком | Организует работу с упраж- нением, контролирует его выполнение | Рассматривают рисунки, разгадывают слова, подписывают их. Обозначают корень | Извлекают информацию из рисунка, анализируют рисунок, разгадывают в нем слова. Распознают корень. Объясняют значение слов | Упражнение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какая задача стояла перед нами? – Удалось ли ее решить? – Кто справился с задачей? – Кто испытывал затруднения? Почему? | Отвечают на вопросы учителя | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- гуляция |
VIII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 46) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |