показать, как автор представил сложные взаимоотношения детей и взрослых, взаимопонимание между ними;
развивать умение характеризовать героев, опираясь на их мысли, поступки, отношение к людям.
закреплять умения анализировать характер персонажа художественного произведения;
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.
воспитание эмоционального восприятия художественного текста, внимание к художественному слову;
воспитание уважительного отношения к личности, гуманного отношения к чужому мнению, к чувствам человека, философского отношения к своим поступкам.
Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации.
Обучающая - развитие умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение, видеть в нем решение психологических ситуаций.
Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству И.А.Бунина, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере героев произведения «Цифры».
Тема урока | И.А.Бунин. Рассказ «Цифры»: сложность взаимопонимания детей и взрослых |
Цель | Познакомить учащихся с произведением И.А.Бунина «Цифры», его сюжетом, композицией и героями. Сравнить поступки персонажей рассказа с поведением людей в реальной жизни. |
Задачи | дать представление о мастерстве Бунина-писателя; пробудить интерес к изучению художественной литературы и психологического портрета человека; научить давать характеристику персонажа литературного произведения; понимание связи психологии литературного героя и человека |
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, интерес к чтению, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы. Познавательные: самостоятельное вычитывание фактуальной, подтекстовой информации; выразительно читать; проводить аналитическую работу; строить рассуждение. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции, адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач |
Основные понятия | Биография писателя, рассказ, литературный герой, психологический портрет, композиция рассказа. |
Ресурсы | Компьютер, презентация, тексты рассказа, видео урок. |
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа. |
Этапы урока, цель этапа, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД |
Организационный. Мотивационный Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке Можно показать видео о детях и взрослых Вступительное слово учителя (2мин.) | Проверяю готовность к уроку, приветствует учащихся. Желаю хорошего настроения всем. Вступительное слово учителя. Запишем дату. Что было домашним заданием? Запишем число, часть темы урока. Почему не дописана тема? Что нужно додумать? Может быть это связано с присутствием психолога на уроке? Сегодня у нас необычный урок. Почему, как вы думаете, у нас в гостя психолог? слайд 1 | Подготовка к работе на уроке.
Отвечают на вопрос по домашнему заданию.
Записывают число, часть темы урока. Отвечают на вопросы, отгадывая окончание формулировки темы. Говорят о двух мирах, вселенных, взаимодействующих между собой: дети и взрослые
| Самопроверка готовности к уроку.
Включаются в проблемную ситуацию, пытаются ее разрешить | Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности |
2. Определение целей и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока (3 мин.) | Запись темы урока. Каковы цели нашего урока? (слайд 2) А задачи? (слайд 3) | Лексическая работа. Что значит слово «взаимопонимание»? Сколько у него корней? Как вы понимаете значение этого слова? Взаимопонимание - это тип человеческих отношений, которым присущи совпадение взглядов, согласие в поступках, взаимно терпимое, взаимопрощающее поведение в случае разногласий. Назовем синонимы к этому слову: контакт, общность, единодушие, внутреннее единство, сработанность. Какой главный, проблемный вопрос ко всему уроку можем мы задать сегодня? (Почему не было взаимопонимания между главным героем рассказа и взрослыми?) В связи с этим каковы же будут наши цели сегодня? А задачи? Отвечают на вопросы (на экране презентации) | Формулируется цели и задачи урока. Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. | Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение |
3. Актуализация и оптимизация знаний. Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала из учебника, необходимого для открытия «нового знания». (7 минут) | А сейчас наш ждет краткий рассказ о писателе. Его представят два ученика (первый читает стихотворение поэта, второй – сведения из жизни и творчества) Посмотрим видеофрагмент о жизни писателя (3 минуты 25 секунд) | Первый ученик читает стихотворение И.А.Бунина наизусть Второй представляет краткие сведения о писателе
| Устный рассказ о писателе на основе самостоятельного поиска материалов о нем с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. | Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида, понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению- Коммуникативные: формулирование собственного мнения |
4. Усвоение новых знаний Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации 13 минут | 1.О чем этот рассказ? 2.Как относятся друг к другу герои? Подтвердите свое мнение текстом. 3.С чего началась ссора? 4.За что и как наказан мальчик? 5. Почему дядя не торопится с примирением? 6.Правы ли взрослые, наказывая мальчика? | Отвечают на вопросы учителя по содержанию рассказа и делают выводы | Корректируют ответы друг друга. Выразительно читают фрагменты рассказа, пересказывают его. Устно отвечают на вопросы с использованием цитирования. Участвуют в коллективном диалоге. | Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели. Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности. Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией. |
5. Проверка понимания знаний. Цель: проверка усвоения знаний, понимания текста произведения 10 минут | Организую работу уч-ся в группе. Заполняют схему «Два мира в рассказе» | Рисуют схему системы образов (два мира- ребенок и взрослые) и представляют ее на доске | В игровой форме усваивают материал урока. Устно и письменно характеризуют персонажей. | Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы Коммуникативные: умение выражать мысли |
6. Закрепление новых знаний 5 минут | Какие чувства возникли у вас при чтении этого рассказа? Над чем он заставляет задуматься? Как ответим на проблемный вопрос? Почему не было взаимопонимания между главным героем рассказа и взрослыми? | Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Какими смысловыми оттенками обогащается слово «деликатный» в повествовании Бунина и в высказываниях героев? Используете ли вы это слово в своей речи? При каких обстоятельствах? (Деликатный – 1) вежливый, мягкий в обращении; 2) затруднительный, требующий чуткого, тактичного отношения.) | Закрепляют понятие литературного персонажа, психологического портрета | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение. |
6. Рефлексия деятельности Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности 3 минуты | Организую рефлексию, самооценку результатов учащихся. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Что для вас было открытием? | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты. "Три М" Учащимся предлагается назвать два момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. | | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
7. Домашнее задание и отметки (2 мин.) | | всему классу - прочитать 1и 2 главы повести «Детство» М.Горького (стр. 23-40) индивидуальное задание -подготовить сообщение о жизни и творчестве М Горького с фактами, которых нет в учебнике. | . | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить грамотный ответ на вопрос. |