1. Организационный момент. 2. Целеполагание, формулировка темы. 3. Проверка домашнего задания. 4. Формирование умений и навыков. 5. Проверка выполнения задания. 6. Подведение итогов урока. 7. Задание на дом. | - формировать понимание практической и личностной значимости изучаемой темы (Л); - применять навыки сотрудничества со сверстниками в учебно-исследовательской деятельности (Л); -осознавать индивидуальный вклад в групповое решение (Р); - выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; уметь слушать и понимать речь других (К); - саморефлексия: осознавать качество и уровень выполнения литературоведческого анализа (Р). | - выполнять литературоведческий анализ стихотворения с учетом жанрово-родовой специфики; - учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; - выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы; - выражать свое отношение к темам, проблемам и образам, выявленным в стихотворении, в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; | 1.Организационный момент, создает рабочую атмосферу в классе. 2. Задает направляющие вопросы; корректирует ответы учащихся; концентрирует внимание учащихся на теме и задаче урока. 3. Фронтальный опрос: задает вопросы по биографии А. Ахматовой. 4. Делит класс на три группы (по рядам). Формулирует задания для каждой группы: 1. Подготовить выразительное чтение стихотворения А.Ахматовой (выбрать одного чтеца). 2. Подготовить письменный литературоведческий анализ стихотворения, относящегося к ранней лирике А.Ахматовой, используя вспомогательные вопросы (выбрать одного учащегося, который представит работу группы). Оказывает помощь по запросу учащихся организационного характера. Следит за соблюдением временного режима. 5. Проверяет выполнение групповых заданий. Организует/ направляет ответы учеников. Задает дополнительные вопросы. Создает условия для саморефлексии учащихся. Оценивает деятельность учащихся. 6. Задает обобщающие вопросы. Подводит итоги урока. 7. Формулирует и объясняет домашнее задание. | 1. Настраиваются на работу на уроке. 2.Отвечают на вопросы учителя; выявляют связь между ранее изученным материалом и темой урока; пытаются выявить задачу урока, оформить самостоятельно тему. 3. Отвечают на вопросы учителя; работают с датами и фактами. 4. Работают в группах: Коллективная работа по составлению письменного литературоведческого анализа стихотворения А.А. Ахматовой, относящегося к ранней лирике А.Ахматовой, используя вспомогательные вопросы. 5. Двое учащихся от каждой группы представляют выполненную работу: 1) выразительно читает стихотворение; 2) представляет литературоведческий анализ стихотворения; отвечает на дополнительные вопросы (возможна помощь группы). Саморефлексия учащихся: записывают на листе плюсы и минусы своей работы на уроке. 6. Отвечают на обобщающие вопросы учителя. Делают выводы. 7. Записывают домашнее задание в дневник. | 1. Организационный момент. 2. Постановка целей и задач урока, формулирование темы урока. Вступительное слово учителя о ХХ веке. Эпиграф на доске: слова Ахматовой: «Я - голос ваш, жар вашего дыхания, я отраженье вашего лица». Направляющие вопросы: 1. Какой период в истории русской поэзии мы изучали на предыдущих уроках? 2. Каково определение Серебряного века русской поэзии? 3. С творчеством каких поэтов Серебряного века мы уже познакомились? 3. Вопросы учителя: 1. Что вы можете сказать о родителях А.А. Ахматовой? 2. Какая настоящая фамилия была у поэтессы? 3. Как звали возлюбленного А. Ахматовой? 4. Какое значимое событие в жизни поэтессы случилось 25 апреля 1910 г.? 5. Что случилось 1 октября 1912 года в жизни А.А. Ахматовой? 6. К какому литературному направлению примыкала А.А.Ахматова на первых порах своего творчества? 7. В чем особенности этого направления? 8. Какие сборники стихотворений относятся к раннему творчеству поэтессы и в каком году они выходят в свет? 4. Каждой группе выдается карточка с заданиями (Приложения 1, 2, 3). 5. Дополнительные вопросы учителя после защиты анализов: 1. Какова главная тема стихотворения А.А. Ахматовой? 2. В каком образе предстает перед нами любовь в стихотворении поэта? 3. Какое средство художественной выразительности является главным в стихотворении? 4. Что можно сказать о лирической героине стихотворения? 5. Что можно сказать о размере стихотворений? При оценивании выполненного анализа учитель опирается на ответы в Приложении 4. 6. Обобщающие вопросы: 1. Какова главная тема раннего творчества А.А. Ахматовой? 2. В каком образе предстает перед нами любовь в стихотворениях поэта? 3. Какие средства художественной выразительности являются главными в раннем творчестве Ахматовой? 4. Что можно сказать о лирической героине в стихотворениях раннего периода? 7. Прочитать стихотворения А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Бывает так: какая-то истома» и выписать в тетрадь особенности поэтического стиля А. Ахматовой. |