1.Оргмомент | Подготовка обучающихся к учебной деятельности Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Скажем: «Здравствуйте» друг другу И посмотрим на столы Всё, что нужно принесли? Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. Начинаем наш урок. Я и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявление степени освоения знаний и умений, необходимых для решения учебной задачи. На доске «ЖИЗНЬ» Демонстрация фрагментов видеоролика «Живая природа» Ребята, какие ассоциации у вас возникают после просмотра видеоролика? Да, ребята, я согласна с вами – жизнь прекрасна! А что вы можете сказать в продолжение фразы «Жизнь….» после просмотра фрагментов видеоролика (негативное воздействие человека на природу) Давайте красным маркером (магнитом) обозначим те ваши высказывания ЖИЗНЬ …., которым может быть нанесен вред при негативном воздействии человека на природу. Обобщение ответов обучающихся и формулировка темы урока «Влияние человека на биосферу" | Выдвигает проблему, сообщает тему урока, записывает ассоциации учащихся на доску ЖИЗНЬ 1.____________ 2.__________________ 3._________________ | Говорят ассоциации Решая проблему, выдвигают предположения о теме урока Записывают число, тему урока в тетрадь |
Постановка учебной задачи ЦЕЛЬ - создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Обозначение проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Правильно, сегодня на уроке мы прикоснемся к решению очень сложных проблем, касающихся сохранения биологического разнообразия, т. е. всего живого на Земле. | обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Запись учащимися числа, темы урока Учащиеся конкретизируют цель урока |
Освоение нового учебного материала Совместное исследование проблемы | Формирование новых знаний и умений На протяжении своей истории человек заметно изменил природу Земли. Возникла такая проблема - сохранение живого на Земле. Да, ребята, правильно, экологические вопросы обсуждаются во всём мире. Согласна с вами, в настоящее время реально существует угроза жизни, т.е. возможна экологическая катастрофа, но не только в плане загрязнения воздуха, воды, почвы, но и в истреблении видов животных и растений. Ежегодно с лица Земли исчезают один вид живых организмов. Одна из важнейших задач человечества - сохранение биосферы. -Что такое биосфера? К чему приводит нарастающее воздействие человека на живую природу? ( К её обеднению). Правильно. Исчезают и становятся редкими многие виды организмов, гибнут целые природные сообщества. -В каких формах проявляется это воздействие? ( Это прямое истребление организмов того или иного вида и косвенное- уничтожение мест обитания видов.) Переход к этапу решения частных задач. Ребята, давайте вернемся к нашей схеме ЖИЗНЬ… и постараемся сделать «рецепт» КАК СОХРАНИТЬ ЖИВУЮ ПРИРОДУ? 1) -выявляют виды и сообщества, которым угрожает опасность -намечают меры охраны -добиваются запрета на уничтожение редких видов -создают питомники, ботанические сады, зоопарки, заповедники, национальные парки 2) (предположительно ответы обучающихся): -. Нужно любоваться красотой природы, и не рвать цветы, не ломать деревья. -В лесу надо быть очень осторожным с огнем, особенно в ветреную погоду: не бросать зажженых спичек, тщательно гасить костры.- -Не разорять птичьих гнезд и муравейников и не давать разорять другим. - Строить и развешивать домики для птиц. -Строить кормушки и подкармливать птиц зимой. -Участвовать в озеленении дворов, улиц, дорог, лесных посадок, в укреплении оврагов. -Следить, чтобы никто не ломал ветки, не топтал траву в парках и не играл с огнем в лесу. - Чтобы спасти планету – нужно пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать, а что нельзя. | Организует работу в группах: обсудите, какие экологические проблемы вы можете назвать? Показ (Презентации)с исчезнувшими, исчезающими животными и растениями Организует работу с учебником: найти определение биосфера, задает вопрос классу Организует работу в группах( 1 гр. – прямое истребление, 2 гр.– косвенное) Организует самостоятельную работу в группах используя учебник, дополнительный материал, маркеры, ограничивая время его выполнения 1 группа – Что делают ученые? 2 группа – Что можете сделать вы ? Алгоритм: -изучите материал учебника, дополнительный материал (дополнительная информация, материал электронного приложения к учебнику, Красная книга России, Оренбургской области; -обсудите в группе (обобщите), сделайте выводы -сделайте творческий отчет - представьте свой отчет о проделанной работе классу | Работают в группах, выделяют экологические проблемы Работа с рабочей тетрадью: подписать исчезнувших животных Работа с учебниками, Отвечают на вопросы учителя Работают в группах, распределив роли: работа с учебником, дополнительным материалом, заполнение таблицы в раб. тетради «Причины исчезновения растений и животных» Говорят классу о результатах своей работы. Учащиеся работают по группам, распределив роли, готовят обобщение материала, делают выводы о проделанной работе, представляют результат своей работы классу Результат групп: КАК СОХРАНИТЬ ЖИВУЮ ПРИРОДУ? На листе ватмана учащиеся пишут, делают рисунки и т. д. (творческая работа) |