Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствует обучающихся; проверяет их готовность к уроку. Создает в классе атмосферы психологического комфорта. – Мне очень приятно обучать вас геометрии! – Спасибо вам за ваши усилия! – Вы замечательный класс! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе во время урока. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся поделиться своими познаниями о треугольниках из курса геометрии в 7 классе. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Знаете ли вы теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках? Формулирует учебную задачу: – Исследовать теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках | Выступают перед классом или в группах. – О треугольниках я знаю… – Я выполнял задания… – У меня получалось… – Я преодолел такие трудности… Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – усвоить суть теоремы Фалеса и теоремы о пропорциональных отрезках; – научиться доказывать и применять теоремы | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Что меня заинтересовало в теме урока? – Насколько для меня понятны задачи урока? – Я готов сотрудничать с учителем для достижения целей и задач урока? – Что отвлекает меня от изучения новой темы урока? Как решить эту проблему? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли; развитие навыков самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемных вопросов: – Как доказать теорему Фалеса: «Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне»? – Что означает данный рисунок? Предлагает проанализировать определение. Отвечает на вопросы учащихся. Организует исследование теоремы о пропорциональных отрезках. О бращает внимание на чертежи: Организует исследование теорем. Отвечает на вопросы учащихся. Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Организует совместный разбор решения задачи: – Разделите данный отрезок на три равных отрезка. Делает графическое изображение: | Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов. Затрудняются ответить на вопрос. Проводят исследования. Работают с источниками информации. Записывают в тетрадь доказательство теоремы Фалеса. Обсуждают полученный результат. Анализируют определение. Формулируют дополнительные вопросы учителю для выяснения неясных аспектов рассматриваемого определения. Определение | Мне непонятно… | Вопросы учителю | Отношением двух отрезков называют отношение их длин, выраженных в одних и тех же единицах измерения | Что означает…? Зачем…? | Почему…? Каким образом…? | Проводят исследование теоремы. Находят и анализируют доказательство теоремы.. Теорема | В доказательстве мне непонятно… | Вопросы учителю | Если параллельные прямые пересекают стороны угла, то отрезки, образовавшиеся на одной стороне угла, пропорциональны соответствующим отрезкам, образовавшимся на другой стороне угла | Для чего…? | Каким образом …? | Проводят исследование теорем. Теоремы | Вопросы учителю. Вопросы для дополнительных исследований | Все три медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую из них в отношении 2 : 1, считая от вершины треугольника | Почему…? | Свойство биссектрисы треугольника: Биссектриса треугольника делит его сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим к ним сторонам | Что…? | Предлагают свои идеи решения задания. Сверяют предложенные подходы с решением учителя. Решение учителя | Отличия от моего решения задания. Мои ошибки | Через конец А данного отрезка АВ проведем луч АС, не принадлежащий прямой АВ | | Отметим на луче АС произвольную точку А1 | | Отметим точки А2 и А3 так, чтобы АА1 = А1А2 = А2А3 | | Проведем отрезок А3В | | Через точки А1 и А2 проведем прямые, параллельные прямой А3В | | По теореме Фалеса АВ1 = В1В2 = В2В | | | Умение выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей. Умение анализировать информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы. Создает условия для дополнительного изучения вопросов, которые вызвали затруднения | Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос (+) | Как сформулировать теорему Фалеса? | | | Что называют отношением двух отрезков? | | | Как сформулировать теорему о пропорциональных отрезках? | | | Как сформулировать теорему о пересечении медиан треугольника? | | | Как сформулировать свойство биссектрисы треугольника? | | | Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю | Умение осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VII. Решение заданий | Предлагает учащимся ознакомиться с заданиями, которые предстоит выполнить на уроке. 1. (№ 370) Начертите произвольный отрезок АВ и постройте на нем точку С такую, что АС : СВ = 2 : 7. 2. (№ 381) Докажите, что средняя линия треугольника АВС, параллельная стороне АС, делит пополам любой отрезок, соединяющий вершину В с произвольной точкой стороны АС | В Е ыполняют задания. Решение. 1. Проведем луч АК, который не лежит на прямой АВ. На луче АК от точки А отложим отрезок АК1 произвольной длины. Потом от точки А последовательно отложим отрезки АС1 и С1В1 такие, что АС1 = 2АК1, С1В1 = 7АК1. Проведем отрезок В1В и через точку С1 проведем прямую, параллельную В1В. Эта прямая пересекает АВ в точке С. По теореме Фалеса АС : СВ = АС1 : С1В1, то есть АС : СВ = 2 : 7. 2. М – середина АВ, N – середина ВС, К – произвольная точка стороны АС, что не совпадает ни с А, ни с С. Тогда MN – средняя линия треугольника АВС, L – точка ее пересечения с ВК. MNАС, и они пересекают стороны угла АВК в точках М и А, L и К. На стороне ВА эти прямые отсекают равные отрезки МВ = МА, тогда по теореме Фалеса они отсекают и на стороне ВК равные отрезки. Поэтому BL = LK. Так как точка К была выбрана произвольно, то средняя линия треугольника MN делит любой отрезок, что соединяет точку В с точкой К стороны АС, пополам. Доказано | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – У меня сегодня на уроке получилось… – Мне стало понятно… – Я научился… – Мне было трудно… – Я заинтересовался… – Я хочу узнать больше о… | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
IX. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |