СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках» (8 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках» (8 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)»

Урок «Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках» (8 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний о теореме Фалеса и о теореме о пропорциональных отрезках; формировать умения доказывать и применять теоремы

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся доказывать и применять теорему Фалеса и ее обобщение, теорему о пропорциональных отрезках, свойства медиан треугольника и биссектрисы треугольника

Метапредметные:

Познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля.

Регулятивные – оценивать достигнутый результат учебной деятельности.

Коммуникативные – регулировать собственную деятельность посредством письменной речи

Личностные:

Понимают необходимость математического образования, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов



Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организационный момент

Приветствует обучающихся; проверяет их готовность к уроку. Создает в классе атмосферы психологического комфорта.

– Мне очень приятно обучать вас геометрии!

– Спасибо вам за ваши усилия!

– Вы замечательный класс!

Настраиваются на учебную деятельность.

Концентрируют внимание на работе во время урока.


Формирование навыков самоорганизации

II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта.

Постановка учебной задачи

Предлагает учащимся поделиться своими познаниями о треугольниках из курса геометрии в 7 классе.




Вопрос запуска постановки учебной задачи:

– Знаете ли вы теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках?

Формулирует учебную задачу:

– Исследовать теорему Фалеса и теорему о пропорциональных отрезках

Выступают перед классом или в группах.

– О треугольниках я знаю…

– Я выполнял задания…

– У меня получалось…

– Я преодолел такие трудности…

Осознают важность решения поставленной учебной задачи.

Развитие навыков целеполагания

III. Сообщение темы.

Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока.

Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

– Внимательно прочитайте тему урока.

– Что от вас ожидается на уроке?

– Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить?

Записывают в тетрадь тему урока.

Участвуют в формулировании целей и задач урока:

– усвоить суть теоремы Фалеса и теоремы о пропорциональных отрезках;

– научиться доказывать и применять теоремы

Умение принимать и сохранять учебную задачу

IV. Мотивирование к учебной деятельности

Способствует обсуждению мотивационных вопросов.

– Что меня заинтересовало в теме урока?

– Насколько для меня понятны задачи урока?

– Я готов сотрудничать с учителем для достижения целей и задач урока?

– Что отвлекает меня от изучения новой темы урока? Как решить эту проблему?

Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности.

Умение выражать свои мысли; развитие навыков самомотивации

V. Создание ситуации затруднения.

Работа над темой урока

Организует обсуждение проблемных вопросов:

– Как доказать теорему Фалеса: «Если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне»?

– Что означает данный рисунок?



Предлагает проанализировать определение.

Отвечает на вопросы учащихся.








Организует исследование теоремы о пропорциональных отрезках.

О бращает внимание на чертежи:

Организует исследование теорем. Отвечает на вопросы учащихся.

Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся.










Организует совместный разбор решения задачи:

– Разделите данный отрезок на три равных отрезка.

Делает графическое изображение:





Принимают участие в обсуждении проблемных вопросов.

Затрудняются ответить на вопрос.

Проводят исследования.

Работают с источниками информации. Записывают в тетрадь доказательство теоремы Фалеса.

Обсуждают полученный результат.






Анализируют определение. Формулируют дополнительные вопросы учителю для выяснения неясных аспектов рассматриваемого определения.

Определение

Мне непонятно…

Вопросы учителю

Отношением двух отрезков называют отношение их длин, выраженных в одних и тех же единицах измерения

Что означает…?



Зачем…?

Почему…?



Каким образом…?



Проводят исследование теоремы.

Находят и анализируют доказательство теоремы..

Теорема

В доказательстве мне непонятно…

Вопросы учителю

Если параллельные прямые пересекают стороны угла, то отрезки, образовавшиеся на одной стороне угла, пропорциональны соответствующим отрезкам, образовавшимся на другой стороне угла

Для чего…?

Каким образом …?


Проводят исследование теорем.


Теоремы

Вопросы учителю. Вопросы для дополнительных исследований

Все три медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую из них в отношении 2 : 1, считая от вершины треугольника

Почему…?

Свойство биссектрисы треугольника:

Биссектриса треугольника делит его сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим к ним сторонам

Что…?

Предлагают свои идеи решения задания. Сверяют предложенные подходы с решением учителя.

Решение учителя

Отличия от моего решения задания. Мои ошибки

Через конец А данного отрезка АВ проведем луч АС, не принадлежащий прямой АВ


Отметим на луче АС произвольную точку А1


Отметим точки А2 и А3 так, чтобы АА1 = А1А2 = А2А3


Проведем отрезок А3В


Через точки А1 и А2 проведем прямые, параллельные прямой А3В


По теореме Фалеса

АВ1 = В1В2 = В2В



Умение выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей.









Умение анализировать информацию








VI. Закрепление изученного материала

Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний.

Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы.

Создает условия для дополнительного изучения вопросов, которые вызвали затруднения










Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу.

Вопросы

Варианты ответов

Знаю ответ на вопрос (+)

Не знаю ответ на вопрос (+)

Как сформулировать теорему Фалеса?



Что называют отношением двух отрезков?



Как сформулировать теорему о пропорциональных отрезках?



Как сформулировать теорему о пересечении медиан треугольника?



Как сформулировать свойство биссектрисы треугольника?



Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение нового материала. Задают вопросы учителю

Умение осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений


VII. Решение заданий

Предлагает учащимся ознакомиться с заданиями, которые предстоит выполнить на уроке.

1. (№ 370) Начертите произвольный отрезок АВ и постройте на нем точку С такую, что АС : СВ = 2 : 7.

















2. (№ 381) Докажите, что средняя линия треугольника АВС, параллельная стороне АС, делит пополам любой отрезок, соединяющий вершину В с произвольной точкой стороны АС






В

Е

ыполняют задания.

Решение.

1. Проведем луч АК, который не лежит на прямой АВ. На луче АК от точки А отложим отрезок АК1 произвольной длины. Потом от точки А последовательно отложим отрезки АС1 и С1В1 такие, что АС1 = 2АК1, С1В1 = 7АК1. Проведем отрезок В1В и через точку С1 проведем прямую, параллельную В1В. Эта прямая пересекает АВ в точке С. По теореме Фалеса АС : СВ = АС1 : С1В1, то есть АС : СВ = 2 : 7.












2. М – середина АВ, N – середина ВС, К – произвольная точка стороны АС, что не совпадает ни с А, ни с С. Тогда MN – средняя линия треугольника АВС, L – точка ее пересечения с ВК. MNАС, и они пересекают стороны угла АВК в точках М и А, L и К. На стороне ВА эти прямые отсекают равные отрезки

МВ = МА, тогда по теореме Фалеса они отсекают и на стороне ВК равные отрезки. Поэтому BL = LK. Так как точка К была выбрана произвольно, то средняя линия треугольника MN делит любой отрезок, что соединяет точку В с точкой К стороны АС, пополам. Доказано

Умение самостоятельно принимать решения

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует подведение итогов урока обучающимися.

Способствует размышлению учащихся над вопросами:

– У меня сегодня на уроке получилось…

– Мне стало понятно…

– Я научился…

– Мне было трудно…

– Я заинтересовался…

– Я хочу узнать больше о…

Подводят итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию.

Умение отслеживать цель учебной деятельности

IX. Домашнее задание

Помогает учащимся выбрать задания из учебника.

Обращает внимание на возможности и способности учащихся

Выбирают задания, которые будут решать дома.

Записывают домашнее задание.

Формирование навыков самоорганизации




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя