СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации к уроку по теме "Цветок. Строение и функции"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить особенности строения цветка, показать связь строения цветка с выполняемой функцией, сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Задачи урока:    

Образовательные:

  • изучить особенности строения цветка,
  • показать связь строения цветка с выполняемой функцией,
  • сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:

  • воспитывать умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
  • прививать бережное отношение к природе,
  • воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Развивающие:

  • развивать у обучающихся умение самостоятельно приходить к логическим выводам, оценивать и сравнивать.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации к уроку по теме "Цветок. Строение и функции"»

Технологическая карта урока биологии

Учитель: Есина Е.В.

Учебный предмет: биология

Класс: 6

УМК: Биология: 6 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова; под редакцией И.Н. Пономаревой

Тема урока: Цветок, его строение и значение

Цель урока: изучить особенности строения цветка, показать связь строения цветка с выполняемой функцией, сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Задачи урока:

Образовательные:

  • изучить особенности строения цветка,

  • показать связь строения цветка с выполняемой функцией,

  • сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.

Воспитательные:

  • воспитывать умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,

  • прививать бережное отношение к природе,

  • воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.

Развивающие:

  • развивать у обучающихся умение самостоятельно приходить к логическим выводам, оценивать и сравнивать.


Тип урока: «Открытие новых знаний»

Оборудование: модели цветов, раздаточный материал, мультимедийная презентация



























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД

1.Мотивация к деятельности

-Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на своем уроке. Присаживайтесь.

- У вас на столах раздаточные материалы. В течение урока вы будете выполнять задания в «Рабочих листах», зарабатывать баллы. Подпишите его. В конце урока переведете набранные вами баллы в оценку. Оценивание заданий будет происходить в форме само- и взаимопроверки

1.Приветствуют учителя, слушают его.



2. Знакомство с Рабочими листами

Личностные результаты

Самоопределие(Л)

2. Актуализация знаний. Постанова учебной задачи.

- На предыдущих уроках мы говорили о различных органах цветкового растения.

-Я предлагаю обратить ваше внимание на экран (слайд №1).

На слайде показана схема, из которой видно, что все органы цветковых растений делятся на две большие группы.

-Какие, назовите их? - Правильно!

- Какие органы называются вегетативными?

- Какие органы к ним относятся?

- Какие органы называются генеративными?

- Какие органы к ним относятся?






- Прежде чем мы с вами начнем добывать нужные нам знания, я предлагаю, вам, настроится на новую тему. Вы не против?

- Ребята, закройте глаза.

Постарайтесь представить себе, что мы идем гулять в лес. Представьте себе теплый летний день, припекает солнышко, мы выходим на лесную полянку. На ней много красивых цветов, они приятно пахнут, над ними летают бабочки и шмели, жужжат майские жуки. Вдохните свежий воздух, ощутите аромат весеннего леса.

А сейчас откройте глаза, посмотрите и вспомните, какие красивые цветы растут вокруг вас. Вот один, другой, третий….

И вот мы с вами выходим высокий холм, на котором стоит вишневый замок. (Слайд №2).

Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду, вокруг замка, расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка - дворец, а вокруг него стоят на длинных ножках каменные башни.

- О каком замке идет речь?

- О каком органе сегодня пойдёт речь?


- Как называются все части замка?

- Итак, на этот вопрос вы не смогли ответить. Почему?



-Любую проблему нужно решать и для этого надо поставить цель…молодцы, запишите в своих рабочих листах


- Постарайтесь сформулировать цель урока



- Итак, исходя из цели, определите тему урока (слайд№3) молодцы, запишите в своих рабочих листах



- Ребята, оцените свою работу в «Рабочих листах»


Учащиеся отвечают на вопрос:

-Вегетативные и генеративные.

-Органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой, рост.

- К вегетативным относятся корень и побег.

- Органы для полового размножения.

- Цветок, плод, семя.




Слушают учителя.















- Сегодня речь пойдет о цветках.


Не смогли ответить на второй вопрос.

-Не смогли ответить на вопрос, т.к. у нас недостаточно знаний для этого.


-Наша цель: изучить строение цветка, его виды, узнать его значение для растения.


«Тема урока: Цветок, его строение и значение»..

Записывают в тетрадь


Учащиеся оценивают собственную учебную деятельность. Выполняют задание № 1 «Рабочих листах»

Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения (К)

Личностные результаты

мотивирование учащихся на получение новых знаний(Л)

3. Первичное усвоение новых знаний.

1.Основным понятием урока является понятие "цветок"(слайд№4)

-Что вы знаете о цветках?

- Ребята, мы с вами не только ценители прекрасного, а еще и биологи. Поэтому мы с вами должны уметь с научной точки зрения давать определения понятиям.

-Давайте проверим правильность с помощью учебника.

Откройте учебник на стр. 61 и найдите определение понятия «цветок».

(слайд№5)







2.

- А сейчас, ребята, мы с вами должны определить из чего состоит цветок.

- Для этого давайте поработаем группами.

(Парты расставлены в 4 группы, на каждом находятся раздаточные материалы)

1.Выбираете старшего по группе.

2.Каждый ребёнок в группе должен активно участвовать. Отношения в группе равноправные, каждый имеет право на своё мнение.

3.Общие правила общения для каждой группы. Например:

-работать не очень громко, не мешать другим группам;

-когда говорит один – другие слушают;

-выступает от группы кто-то один из учащихся, заранее выбранный её

участниками.

-проводится итог совместной работы.


У каждой группы есть свое задание и информационные карточки к заданиям. Вы выполняете его по определенному алгоритму. Вам дается 7 минут, после чего каждая группа поделится своей информацией.

У вас на столах есть 2 карточки белая и желтая. Группа, которая справилась с заданием, сделала вывод и уверены в полученных знаниях, поднимает желтую карточку, а та группа, которая не справилась с заданием поднимает белую. Ребята время пошло.


-Сейчас ребята мы с вами заслушаем отчет по проделанной работе. Ребята, ваша задача выйти к доске рассказать о строении данной части цветка а каждая группа в это время находит эти чести цветка на своей модели.


1 гр. Расскажет о первой части цветка (цветоножка, цветоложе).

Слайд №6

2. гр. Расскажет о главной части цветка (пестик)

Слайд №9

3гр. Расскажет о главной части цветка (тычинки)


4гр. Расскажет об околоцветнике Слайд №7,8


Оцениваю ответы учащихся, по необходимости корректирую и дополняю ответы, назначаю баллы командам.


- Ребята, теперь вернитесь на свои места и оцените свою работу в «Рабочих листах»





- Чем же еще цветки разных растений отличаются друг от друга.. откройте страницу 62 в учебнике

- Рассмотрите схему слайда№9. Попытайтесь сформулировать определения обоеполых и однополых цветков, находя отличия.

1.Большинство цветков являются обоеполыми, то есть, имеющими в своем строении тычинки и пестики.

Запишите определение в тетрадь

2.Среди цветов есть такие, у которых имеются только пестик или только тычинки. Их называют однополыми. Такие цветки есть, например, у огурца, кукурузы, тополя.

Запишите определение в терадь

3.Те цветки, в которых есть только пестик, называют пестичными, или женскими.

4.А те, у которых имеются только тычинки, – тычиночными, или мужскими.

слайда№10-11

5.Вот у огурца мужские и женские цветки расцветают на одном растении, как бы живут в одном доме. Такое растение называется однодомным.( в тетр.)

6.А у тополя на одних деревьях живут только мужские цветки, а на других – только женские. Такое растение называется двудомным. Как раз женские растения тополя и засыпают нас в начале лета вездесущим( в тетр.)

1.Беседа с учащимися по формулированию определения «цветок»

2.Учащиеся обращаются к учебнику, один ученик зачитывает определение, записывают в тетрадь

Цветок – это видоизмененный укороченный побег, приспособленный для опыления и размножения.

Записывают в тетрадь




Работают группами


















Читают текст информационной справки, выполняют задание.


На выполнение этого задания вам 7 минут.









Один человек от группы делает сообщение, по заданию. Второй показывает части цветка на слайде. 3 и 4 раздают термины, которые ребята вклеивают в тетради





Учащиеся оценивают собственную учебную деятельность в «Рабочих листах»



Цветки, у которых есть и пестики и тычинки , называются обоеполыми.

Цветки, в которых есть только пестик, называют пестичными, или женскими.

Цветки, в которых имеются только тычинки, – тычиночными, или мужскими.


Однодомные растения – это растения, на которых развиваются и пестичные, и тычиночные цветки.

Двудомные растения – это растения, на которых развиваются только пестичные или только тычиночные цветки.

Метапредметные результаты

строить речевые высказывания в устной форме, слушать и вступать в диалог, учувствовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою точку зрения(К)

Предметные результаты

Научиться давать определения понятиям: цветок, чашечка, венчик, тычинка, пестик, пыльца, пылинка, семязачаток;

определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах; называть функции частей цветка(П)

Личностные результаты

осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности(Л)

4. Первичное закрепление

Теперь давайте мы с вами выясним вместе, что нового мы узнали на уроке. Я буду показывать слайды с заданиями, а вы отвечаете с поднятой руки.

- (органы цветка на каждом отдельном слайде: цветоножка, цветоложе, тычинка, пестик, околоцветник, венчик, околоцветник)

Затем вопросы:

- Какой мужской или женской частью цветка является тычинка?

- Что такое цветоножка?

- Какой мужской или женской частью цветка является пестик?

- Подумайте, какую роль выполняет околоцветник?


Ученики дают полные ответы на поставленные вопросы.

Метапредметные результаты сверять свои действия и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно(Р)

Предметные результаты

определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, называть функции частей цветка(П)


5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Теперь давайте проверим, как вы усвоили материал. Закройте пожалуйста свои тетради и учебники.

-Ребята, выполним задание №3 «Рабочих листах» у вас 3 минуты

Закончили. Давайте поменяемся своими работами с соседом и Проверим задания по слайду №13.


Ученики выполняю задание №3 «Рабочих листах»

Метапредметные результаты владеть основами самоконтроля и самооценки применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности(Р)

6. Подведение итогов

- Ребята, каждый возьмите свой «Рабочий лист» просуммируйте их и соотнесите с оценкой (слайд№14).


Домашнее задание (слайд№15).

Давайте запишем домашнее задание.

В учебник стр. 60-63.

Творческое задание на выбор по желанию

на тему «Строение цветка» (не меньше 10 слов).



7. Рефлексия

слайд№16

-Ну а сейчас, ребята, я хочу, чтобы вы оценили наш сегодняшний урок. Я попрошу вас закончить предложения

Я узнал...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...


Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли(К)

Предметные результаты

Рефлексия(П)

Личностные результаты

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности(Л)















Рабочий лист урока Ф.И._____________________________________________________________

Задания

Баллы

Задание №1:

Смог(ла) сформулировать тему и цель урока (максимальный балл- 2)

Не смог(ла) сформулировать тему и цель урока(максимальный балл- 1)



Задание №2: Работа в группе Максимальный балл- 5


Задание №3 Подпишите части цветка на рисунке (взаимоконтроль). Максимальный балл- 11


Переведите набранные вами баллы в оценку

18-16 баллов – «5»

15-12 баллов- «4»

11- 8 баллов –«3»








1 группа

1. Прочитайте текст информационного листа «Цветоножка и цветоложе» (Приложение 2).

2. Ответьте на вопросы:

А) Что такое цветоножка?

Б) Что такое цветоложе?

В) Что такое нектарники?


Ответы:


А) Цветоножка – это ___________________________________________________


_____________________________________________________________________


Б) Цветоложе - ______________________________________________________


___________________________________________________________________


_______________________________________________________________________


В) Нектарники - ________________________________________________________


__________________________________________________________________



3. Зарисуйте эти части цветка.

Цветоножку

Цветоложе








2 группа

1. Прочитайте текст информационного листа «Пестик» (Приложение 2).


2.Отметьте основные части пестика.




3. Ответьте на вопросы:

- Какой мужской или женской частью цветка является пестик?

- Почему пестик главный орган цветка?











3 группа

1. Прочитайте текст информационного листа «Тычинка» (Приложение 2).


2.Отметьте основные части тычинки.



3. Ответьте на вопросы:

- Какой мужской или женской частью цветка является тычинка?

- Почему тычинка главный орган цветка?












4 группа

1. Прочитайте текст информационного листа «Околоцветник»

(Приложение 2).


2.Ответьте на вопросы:

- Из чего состоят чашечка, венчик, околоцветник?

- Чем отличается двойной околоцветник от простого околоцветника?

- Подумайте, какую роль выполняет околоцветник?


3.Из имеющихся заготовок частей цветка найдите аппликацию цветка с двойным околоцветником.


























ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Информационный лист для группы 1: «Цветоножка и цветоложе».

Цветок прикрепляется к стеблю посредством цветоножки.

Цветоножка- это часть побега, на котором расположен цветок.

Верхняя расширенная часть цветоножки называется цветоложе, на котором расположены все органы цветка.

У некоторых цветков есть нектарники – желёзки, которые вырабатывают сладкую жидкость. Чаще всего они располагаются на цветоложе.
































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Информационный лист для группы 4 «Околоцветник»

Венчик - самая яркая и заметная часть цветка.

Венчик состоит из лепестков. Окраска венчика различна и зависит от содержания в лепестках пигментов.

Венчик привлекает насекомых для опыления не только насыщенной окраской, но и ароматом эфирных масел, которые синтезируются в клетках некоторых растений. Также венчик предохраняют тычинки и пестик от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды (перепады температуры)

Чашечка состоит из чашелистиков. Она имеют зеленоватую окраску.

Чашечка выполняет следующие функции:

1) защищает внутренние части цветка до раскрывания бутона.
2) в зеленых чашелистиках протекает процесс фотосинтеза

Околоцветник состоит из чашечки и венчика.

Простой околоцветник состоит только из венчика Двойной околоцветник состоит из венчика и чашечки.



Двойной околоцветник Простой околоцветник

(венчик + чашечка)







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Информационный лист для группы 2: «Пестик»

Пестик женская часть цветка, расположен в центральной его части.

Верхняя часть пестика – рыльце, его роль – удержание пыльцы.

Средняя часть – столбик. Он служит для поднятия пестика на определенную высоту.

Нижняя – завязь, где расположены одна или несколько семяпочек (семязачаток), в которых формируется женские половые клетки- яйцеклетки. А из завязи образуется плод.

В пестике образуются женские половые клетки.

Тычинка и пестик – главные части цветка, так как в них образуются половые клетки растения.







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Информационный лист для группы 3: «Тычинки»

Тычинка – мужская часть цветка.

Тычинка состоит из тычиночной нити и пыльника.

Внутри пыльника созревают пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.

В тычинке образуются мужские половые клетки (пыльца). 

Тычинка и пестик – главные части цветка, так как в них образуются половые клетки растения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс