2. Актуализация знаний. Постанова учебной задачи. | - На предыдущих уроках мы говорили о различных органах цветкового растения. -Я предлагаю обратить ваше внимание на экран (слайд №1). На слайде показана схема, из которой видно, что все органы цветковых растений делятся на две большие группы. -Какие, назовите их? - Правильно! - Какие органы называются вегетативными? - Какие органы к ним относятся? - Какие органы называются генеративными? - Какие органы к ним относятся? - Прежде чем мы с вами начнем добывать нужные нам знания, я предлагаю, вам, настроится на новую тему. Вы не против? - Ребята, закройте глаза. Постарайтесь представить себе, что мы идем гулять в лес. Представьте себе теплый летний день, припекает солнышко, мы выходим на лесную полянку. На ней много красивых цветов, они приятно пахнут, над ними летают бабочки и шмели, жужжат майские жуки. Вдохните свежий воздух, ощутите аромат весеннего леса. А сейчас откройте глаза, посмотрите и вспомните, какие красивые цветы растут вокруг вас. Вот один, другой, третий…. И вот мы с вами выходим высокий холм, на котором стоит вишневый замок. (Слайд №2). Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду, вокруг замка, расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка - дворец, а вокруг него стоят на длинных ножках каменные башни. - О каком замке идет речь? - О каком органе сегодня пойдёт речь? - Как называются все части замка? - Итак, на этот вопрос вы не смогли ответить. Почему? -Любую проблему нужно решать и для этого надо поставить цель…молодцы, запишите в своих рабочих листах - Постарайтесь сформулировать цель урока - Итак, исходя из цели, определите тему урока (слайд№3) молодцы, запишите в своих рабочих листах - Ребята, оцените свою работу в «Рабочих листах» | Учащиеся отвечают на вопрос: -Вегетативные и генеративные. -Органы растения, выполняющие функции питания, обмена веществ с окружающей средой, рост. - К вегетативным относятся корень и побег. - Органы для полового размножения. - Цветок, плод, семя. Слушают учителя. - Сегодня речь пойдет о цветках. Не смогли ответить на второй вопрос. -Не смогли ответить на вопрос, т.к. у нас недостаточно знаний для этого. -Наша цель: изучить строение цветка, его виды, узнать его значение для растения. «Тема урока: Цветок, его строение и значение».. Записывают в тетрадь Учащиеся оценивают собственную учебную деятельность. Выполняют задание № 1 «Рабочих листах» | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли, формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения (К) Личностные результаты мотивирование учащихся на получение новых знаний(Л) |
3. Первичное усвоение новых знаний. | 1.Основным понятием урока является понятие "цветок"(слайд№4) -Что вы знаете о цветках? - Ребята, мы с вами не только ценители прекрасного, а еще и биологи. Поэтому мы с вами должны уметь с научной точки зрения давать определения понятиям. -Давайте проверим правильность с помощью учебника. Откройте учебник на стр. 61 и найдите определение понятия «цветок». (слайд№5) 2. - А сейчас, ребята, мы с вами должны определить из чего состоит цветок. - Для этого давайте поработаем группами. (Парты расставлены в 4 группы, на каждом находятся раздаточные материалы) 1.Выбираете старшего по группе. 2.Каждый ребёнок в группе должен активно участвовать. Отношения в группе равноправные, каждый имеет право на своё мнение. 3.Общие правила общения для каждой группы. Например: -работать не очень громко, не мешать другим группам; -когда говорит один – другие слушают; -выступает от группы кто-то один из учащихся, заранее выбранный её участниками. -проводится итог совместной работы. У каждой группы есть свое задание и информационные карточки к заданиям. Вы выполняете его по определенному алгоритму. Вам дается 7 минут, после чего каждая группа поделится своей информацией. У вас на столах есть 2 карточки белая и желтая. Группа, которая справилась с заданием, сделала вывод и уверены в полученных знаниях, поднимает желтую карточку, а та группа, которая не справилась с заданием поднимает белую. Ребята время пошло. -Сейчас ребята мы с вами заслушаем отчет по проделанной работе. Ребята, ваша задача выйти к доске рассказать о строении данной части цветка а каждая группа в это время находит эти чести цветка на своей модели. 1 гр. Расскажет о первой части цветка (цветоножка, цветоложе). Слайд №6 2. гр. Расскажет о главной части цветка (пестик) Слайд №9 3гр. Расскажет о главной части цветка (тычинки) 4гр. Расскажет об околоцветнике Слайд №7,8 Оцениваю ответы учащихся, по необходимости корректирую и дополняю ответы, назначаю баллы командам. - Ребята, теперь вернитесь на свои места и оцените свою работу в «Рабочих листах» - Чем же еще цветки разных растений отличаются друг от друга.. откройте страницу 62 в учебнике - Рассмотрите схему слайда№9. Попытайтесь сформулировать определения обоеполых и однополых цветков, находя отличия. 1.Большинство цветков являются обоеполыми, то есть, имеющими в своем строении тычинки и пестики. Запишите определение в тетрадь 2.Среди цветов есть такие, у которых имеются только пестик или только тычинки. Их называют однополыми. Такие цветки есть, например, у огурца, кукурузы, тополя. Запишите определение в терадь 3.Те цветки, в которых есть только пестик, называют пестичными, или женскими. 4.А те, у которых имеются только тычинки, – тычиночными, или мужскими. слайда№10-11 5.Вот у огурца мужские и женские цветки расцветают на одном растении, как бы живут в одном доме. Такое растение называется однодомным.( в тетр.) 6.А у тополя на одних деревьях живут только мужские цветки, а на других – только женские. Такое растение называется двудомным. Как раз женские растения тополя и засыпают нас в начале лета вездесущим( в тетр.) | 1.Беседа с учащимися по формулированию определения «цветок» 2.Учащиеся обращаются к учебнику, один ученик зачитывает определение, записывают в тетрадь Цветок – это видоизмененный укороченный побег, приспособленный для опыления и размножения. Записывают в тетрадь Работают группами Читают текст информационной справки, выполняют задание. На выполнение этого задания вам 7 минут. Один человек от группы делает сообщение, по заданию. Второй показывает части цветка на слайде. 3 и 4 раздают термины, которые ребята вклеивают в тетради Учащиеся оценивают собственную учебную деятельность в «Рабочих листах» Цветки, у которых есть и пестики и тычинки , называются обоеполыми. Цветки, в которых есть только пестик, называют пестичными, или женскими. Цветки, в которых имеются только тычинки, – тычиночными, или мужскими. Однодомные растения – это растения, на которых развиваются и пестичные, и тычиночные цветки. Двудомные растения – это растения, на которых развиваются только пестичные или только тычиночные цветки. | Метапредметные результаты строить речевые высказывания в устной форме, слушать и вступать в диалог, учувствовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою точку зрения(К) Предметные результаты Научиться давать определения понятиям: цветок, чашечка, венчик, тычинка, пестик, пыльца, пылинка, семязачаток; определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах; называть функции частей цветка(П) Личностные результаты осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности(Л) |
4. Первичное закрепление | Теперь давайте мы с вами выясним вместе, что нового мы узнали на уроке. Я буду показывать слайды с заданиями, а вы отвечаете с поднятой руки. - (органы цветка на каждом отдельном слайде: цветоножка, цветоложе, тычинка, пестик, околоцветник, венчик, околоцветник) Затем вопросы: - Какой мужской или женской частью цветка является тычинка? - Что такое цветоножка? - Какой мужской или женской частью цветка является пестик? - Подумайте, какую роль выполняет околоцветник? | Ученики дают полные ответы на поставленные вопросы. | Метапредметные результаты сверять свои действия и при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно(Р) Предметные результаты определять и называть части цветка на рисунках, фотографиях, называть функции частей цветка(П) |