Мотивационно-целевой этап | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алиса Валерьевна. Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся Всё у нас получится! Ноги прямо я поставлю, Локоточки разведу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь. Пальчиковая гимнастика Капуста - Мы капусту рубим-рубим говорить ритмично, руками показывать, как мы рубим капусту - Мы морковку трем-трем ручками показывать, как мы трем морковку - Мы капусту солим-солим пальчики щепоткой-солим - Мы капусту мнем-мнем ручками "мнем" капусту -Ребята, пальчики размяли, теперь можно и поработать. У нас минутка чистописания. Прописываем по одной строке строчных букв у и д. Запишите буквы красиво и аккуратно. -Чем похожи буквы? Чем отличаются? -Ребята, а если я скажу ударение (выделяю букву е). Что я показала? -Верно, как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? -Да, а какие же цели вы можете поставить на наш урок? -Правильно. Запишите слово ударение в тетрадь и поставьте ударение на букву е. | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Приветствуют учителя. Выполняют пальчиковую гимнастику вместе с учителем. Прописывают буквы у и д. -У букв есть «хвостики», но верхушки разные: у у - открытая, а у - д закрытая. -Ударение в слове ударение. -Об ударении. -Узнать, что такое ударение и научиться его выделять. | Л1, Л2 | К1, К2, | П3 |
Актуализация опорных знаний | - Ребята, поднимите руку, кто любит загадки? - Отгадайте одну из них. Слушайте внимательно. Всегда во рту, а не проглотишь? - Какое это слово? Докажите. - Что означает это слово? -Верно, а в словосочетании «русский язык», что означает это слово? - Давайте красиво запишем это слово. - Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Не спеши языком, торопись делом. - Сколько слогов в слове язык? Как узнать? - Какой секрет имеет эта буква, если стоит в начале слова? Придумайте три слова с буквой Я, чтобы она стояла в начале слова. Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните букву я. | -Язык. Он всегда у нас во рту, но не для того, чтобы его есть, а чтобы с его помощью говорить. -Оно означает орган рта. -Язык, на котором мы говорим. Записывают слово. -Так говорят, когда вместо того, чтоб заняться делом человек болтает. -Два слога. Так как два гласных звука. -Она означает два звука. -Яблоко, якорь, я. | Л2 | Р1, П2, К1, К2 | П1 |
Этап изучения нового материала | -Давайте проверим, правильно ли мы определили тему урока. Откройте учебники на стр.39. -Прочитаем хором тему. - Мы говорили, что в слове язык 2 слога. Обозначим их условно двумя кружочками. - Попробуйте произнести слово и выделить ударный слог. Какой слог выделим голосом? -А вы знаете, как можно легко определить ударный слог? -Слово можно будто бы «позвать». Например: «языык». Звук ы немного тянется и выделятся из слова. Значит слог, где стоит буква ы – ударный. Попробуйте позвать слово русский, ударный. - Говорят, что второй слог ударный. Про ударный слог поэт Александр Шибаев сочинил стихи. Прочитайте одно из них. Выполнение Упр. 1 с.39 Устная работа над Упр. 1 - А слог, на который ударение не падает, называют безударным. Сейчас проделаем опыт с ладошкой. Обратите внимание на поток воздуха выходящего из вашего ротика. ДОМ ШКОЛА МАЛИНА Что заметили? Какой вывод можно сделать? Игровой момент - Давайте поиграем в игру и будем барабанщиками, попробуем выделять ударный слог. Итак, возьмите ручку и карандаш, они будут нашими барабанными палочками. Приготовиться! Палочки настроить! Ударение найти легко, надо только быть внимательными. Вова, рама, школа - Запишите слова в тетрадь и поставьте ударение. (записывают), (проверка) Знакомство с правилом. С.39. А чтобы легче было запомнить прочитаем весёлые стихи. Мы в слове слог ударный Найдём элементарно. А когда его найдём, Громче всех произнесём. Физкультминутка. МАРТЫШКИ (групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении) Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Работа со словами. На доске написаны слова. Прочитаем хором. Спишите слова, поставьте ударение. Речка, ласточка, стена, колесо, ножницы, карандаш, урок. Рассказ учителя. Знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение? Рассказать? Тогда слушайте. Собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить Ударных Дел Мастера и он очень обиделся. Когда слова стали выступать, Ударных Дел Мастер вдруг выскочил откуда-то и закричал: – Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас! Слова ему не поверили.: Мы тебя не боимся, что ты можешь сделать. Ведь ударение– это же просто черточка. Ударных Дел Мастер рассердился и стал перепрыгивать с одного слога на другой. И посмотрите, что стало твориться со словами. (Учитель демонстрирует картинки, а дети произносят слова хором.) Замок – замок, белки – белки, атлас – атлас, ирис – ирис. Тогда поняли слова, что ударение изменяет смысл слов и попросили прощение у Ударных дел мастера. | Читают тему. -Второй слог. -Нет. Пробуют новый прием. Читают стих, работают с упражнением. Выполняют опыт. -На ударном слоге больше выдыхается воздуха. Он произносится с большей силой. Играют в игру. Записывают слова. Знакомятся с правилом. Выполняют физ. минутку. Списываю слова, ставят ударение. Слушают рассказ учителя. | Л2 | Р1, П3, К1, К2, К3 | П3 |