Урок «Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень» (8 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Очень рада видеть вас сегодня на уроке! – Все ли готовы получать новые знания? – Что вам мешает настроиться на учебную деятельность? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. Прием «Самопроверка». – Для урока я подготовил … – Мои мысли об … (алгебре). – Я концентрируюсь только на … (алгебре). | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать, что им известно об умножении и делении дробей. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний об умножении и делении рациональных дробей? Формулирует учебную задачу: – Исследовать приемы умножения и деления рациональных дробей. | Выступают перед классом или в группах. – Мы изучали … – Я помню … – Я выполнял задания … – У меня получалось … – Мне было сложно … Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, как выполняется умножение и деление рациональных дробей; – понять, как осуществляется возведение рациональной дроби в степень; – научиться выполнять умножение и деление рациональных дробей; – научиться выполнять возведение рациональной дроби в степень | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. – Что я намерен делать сегодня на уроке алгебры? – Хочу ли я узнать, как выполнять умножение и деление рациональных дробей? – Почему тема урока заслуживает моего внимания? – Какова моя личная цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемной ситуации: – Чем отличается умножение и деление обыкновенных дробей от умножения и деления рациональных дробей? Организует анализ правил. Отвечает на вопросы учащихся. Стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. Предлагает учащимся рассмотреть решение некоторых заданий, провести исследование и выяснить, каким образом было выполнено умножение или деление рациональных дробей, возведение рациональной дроби в степень. Объясняет учащимся, как осуществить произведение трех и более рациональных дробей. | Выбирают, как им лучше всего будет организовать свою работу на уроке: А) буду самостоятельно работать; Б) буду работать в паре; В) буду работать в группе. Принимают участие в исследовании проблемной ситуации. Анализируют следующие неравенства: Анализируют правило. Заполняют таблицу. Правила | Вопросы учителю | Произведением двух рациональных дробей является рациональная дробь, числитель которой равен произведению числителей данных дробей, а знаменатель – произведению их знаменателей | Почему…? | Частным двух рациональных дробей является рациональная дробь, числитель которой равен произведению числителя делимого и знаменателя делителя, а знаменатель – произведению знаменателя делимого и числителя делителя | Как…? | Чтобы возвести рациональную дробь в степень, нужно возвести в эту степень числитель и знаменатель. Первый результат записать как числитель, а второй – как знаменатель дроби. | Что…? | Анализируют решенные задания. Объект исследования | Комментарии учащегося | | | | | | | Делают записи в тетради. Задают вопросы учителю. | Проведение исследования. Анализ информации |
VI. Закрепление изученного материала | Организует конкурс на лучший вопрос по изученному на уроке материалу. Определяет наиболее интересные и оригинальные вопросы. | Просматривают изученный на уроке материал. Придумывают вопросы. Отвечают на вопросы одноклассников. Помогают учителю определить лучший вопрос. Примеры вопросов: – Что является частным двух рациональных дробей? – Как связаны между собой правило умножения дробей и правило возведения рациональных дробей в степень? | Умение осуществлять актуализацию полученных знаний и умений |
VII. Решение заданий | Практические задания: 1. (№ 144) Выполните умножение: 1) 2. (№ 149) Выполните деление: 1) 3. (№ 102) Выполните возведение в степень: 1) | Выполняют задания. Ответы: 1. 1) 2. 1) 2) 3. 1) | Умение самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами. – Что нового я узнал на уроке? – Могу ли я объяснить, как выполнить умножение и деление рациональных дробей? – В чем мне нужно совершенствоваться? – Что помешало мне работать на уроке еще лучше? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
IХ. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |