Урок «Умножение вектора на число» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Тип урока: урок постановки учебной задачи |
Задачи: обеспечить усвоение знаний об умножении вектора на число; формировать умения умножать вектор на число |
Планируемые результаты |
Предметные: Научатся умножать вектор на число, доказывать и применять свойство коллинеарных векторов, правило умножения вектора, заданного координатами, на число; применять свойства умножения вектора на число | Метапредметные: Познавательные – проводить поиск и выделение необходимой информации, применять методы информационного поиска. Регулятивные – уметь вносить дополнения и коррективы в план, способ действий; осознавать качество и уровень освоения материала, выделять то, что предстоит усвоить. Коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Личностные: Формируют ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствует обучающихся; проверяет их готовность к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта. – Рада вас приветствовать на уроке геометрии! У кого есть желание узнать что-то новое? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе во время урока. | Формируют навыки самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать о своих достижениях на последних уроках геометрии. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Что вам известно об умножении вектора на число? Формулирует учебную задачу: – Исследовать умножение вектора на число | Выступают перед классом или в группах. – Теперь я знаю… – Я понял… – У меня получается… – Я разобрался… – Мне удалось решить… Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивают навыки целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, что значит умножить вектор на число; – научиться выполнять умножение вектора на число | Формируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Насколько мне интересна тема урока? – Есть ли у меня желание узнавать что-то новое? – Как правильно настроиться на работу на уроке? – Сформулировал ли я личную цель на сегодняшний урок? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Формируют умения выражать свои мысли. Развивают навыки самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Как выполнить умножение вектора на число? Организует анализ информации. Отвечает на вопросы учащихся. Предлагает учащимся найти и проанализировать доказательства теорем: – Теорема 1. Если векторы коллинеарны и то существует такое число что – Теорема 2. Если вектор имеет координаты то вектор имеет координаты Объясняет следствия теорем. Следствие 1. Векторы коллинеарны. Следствие 2. Если векторы коллинеарны, причем то существует такое число что и . Предлагает проанализировать свойства умножения вектора на число | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Планируют поисково-исследовательскую деятельность. Анализируют информацию. Заполняют таблицу: Информация | Мне непонятно… Вопросы учителю | Произведением ненулевого вектора числа k, отличного от нуля, называют такой вектор , что: 1) 2) если , то если , то Пишут: | | Если то векторы коллинеарны | | Осуществляют поиск и анализ доказательств теорем. Заполняют таблицу: Объект изучения | В доказательстве теоремы мне непонятно… | Теорема 1 | | Теорема 2 | | Делают записи в тетради. Задают вопросы учителю. Анализируют информацию. Информация | Вопросы для дополнительных исследований | Для любых чисел k и m и любых векторов справедливы равенства: 1) сочетательное свойство; 2) первое распределительное свойство; 3) второе распределительное свойство | Как…? Почему…? | | Выражают свои мысли в соответствии с задачей. Анализируют информацию |
VI. Закрепление изученного материала | Организует конкурс на лучший вопрос по изучаемой теме. Совместно с учащимися выбирает лучшие вопросы | Придумывают вопросы. Задают их одноклассникам. Определяют лучшие вопросы. Примеры вопросов: – Вектор имеет координаты Чему равны координаты вектора – Чему равно произведение если или | |
VII. Решение заданий | Задания. 1. (№ 533) Выразите вектор из равенства: 1) 2) 2. (№ 535) В параллелограмме ABCD диагонали пересекаются в точке О, . Выразите вектор через векторы | Решение. 1. ; 2) 2. | Развивают умения самостоятельно принимать решения |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? – Что нового я узнал на уроке? – Что у меня не получилось? Почему? – Какие вопросы темы урока требуют моего дополнительного внимания? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию | Отслеживают цель учебной деятельности |
IX. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формируют навыки самоорганизации |