- Поиграем в игру «Определи слово» На экране слова: Слайд 4. дырокол, ущелье, мощь, праздник, побежал, человек. - Найдите и запишите слово с… 1.Непроизносимой согласной в корне слова (праздник) 2. Сложное слово с соединительной гласной (дырокол) 3.Безударной гласной в корне слова (побежал) 4. Мягким знаком после шипящего (мощь) 5.Разделительным мягким знаком (ущелье) - Какое слово осталось? (человек) Почему? -Какая орфограмма в слове? определите? (безударные гласные в слове не проверяемые ударением). Вывод: Поэтому написание гласной нужно запомнить! -Запишите слово в журнал и выделите орфограмму -Подберите однокоренные слова (человеческий, человеколюбивый), выделите корень. - Давайте, с этим словом восстановим рассыпанное предложение ЧЕЛОВЕК СЛОВО НА ВЕТЕР УМНЫЙ НЕ ПУСТИТ . -Что у нас получилось? ( пословица) - О чем эта пословица? - Определите вид предложения (простое, т.к. одна грамматическая основа) Какой частью речи является слово ЧЕЛОВЕК? (существительное) - А хорошо ли Вам знакома эта часть речи? Повторение. Игра “Блиц турнир”. - За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем! 1. Изменяемая часть слова … (окончание). 2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное). 3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению). 4. Постоянный признак имён существительных… (род). 5.Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное). 6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием). Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые). 8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е). 9. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам). Сколько падежей в русском языке? … (шесть). - Молодцы! Справились с заданием! А сейчас необходимо подкрепить ваши знания очередным исследовательским заданием… Слайд 5. -Что объединяет все эти слова? Сестра, ходьба, зелень, стена. -Какая орфограмма пропущена в словах? -Как проверить безударную гласную в корне слова? -Найдите «лишнее» слово. -По какому грамматическому признаку имени существительного вы исключили слово зелень? -Какие имена существительные относятся к 1 склонению? - Найдите «лишнее» слово. Слайд 6. Стекло, ковёр, светильник, земля. -Почему исключили слово земля? -Какие имена существительные относятся ко 2 склонению? - Найдите среди этих слов «лишнее». Площадь, цепочка, метель, лошадь. Слайд 7. -Почему слово цепочка лишнее? -Какие имена существительные относятся к 3 склонению? -Итак, со склонениями существительных мы разобрались, а вот как обстоят дела со знанием падежей, сейчас проверим… Задание, изменить по падежам существительное НЕДЕЛЯ. Слайд 8. И.п.(что?) НЕДЕЛЯ; Р.п. ( чего?) НЕДЕЛИ; Д.п. ( чему?) НЕДЕЛИ; В.п.(что?) НЕДЕЛЮ; Т.п.(чем?) НЕДЕЛЕЙ; П.п. ( о чём) о НЕДЕЛЕ; - В каких падежах вы допустили ошибку? - Как вы думаете, почему? - В связи с этим, как вы думаете, над какой темой нам предстоит работать на сегодняшнем уроке? ( Я думаю, что нам предстоит работа по закреплению написания падежных окончаний имён существительных) - Какие будут предложения по решению данной проблемы? -Какое существует правило правописания безударных падежных окончаний? Работаем по алгоритму: 1определяем склонение. 2.подбираем ключевое слово, ставим его в ту же форму. 3. какое окончание у слова ключа, такое же окончание у данного слова. Слайд 9. - Опираясь на знания алгоритма , проведём орфографическую минутку в виде небольшой викторины. Отвечайте на вопросы коротко- имена существительные с предлогами. Работаем по алгоритму, ребята комментируют окончания имён существительных. - Выполняем нужные действия и записываем в тетрадь. Слайд 10. Вопрос | Предполагаемый ответ | Где восходит солнце? | На востоке- восток, м. р. , 2 скл., на чём? П.п. | А где заходит? | На западе, м.р., 2 скл., на чём? П.п. | Где находятся два полюса земли ? | На севере, на юге | На каком дереве весной висят серёжки? | На берёзе- берёза, ж.р., 1 скл., П.п. | На каких кустах сиреневые цветы? | На сирени- сирень, ж.р., 3 скл. П.п. | В каком месяце заканчивается 2 четверть? | В декабре- декабрь, м.р., 2 скл. П.п. | - Что объединяет данную группу? ( это имена существительные в предложном падеже с безударным окончанием) -Какое слово лишнее? ( в декабре, ударное окончание) -Какую орфографическую задачу мы можем решить с помощью этого слова? ( Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения) - Как же проверить букву безударного гласного звука в окончании имени существительного? (вывод) |