СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока урока русского языка по ФГОС на тему: «Известное правило подскажет новое»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока  разработан в помощь учителям начальных классов, работающих по программе "Гармония"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока урока русского языка по ФГОС на тему: «Известное правило подскажет новое»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21

Россия, Ставропольский край, город Пятигорск, пос. Горячеводский, улица Советская, 164

Индекс 357500, тел. 8 (8793) 31-10-38, факс: 8 (8793) 31-35-32, e-mail: [email protected]




Технологическая карта урока

урока русского языка по ФГОС на тему:

«Известное правило подскажет новое»

4 класс

УМК «Гармония»































Технологическая карта урока

«Известное правило подскажет новое»

(Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных)


Цели деятельности урока

В ходе коллективных наблюдений и обобщений вывести способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных единственного числа; распознавать падежи и грамотно писать окончания существительных в дательном, творительном и винительном падежах; развитие орфографической зоркости, мышления; умение работать с учебником; обогащение словарного запаса; воспитание самостоятельности; умение работать в группе, аккуратности при работе в тетради ( журнале – исследовании); дальнейшее развитие навыка самопроверки

Тип урока

Урок – исследование нового материала.

Планируемые образовательные

результаты

Предметные: Дать общую характеристику имени существительного как части речи. Формирование умения определять, каким правилом регулируется написание безударных окончаний имен существительных; приводить примеры слов с заданной орфограммой.

Метапредметные результаты:

Регулятивные – овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.

Познавательные – создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков имени существительного, выделения главного; содействовать развитию умения наблюдать исследовать наречия как часть речи;

Коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником, различными словарями.

Личностные: способствовать осознанию рефлексивного алгоритма «Я – мы - дело», помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация; исследовательский журнал; музыка П. И. Чайковского « Времена года»

Основные понятия

Слово, речь, части речи, падежи, падежные окончания.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир

Используемая технология

Проблемно-диалогическая технология


Формы организации учебной

работы

Индивидуальная, фронтальная, групповая.



ХОД УРОКА:


Время

Этап

занятия

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

2

3

4

5

3 мин

Организационный

Эмоциональный настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть.

У нас сегодня гости, давайте поприветствуем их. Садитесь, пожалуйста, мы начинаем нашу работу.

- Каждый урок русского языка открывает нам какую-то тайну.

Вот и сегодня нам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну русского языка.

- А что значить исследовать? (Ответы детей).

- Как толковый словарь дает нам значение этого слова? (подвергнуть научному изучению, выяснению) Слайд 2.

- Сегодня мы работаем не как ученики, а как учёные -исследователи. Поэтому все свои записи мы будем заносить в исследовательский журнал.

- Перед Вами лежат журналы для исследования. Давайте откроем их и напишем дату нашей работы и место её проведения: Слайд 3.


Двадцать первое ноября.

Классная работа.

- Чтобы записи в нашем журнале были аккуратными мы проведём минутку чистописания: Сс // Сс// Сс//...


Слушают и отвечают на вопросы.




1ученик зачитывает значение слова «исследовать»







Подписывают журналы для исследований.

3 мин


Актуализация

знаний.


Создание ситуации необходимой для воспроизведения знаний.

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжим открывать секреты своего родного языка. Отгадайте загадку:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души...

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит..

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В.А. Солоухин

- А что мы знаем о слове?

- Сегодня наш урок посвящён слову и мы откроем новые тайны в правильном написании слов.




Отгадывают загадку, рассуждают о значении слов…







Отвечают на вопрос.


5

мин
































10

мин















































5

мин


Актуализация

знаний.


































Актуализация

знаний.













































Постановка учебной цели.

















Актуализация опорных знаний


Привлечь интерес

детей, вызвать желание обсуждать проблему.





























Повторение знаний об имени существительном






















Определение склонения

существительных



















Правописание падежных окончаний имён существительных




Упражнения в определении безударных окончаний имен существительных трех склонений.















Исследование. Проверка действие ключа на других словах.





- Поиграем в игру «Определи слово»

На экране слова:  Слайд 4.

дырокол, ущелье, мощь, праздник, побежал, человек.

- Найдите и запишите слово с…

1.Непроизносимой согласной в корне слова

(праздник)

2. Сложное слово с соединительной гласной

(дырокол)

3.Безударной гласной в корне слова (побежал)

4. Мягким знаком после шипящего (мощь)

5.Разделительным мягким знаком (ущелье)

Какое слово осталось? (человек) Почему?

-Какая орфограмма в слове? определите?  

(безударные гласные в слове не проверяемые ударением).

Вывод: Поэтому написание гласной нужно запомнить!

-Запишите слово в журнал и выделите орфограмму

-Подберите однокоренные слова (человеческий, человеколюбивый), выделите корень.

- Давайте, с этим словом восстановим рассыпанное предложение  

ЧЕЛОВЕК  СЛОВО  НА ВЕТЕР  УМНЫЙ НЕ ПУСТИТ .

-Что у нас получилось? ( пословица)

- О чем эта пословица?

- Определите вид предложения

(простое, т.к. одна грамматическая основа)

Какой частью речи является слово ЧЕЛОВЕК?

(существительное)



- А хорошо ли Вам знакома эта часть речи?

Повторение.  Игра “Блиц турнир”.

- За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем!


  1. 1. Изменяемая часть слова … (окончание).

  2. 2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).

  3. 3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).

  4. 4. Постоянный признак имён существительных… (род).

  5. 5.Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).

  6. 6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

  7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).

  8. 8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).

  9. 9. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).

  10. Сколько падежей в русском языке? … (шесть).


- Молодцы! Справились с заданием! А сейчас необходимо подкрепить ваши знания очередным исследовательским заданием…

Слайд 5.

-Что объединяет все эти слова? Сестра, ходьба, зелень, стена.

-Какая орфограмма пропущена в словах?

-Как проверить безударную гласную в корне слова?

-Найдите «лишнее» слово.

-По какому грамматическому признаку имени существительного вы исключили слово зелень?

-Какие имена существительные относятся к 1 склонению?


- Найдите «лишнее» слово. Слайд 6.

Стекло, ковёр, светильник, земля.  

-Почему исключили слово земля?

-Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?


- Найдите среди этих слов «лишнее».

Площадь, цепочка, метель, лошадь. Слайд 7.

-Почему слово цепочка лишнее?

-Какие имена существительные относятся к 3 склонению?



-Итак, со склонениями существительных мы разобрались, а вот как обстоят дела со знанием падежей, сейчас проверим…

Задание, изменить по падежам существительное НЕДЕЛЯ. Слайд 8.

И.п.(что?) НЕДЕЛЯ;

Р.п. ( чего?) НЕДЕЛИ;

Д.п. ( чему?) НЕДЕЛИ;

В.п.(что?) НЕДЕЛЮ;

Т.п.(чем?) НЕДЕЛЕЙ;

П.п. ( о чём) о НЕДЕЛЕ;

- В каких падежах вы допустили ошибку?

- Как вы думаете, почему?

- В связи с этим, как вы думаете, над какой темой нам предстоит работать на сегодняшнем уроке?

( Я думаю, что нам предстоит работа по закреплению написания падежных окончаний имён существительных)

- Какие будут предложения по решению данной проблемы?




-Какое существует правило правописания безударных падежных окончаний?


Работаем по алгоритму:

1определяем склонение.

2.подбираем ключевое слово, ставим его в ту же форму.

3. какое окончание у слова ключа, такое же окончание у данного слова. Слайд 9.



- Опираясь на знания алгоритма , проведём орфографическую минутку в виде небольшой викторины. Отвечайте на вопросы коротко- имена существительные с предлогами. Работаем по алгоритму, ребята комментируют окончания имён существительных.

- Выполняем нужные действия и записываем в тетрадь. Слайд 10.


Вопрос

Предполагаемый ответ

Где восходит солнце?

На востоке- восток, м. р. , 2 скл., на чём? П.п.

А где заходит?

На западе, м.р., 2 скл., на чём? П.п.

Где находятся два полюса земли ?

На севере, на юге

На каком дереве весной висят серёжки?

На берёзе- берёза, ж.р., 1 скл., П.п.

На каких кустах сиреневые цветы?

На сирени- сирень, ж.р., 3 скл. П.п.

В каком месяце заканчивается 2 четверть?

В декабре- декабрь, м.р., 2 скл. П.п.


- Что объединяет данную группу?

( это имена существительные в предложном падеже с безударным окончанием)

-Какое слово лишнее? ( в декабре, ударное окончание)

-Какую орфографическую задачу мы можем решить с помощью этого слова?

( Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения)

- Как же проверить букву безударного гласного звука в окончании имени существительного? (вывод)









Формулируют тему и цель урока.



Записывают с объяснением слова в исследовательский журнал.



Ставят ударение и подчёркивают безударную гласную корня.






Формулируют вывод.



Составляют пословицу, записывают в исследовательский журнал, подчёркивая грамматическую основу.










Отвечают на вопросы игры.
















Определяют склонения существительных, рассуждают, работают в исследовательском журнале.





Записывают слова в исследовательский журнал по склонениям, подчёркивают безударную гласную.








Склоняют существительное НЕДЕЛЯ по падежам, выделяют окончания.






Находят ошибки в написании окончаний.

Формулируют проблему урока и тему, над которую предстоит исследовать.

7 мин






2 мин

Физкультминутка


Снять статическое напряжение с мышц глаз. Улучшить кровообращение.

- А теперь немного разомнёмся, а заодно проверим, как вы можете употреблять наречия в речи.

Слайд 6.

Цель: заменить фразеологизм одним словом – наречием

• Работать спустя рукава – небрежно

• Рукой подать – близко

• Навострить уши - внимательно

• Как курица лапой – неразборчиво

• Засучив рукава - старательно

• С пятого на десятое – бессвязно

• Зарубить на носу– крепко

• В мгновение ока – моментально

• На глазок – приблизительно

• За тридевять земель – далеко






Выполняют задания учителя

2

мин


Наблюдение за строениием слов-наречий.

Организация деятельности по:

добыванию информации

Продолжаем исследовать наречие.

Слайд 7.

Была тихая звёздная ночь. Тихо стоял на берегу тёмный лес. Стих ветер.

Спиши предложения. Найди однокоренные слова и выдели в них корень.

Назовите однокоренные слова.

Укажи, к каким частям речи относятся однокоренные слова. Как доказать решение? Выделите корень.

Обозначь в однокоренных словах оставшиеся части (морфемы).

Какой частью (морфемой) будет -о на конце наречия?

Сверьте свой вывод с сообщением авторов.



Выполняют задания учителя.







Разбирают слова по составу. Определяют, что у наречий на конце не окончание а суффикс.

1

мин

Проверка заполнения таблицы

Закрепить полученные знаний о наречии.

Слайд 8.

- А теперь откройте жёлтый лист ваших журналов и сделайте вывод о наречии.

Наречие – самостоятельная часть речи. Отвечает на вопросы КОГДА? ГДЕ? ОТКУДА? КАК? Обозначает признак действия. Наречия не изменяются и не склоняются. В предложении является обстоятельством.


Читают заполненные таблицы и комментируют их.

3 мин

Включение нового знания в систему знаний.

Работа над закреплением новых знаний.

- Как вы считаете, зачем нужны наречия?

Сравните два предложения:

Слайд 9.

Аптека находится в доме.

Аптека находится в доме напротив.

Слайд 10.

Деформированный текст.

Работа в малых группах.

- Вставьте подходящие по смыслу наречия.


Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______ заметались птицы.

Проверка.

Ответы детей.












Работа в группах.

3 мин


Проверка знаний.

Первичное закрепление знаний.

Слайд 11.

- Последний лист вашего журнала – итоговый тест. Выполните его. А выполнять мы работу будем под музыку великого русского композитора П.И. Чайковского, который, как вы уже знаете, написал цикл музыкальных произведений, посвящённый каждому времени года, каждому месяцу. Мы слушаем произведение «Октябрь» (звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»)


ТЕСТ «НАРЕЧИЕ».

  1. Какой частью речи является наречие?

o служебная o самостоятельная

2. На какие вопросы отвечает?

o Кто? Что? o Что делает?

o Какой? Какая? Какое? Какие?

o Где? Куда? Откуда? Как?

3. Что обозначает наречие?

o предмет o признак предмета

o признак действия o действие предмета

4. Как изменяется наречие?

o никак не изменяется o по падежам

o по числам и падежам o по временам

5. Найди словосочетание с наречием

o медленная музыка o звучала медленно

o вышел на улицу o ветка яблони

6. Выбери пропущенное слово в утверждении: Наречие ……… словами-командирами.

o согласуются со.. o управляются со…. o примыкают к …

7. Чаще всего наречия относятся к …

o глаголам o именам существительным

o именам прилагательным o местоимениям

8. Выбери суффиксы, которые встречаются в наречии:

o - с-, -н-, -л-, -а-; o –о-, -е-, -а-, -у-;

o –ск-, -ов-, -ик-, -ек-; o –оньк-, -еньк-

9. В каком наречии допущена ошибка?

o налева o слева o справа o влево

Взаимопроверка. Поменяйтесь журналами. Возьмите в руки карандаши и сверьте работу своих соседей с правильными ответами на слайде. Если нет ни одной ошибки, поставьте карандашом отметку пять. Если же есть ошибки, значит, вашим товарищам ещё нужно поработать по данной теме.

-Поднимите руки ребята, которые получили отметки «5» за тест. Молодцы! Я рада, что вы хорошо поработали по теме «Наречие». Сегодня все работали хорошо, я думаю, что у нас все получилось.


















Выполняют тест и проводят.






















Проводят взаимопроверку.

2 мин

Итог урока





Рефлексия.

Подвести итог полученным знаниям.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Сдайте мне свои исследовательские журналы с оценками. У вас на столах лежат разноцветные осенние листочки. Выберите лист в соответствии вашему настроению и прикрепите его на нашей доске. Получился настоящий листопад! Неслучайно, в старину октябрь называли листопадом. А ещё его называли грязником и свадебником, так как в эту пору было принято на Руси играть свадьбы. С падением листвы связана такая примета: начисто опал лист – к холодной зиме, лёг гладкой стороной – к неурожаю, шершавой – озимые не помёрзнут.

СЛАЙД 12.

А вам я желаю, чтобы какой стороной не легли бы листья, ваше настроение пусть остается хорошим, а успехи в школе радуют вас и ваших родителей.

Всего вам доброго!







Работают с осенними листьями.