Мотивация к учебной деятельности | Настраивает обучающихся на урок. Привлекает внимание детей. Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. Учитель предлагает обучающимся для проверки готовности к уроку на выбор три типа заданий разной сложности, оценить результат его выполнения. Актуализирует ЗУН и мыслительные операций, достаточные для построения нового знания. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности. Итак, работа выполнена. Подведём итоги по образцу. Поднимите руки, кто справился с заданием. Молодцы! Кто не справился с заданиями? В каких заданиях вы допустили ошибку? Давайте вместе их исправим. | Приветствие учителя. Обучающиеся по своему желанию выбирает задание определенного уровня сложности и выполняет его. Систематизируют ранее изученный материал. Отвечают на поставленный вопрос учителя. Обучающиеся проверяют по образцу. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Организует погружение в проблему. Ставит проблемный вопрос, анализирует и обобщает высказывания обучающихся. А сейчас всё внимание на слайд. На слайде представлены имена великих людей. Как вы думайте, что может объединять их? Организует активный диалог. Все эти великие люди внесли большой вклад в изобретение одного предмета. Узнать, что это, вам поможет карточка Приложением 2, которая у вас лежит на парте. Какое слово было у вас закодировано? (Небольшая историческая справка) Организует погружение в проблему. Ставит проблемный вопрос, анализирует и обобщает высказывания обучающихся. А есть ли в природе прототип у компьютера? Читает стихотворение. Что общего у компьютера и человека? Разве компьютер похож на человека внешне или по устройству? Чем же схожи компьютер и человек? На столах перед вами лежит карточка Приложение 3. Попробуйте сформулировать ваше задание? Что вам нужно здесь сделать? Организует детей для парной работы. | Знакомятся с проблемной ситуацией, осмысливают полученную информацию. Высказывают предположения, обсуждают, останавливаются на одном варианте. Обучающиеся в паре декодирую информацию. Отвечают на поставленный вопрос учителя. Отвечают на поставленные вопросы учителя. Формулируют задание, пытаются заполнить в парах схему «Аналогия между компьютером и человеком». | Личностные УУД: способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания. Регулятивные УУД: владение умениями организации собственной учебной деятельности. Познавательные УУД: владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми |
Выявление места и причины затруднений. | Кто не справился с заданием? Что вы не смогли сделать? В чем возникли затруднения? Кто справился с заданием? Докажите, что вы правы. | Отвечают на поставленные вопросы учителя. Те учащиеся которые выполнили задание, пытаются доказать, что они правы. | Личностные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности. Коммуникативные УУД: формулировать высказывание, мнение; умение обосновывать, отстаивать свое мнение; грамотно использовать речевые средства для представления результата. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Предлагает сформулировать учебные задачи урока, составить план урок. Так как мы не знаем, какие устройства входят в состав компьютера и за что они отвечают, давайте сформулируем учебную задачу и тему урока. Построим план нашей работы. Ребята, у меня на слайде шаги плана открытия новых знаний. На экране Рассмотреть схему устройства компьютера. Прочитайте текст. Выполнить задание в конце текста. Заполните таблицу «Аналогия между компьютером и человеком» | Формулируют учебную задачу и тему урока. Осмысливают шаги плана открытия новых знаний. | Личностные УУД: процесс смыслообразования через самостоятельную формулировку учебных задач урока, плана работы, процесс самоопределения. Регулятивные УУД: умение прогнозировать деятельность, вносить коррективы при составлении плана работы. |
Реализация проекта выхода из затруднения. | Ребята, для открытия нового знания нам необходимо ответить на ряд вопросов. Очень часто компьютер сравнивают с человеком. Что же у них общего? Давайте вспомним какие информационные процессы выполняет человек? Для того, чтобы узнать какие это устройства и функцию каждого из них я предлагаю поработать со схемой и текстом, а так выполнить задание после текста, работаем с Приложением 4. Работу вы будете выполнять в парах. | Отвечают на вопросы, ориентируясь на знания предыдущих уроков. Работают в паре с раздаточным материалом. Ознакомление с новым материалом, осмысливание полученной информации. Выполняют задание в конце текста. | Регулятивные УУД: выполнять учебные задания в соответствии с целью. Коммуникативные УУД: формулировать высказывание, мнение. Предметные: Уметь: работать с раздаточным материалом; умение выделять главное и фиксировать это в задании. |
Первичное закрепление во внешней речи. | Что же представляет собой персональный компьютер? Какие основные узлы включает в свой состав компьютер? Проверка выполненного задания. Приём «Согласен – Не согласен». Учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен, не согласен. | Рассуждают и отвечают на поставленные вопросы учителя. Выражают свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен, не согласен. Делают выводы о схожести выполнения информационных процессов человека и компьютера. | Коммуникативные УУД: формулировать высказывание, мнение; умение обосновывать, отстаивать свое мнение; грамотно использовать речевые средства для представления результата. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | А теперь вернемся к пробному действию и на основе полученных новых знаний, выполним Задание «Аналогия между человеком и компьютером», Приложение 3. Проверим по образцу (на слайде показана заполненная таблица) У кого возникли затруднения при выполнении задания? В каком месте возникли затруднения? В чем причина, что у вас возникли затруднения? Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем не возникало затруднений? | Самостоятельно на основе сделанных выводов заполняют схему «Аналогия между компьютером и человеком». Проверяют задание по образцу, который представлен на слайде. Беседа с учителем (ответы на вопросы). Делают вывод, ответив на вопрос о схожести компьютера и человека. | Предметные УУД: Знать: устройства вывода, ввода, обработки и хранения информации; Уметь: проводить аналогию между компьютером и человеком; работать с раздаточным материалом; умение выделять главное и фиксировать это в тетрадь. Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
Включение в систему знаний. | Какой вывод можно сделать о схожести компьютера и человека? Можно ли поставить знак = между человеком и компьютером? Между их работой с информацией? А чем отличается компьютер от человека? Где вы сможете применить новые знания? | Рассуждают и отвечают на поставленные вопросы учителя. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: соотносить приобретенные знания с реальной жизнью. |
Рефлексия деятельности на уроке. | Выполнили ли мы поставленную учебную задачу? Раскрыли ли тему урока? Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке, заполнив оценочный лист. Оценочный лист. Задание различного уровня сложности на тему «Восприятие информации» | 3 балла – самостоятельно выполнено задание 3 (повышенный уровень) 2 балла - самостоятельно выполнено задание 2 (средний уровень) 1 балл - самостоятельно выполнено задание 1 (низкий уровень). | Задание на кодирование информации. | 1 балл за правильный ответ. | Задание на проверку полученных знаний. | 3 балла – выполнено все 3 задания 2 балла – выполнено 2 задания 1 балл - выполнено 1 задание | Исследовательская деятельность, заполнение схемы «Аналогия между компьютером и человеком» | 3 балла – самостоятельно заполнено все 5 пропусков 2 балла - самостоятельно заполнено 4 пропуска 1 балл - самостоятельно заполнено 3 пропуска. | Результат: | Если вы набрали за урок 10 баллов – оценка 5; 7-9 баллов – оценка 4; 4-6 балла – оценка 3. Менее 4 баллов – повтори пройденный материал дома и исправься на следующем уроке. | | Анализируют свою учебную деятельность и работу всего класса на уроке. Осуществляют самооценку, степень освоения материала, соотносят учебную задачу и результаты, степень их соответствия. | Регулятивные: рефлексия, умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия в соответствии с заданными требованиями, контроль, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению. Познавательные: умение структурировать знания. |
Домашнее задание. | Предлагает учащимся выполнить разноуровневое домашнее задание. Базовый уровень: Прочитать учебник на стр. 273-275 тема «Компьютер как средство обработки информации», устно ответы на вопросы в конце темы. Повышенный уровень: Прочитать учебник на стр. 273-275 тема «Компьютер как средство обработки информации», устно ответы на вопросы в конце темы. Разгадать кроссворд. Высокий уровень: Прочитать учебник на стр. 273-275 тема «Компьютер как средство обработки информации», устно ответы на вопросы в конце темы. Разгадать кроссворд. Продолжить сказку: «Жили были: Клавиатура, Монитор, Память и Процессор. Жили они дружно, пока не возникли у них разногласия, кто из них самый главный?» | Усваивают объяснения учителя, записывают задание в дневник или тетрадь. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |