СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 8 классе с использованием СОТ (проблемное обучение) «Аналогия между компьютером и человеком

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера, а так же заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 8 классе с использованием СОТ (проблемное обучение) «Аналогия между компьютером и человеком»

Приложение 1.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сергеевская средняя общеобразовательная школа»

Гайнского муниципального района Пермского края






Технологическая карта урока в 8 классе

с использованием СОТ (проблемное обучение)

«Аналогия между компьютером и человеком







Выполнила учитель информатики и ИКТ МБОУ «Сергеевская СОШ»

1 квалификационной категории

Петрова Надежда Михайловна










ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Информатика

Класс

Тема урока

Аналогия между компьютером и человеком

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: 

Научить выявлять общее и особенное между устройством  компьютера и человеком.

Образовательная цель:

Познакомить учащихся с функциональным назначением компьютера, архитектурой персонального компьютера, а так же заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера.

Формирование УУД:

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

  • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания.

Предметные:

Знать:

  • устройства вывода, ввода, обработки и хранения информации;

Уметь:

  • проводить аналогию между компьютером и человеком;

  • работать с раздаточным материалом;

  • умение выделять главное и фиксировать это в тетрадь.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД:

    • изучить основные устройства компьютера;

    • применять полученные знания на уроках информатики.

    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

    • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

  • Регулятивные УУД

    • выполнять учебные задания в соответствии с целью;

    • соотносить приобретенные знания с реальной жизнью;

    • выполнять учебное действие в соответствии с планом.

    • уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им.

    • владение умениями организации собственной учебной деятельности.

    • умение прогнозировать деятельность, вносить коррективы при составлении плана работы.

  • Коммуникативные УУД

    • формулировать высказывание, мнение;

    • умение обосновывать, отстаивать свое мнение;

    • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

    • грамотно использовать речевые средства для представления результата.

    • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми

Материально-техническое обеспечение урока

Дидактический материал:

  1. Презентация Microsoft Office PowerPoint 2007 «Аналогия между компьютером и человеком»

  2. Карточки для учащихся

- Приложение 1, разноуровневые задания на повторение;

- Приложение 2, кодирование информации;

- Приложение 3, таблица «Аналогия между компьютером и человеком»;

- Приложение 4, текст с информацией;

- Приложение 5, оценочный лист работы на уроке;

- Приложение 6, разноуровневое домашнее задание.

Технические средства обучения

  1. ПК учителя

  2. Мультимедийный проектор

Программные средства

Операционная система Windows XP и пакет  Microsoft Office2010 (включая MS Excel 2007).

Учебно-методическое обеспечение урока:

Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2009















Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

Настраивает обучающихся на урок. Привлекает внимание детей. Создаёт условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Учитель предлагает обучающимся для проверки готовности к уроку на выбор три типа заданий разной сложности, оценить результат его выполнения.

Актуализирует ЗУН и мыслительные операций, достаточные для построения нового знания.

Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

Итак, работа выполнена. Подведём итоги по образцу.

Поднимите руки, кто справился с заданием. Молодцы!

Кто не справился с заданиями?

В каких заданиях вы допустили ошибку? Давайте вместе их исправим.

Приветствие учителя.




Обучающиеся по своему желанию выбирает задание определенного уровня сложности и выполняет его.

Систематизируют ранее изученный материал.




Отвечают на поставленный вопрос учителя.

Обучающиеся проверяют по образцу. Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своѐ время и управлять им.

Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Организует погружение в проблему. Ставит проблемный вопрос, анализирует и обобщает высказывания обучающихся.

А сейчас всё внимание на слайд.

На слайде представлены имена великих людей. Как вы думайте, что может объединять их?

Организует активный диалог.

Все эти великие люди внесли большой вклад в изобретение одного предмета. Узнать, что это, вам поможет карточка Приложением 2, которая у вас лежит на парте.

Какое слово было у вас закодировано? (Небольшая историческая справка)

Организует погружение в проблему. Ставит проблемный вопрос, анализирует и обобщает высказывания обучающихся.

А есть ли в природе прототип у компьютера?

Читает стихотворение.

Что общего у компьютера и человека?

Разве  компьютер похож на человека внешне или по устройству?

Чем же схожи  компьютер и человек?

На столах перед вами лежит карточка Приложение 3. Попробуйте сформулировать ваше задание? Что вам нужно здесь сделать?

Организует детей для парной работы.

Знакомятся с проблемной ситуацией, осмысливают полученную информацию.

Высказывают предположения, обсуждают, останавливаются на одном варианте.


Обучающиеся в паре декодирую информацию.

Отвечают на поставленный вопрос учителя.



Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Формулируют задание, пытаются заполнить в парах схему «Аналогия между компьютером и человеком».

Личностные УУД: способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания.

Регулятивные УУД: владение умениями организации собственной учебной деятельности. Познавательные УУД: владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми

  1. Выявление места и причины затруднений.



Кто не справился с заданием?

Что вы не смогли сделать?

В чем возникли затруднения?

Кто справился с заданием?

Докажите, что вы правы.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Те учащиеся которые выполнили задание, пытаются доказать, что они правы.

Личностные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: формулировать высказывание, мнение; умение обосновывать, отстаивать свое мнение; грамотно использовать речевые средства для представления результата.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.


Предлагает сформулировать учебные задачи урока, составить план урок.

Так как мы не знаем, какие устройства входят в состав компьютера и за что они отвечают, давайте сформулируем учебную задачу и тему урока.

Построим план нашей работы.

Ребята, у меня на слайде шаги плана открытия новых знаний.

На экране

  1. Рассмотреть схему устройства компьютера.

  2. Прочитайте текст.

  3. Выполнить задание в конце текста.

  4. Заполните таблицу «Аналогия между компьютером и человеком»

Формулируют учебную задачу и тему урока.






Осмысливают шаги плана открытия новых знаний.






Личностные УУД: процесс смыслообразования через самостоятельную формулировку учебных задач урока, плана работы, процесс самоопределения.

Регулятивные УУД: умение прогнозировать деятельность, вносить коррективы при составлении плана работы.

  1. Реализация проекта выхода из затруднения.


Ребята, для открытия нового знания нам необходимо ответить на ряд вопросов.

Очень часто компьютер сравнивают с человеком. Что же у них общего?

Давайте вспомним какие информационные процессы выполняет человек?

Для того, чтобы узнать какие это устройства и функцию каждого из них я предлагаю поработать со схемой и текстом, а так выполнить задание после текста, работаем с Приложением 4. Работу вы будете выполнять в парах.

Отвечают на вопросы, ориентируясь на знания предыдущих уроков.




Работают в паре с раздаточным материалом.

Ознакомление с новым материалом, осмысливание полученной информации. Выполняют задание в конце текста.

Регулятивные УУД: выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД: формулировать высказывание, мнение.

Предметные:

Уметь: работать с раздаточным материалом; умение выделять главное и фиксировать это в задании.


  1. Первичное закрепление во внешней речи.


Что же представляет собой персональный компьютер?

Какие основные узлы включает в свой состав  компьютер?

Проверка выполненного задания.

Приём «Согласен – Не согласен». Учащимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен, не согласен.


Рассуждают и отвечают на поставленные вопросы учителя.


Выражают свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен, не согласен. Делают выводы о схожести выполнения информационных процессов человека и компьютера.

Коммуникативные УУД: формулировать высказывание, мнение; умение обосновывать, отстаивать свое мнение; грамотно использовать речевые средства для представления результата.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


А теперь вернемся к пробному действию и на основе полученных новых знаний, выполним Задание «Аналогия между человеком и компьютером», Приложение 3.

Проверим по образцу (на слайде показана заполненная таблица)

У кого возникли затруднения при выполнении задания?

В каком месте возникли затруднения?

В чем причина, что у вас возникли затруднения?

Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем не возникало затруднений?


Самостоятельно на основе сделанных выводов заполняют схему «Аналогия между компьютером и человеком».

Проверяют задание по образцу, который представлен на слайде.


Беседа с учителем (ответы на вопросы).

Делают вывод, ответив на вопрос о схожести компьютера и человека.


Предметные УУД:

Знать: устройства вывода, ввода, обработки и хранения информации;

Уметь: проводить аналогию между компьютером и человеком; работать с раздаточным материалом; умение выделять главное и фиксировать это в тетрадь.

Регулятивные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

  1. Включение в систему знаний.


Какой вывод можно сделать о схожести компьютера и человека?

Можно ли поставить знак = между человеком и компьютером?

Между их работой с информацией?

А чем отличается компьютер от человека?

Где вы сможете применить новые знания?

Рассуждают и отвечают на поставленные вопросы учителя.


Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: соотносить приобретенные знания с реальной жизнью.

  1. Рефлексия деятельности на уроке.


Выполнили ли мы поставленную учебную задачу?

Раскрыли ли тему урока?

Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке, заполнив оценочный лист.

Оценочный лист.

Задание различного уровня сложности на тему «Восприятие информации»

3 балла – самостоятельно выполнено задание 3 (повышенный уровень)

2 балла - самостоятельно выполнено задание 2 (средний уровень)

1 балл - самостоятельно выполнено задание 1 (низкий уровень).

Задание на кодирование информации.

1 балл за правильный ответ.

Задание на проверку полученных знаний.


3 балла – выполнено все 3 задания

2 балла – выполнено 2 задания

1 балл - выполнено 1 задание

Исследовательская деятельность, заполнение схемы «Аналогия между компьютером и человеком»

3 балла – самостоятельно заполнено все 5 пропусков

2 балла - самостоятельно заполнено 4 пропуска

1 балл - самостоятельно заполнено 3 пропуска.

Результат:

Если вы набрали за урок

10 баллов – оценка 5;

7-9 баллов – оценка 4;

4-6 балла – оценка 3.

Менее 4 баллов – повтори пройденный материал дома и исправься на следующем уроке.



Анализируют свою учебную деятельность и работу всего класса на уроке. Осуществляют самооценку, степень освоения материала,

соотносят учебную задачу и результаты, степень их соответствия.





































Регулятивные: рефлексия, умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия в соответствии с заданными требованиями, контроль, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению.

Познавательные: умение структурировать знания.

  1. Домашнее задание.


Предлагает учащимся выполнить разноуровневое домашнее задание.

Базовый уровень:

  1. Прочитать учебник на стр. 273-275 тема «Компьютер как средство обработки информации», устно ответы на вопросы в конце темы.

Повышенный уровень:

  1. Прочитать учебник на стр. 273-275 тема «Компьютер как средство обработки информации», устно ответы на вопросы в конце темы.

  2. Разгадать кроссворд.

Высокий уровень:

  1. Прочитать учебник на стр. 273-275 тема «Компьютер как средство обработки информации», устно ответы на вопросы в конце темы.

  2. Разгадать кроссворд.

  3. Продолжить сказку: «Жили были: Клавиатура, Монитор, Память и Процессор. Жили они дружно, пока не возникли у них разногласия, кто из них самый главный?»



Усваивают объяснения учителя, записывают задание в дневник или тетрадь.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!