Класс: 4.
Инклюзивное обучение (в классе обучается учащийся с умственной отсталости легкой степени по адаптированной программе).
-О.А. Куревина, Е.А. Лутцева «Технология " («Прекрасное рядом с тобой»).
-Технология. Ручной труд. 4 класс: учебник для общеобразовательной организации, реализующих, адаптированную программу.
Предмет: Технология.
Моделирование из бумаги.
Конструкции и модели, изготовление модели автомобиля из бумаги.
Место и роль урока в изучаемой теме: Первый урок.
- сформулировать понятия «конструкция», «модель»; «дизайнер», «дизайн».
- смоделировать ситуацию для формирования и закрепления навыков производственного процесса.
- дать возможность научиться пользоваться разверткой заданной конструкции по простейшему чертежу;
- дать возможность самостоятельно проанализировать модель изделия по рисунку, простейшему чертежу и доступным заданным условиям;
-дать возможность учащемуся с особыми образовательными потребностями, включиться в групповую работу, продемонстрировать умение работать по инструкции, включаться в коллективную деятельность.
- называет и осмысливает совместно с учащимися группы понятия «конструкция», «модель»; «дизайнер», «дизайн», может соотнести понятие с иллюстрацией.
- включается в групповую работу.
-осмысливает особенности работы дизайнера.
-изготавливает заданную конструкцию по рисунку с помощью тьютера.
-моделирует, и изготавливает заданную модель, пользуясь ранее приобретёнными навыками вырезание, сгибание, склеивание по образцу с помощью тьютера.
Организую деятельность учащихся с тем (таким образом), чтобы каждый учащийся достиг следующие планируемые результаты:
Предметные знания, предметные действия | УУД |
регулятивные | познавательные | коммуникативные | личностные |
Учащиеся: Формулирует понятия «конструкция», «модель»; «дизайнер», «дизайн», может сформулировать общее представление о нем. Формирует умение работать в группе. Называет особенности работы дизайнера. Изготавливает заданную конструкцию по рисунку. Моделирует, и изготавливает заданную модель, пользуясь ранее приобретёнными навыками. Восстанавливает алгоритм действий работы с бумагой по шаблону. Учащийся с УО легкой степени: Называет и осмысливает совместно с учащимися группы понятия «конструкция», «модель»; «дизайнер», «дизайн», может соотнести понятие с иллюстрацией. Формирует умение работать в группе. Осмысливает особенности работы дизайнера. Изготавливает заданную конструкцию по рисунку с помощью тьютера. Моделирует, и изготавливает заданную модель, пользуясь ранее приобретёнными навыками вырезание, сгибание, склеивание по образцу с помощью тьютера. | Определяет и формулирует цель учебной деятельности. Разрабатывает план учебной деятельности. Разрабатывает критерии учебной деятельности. Понимает (соотносит) причины успеха/неуспеха учебной деятельности в соответствии с критериями. Делает выводы о результатах учебной деятельности в соответствии с поставленной целью. Определяет дальнейшие действия по решению учебной задачи. | Определяет границу между знанием и незнанием. Воспроизводит и применяет изученный материал. Находит и выделяет информацию из печатных источников. Преобразует информацию в виде текстов, схем, таблиц с помощью знаково-символических способов фиксации | Применяет правила групповой работы: распределяет роли и выполняет инструкции, участвует в диалоге, аргументирует собственные высказывания. | Ориентируется на учебную деятельность, на личностно-значимые результаты. |
| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Организационный | Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности | Тренинг | 1.Проверка готовности. 2.На доске схема: «Надо-хочу-могу» Предлагает сделать высказывание, которое начинается с данных слов и настраивает на учебную деятельность 3.Предлагает вспомнить правила работы в группе. | Высказываются: - Надо активно работать, не отвлекаться, работать дружно; Хочу узнать новое, получить хорошую оценку; Могу применять новые знания в жизни, активно работать, хорошо себя вести… Повторяют роли и правила работы в группе. | Мотивация на учебную деятельность, делают высказывания, суждения. | Наблюдение за высказываниями учащихся. |
2 | Актуализация | Воспроизводить и применять изученный материал. | Беседа . Работа в группе. | Организует групповую работу по актуализации знаний. (Карточка 1) Работа по карточкам, задание дублируется на слайде и выводится на доску. Соотнесите понятия -Дизайн -Дизайнер -Модель с иллюстрациями (Слайд №2) | В группе соотносят понятия с иллюстрациями, называют по каким признакам можно соотнести понятие и иллюстрацию, используя ранее полученные знания. (Учащийся с УО работает с учениками в группе выполняя групповое задание) | Различают и соотносят изученные понятия с иллюстрациями, аргументируют свои ответы. | Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся. |
3 | Проблематизация | Определять границу между знанием и незнанием. | Дискуссия. Работа в группе. | Организуется проблемную ситуацию через Вопросы: -Что означает это понятие «Конструкция»? -Как нам сравнить ваши предположения? - Где можно найти информацию об этом понятии? Задание: В группах воспользуйтесь одним из названных способов для поиска понятия Вопрос: -Определение темы урока? -О какой теме мы будем говорить на уроке? Сравниваем (Слайд №3) | Отвечают на вопросы учителя: -Высказывают свои предположения. Отвечают: - Информацию о понятии можно найти в учебнике, спросить у учителя, спросить у наших гостей, посмотреть в интернете, воспользоваться словарем. -В группе выбирают способ для поиска понятия «Конструкция», сравнивают его со своим предположением. (Учащийся с УО включается в деятельность совместно с другими учениками) -Докладчики от групп озвучивают выводы, полученные в группах. -О конструкциях | Определяют границу между знанием и незнанием. | Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся. |
4 | Целеполагание | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Планировать учебную деятельность в соответствии с поставленной целью. | Генерация идей | Вопросы: -Какие конструкции мы используем в повседневной жизни? (Слайд№4) -Какая конструкция помогает нам в передвижении? (Слайд№5) - А хотите сделать свой автомобиль? -Какую цель поставим на урок? -Что мы будем изготавливать модель или конструкцию? (Слайд№6) | Предлагают разные варианты постановки цели и последовательности действий по ее достижению: -Изготовить модель автомобиля. - Изготавливать будем модель, так как это кусочек конструкции. (Учащийся с УО включается в деятельность совместно с другими учениками) | Определяют и формулируют цель учебной деятельности. Разрабатывают план учебной деятельности. | Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся, фиксация результатов высказываний учащимхся |
5 | «Открытие» нового знания. | Разрабатывать и понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности по критериям. Участвовать в групповой работе: распределять роли, вести диалог, аргументировать высказывания. | Групповая работа. Практическая работа. | Вопросы: -Вы готовы уже изготавливать модель автомобиля? -С чего начнете? Задание: -(Карточка 2) В конвертах разрезанный алгоритм выполнения творческого задания. - Сравнивают результат с слайдом (Слайд №7) (Карточка 3) - Приступайте к изготовлению модели автомобиля по алгоритму.(включается спокойная музыка) | Ответы на вопросы: -Да -Предполагают новые задания. -В группах составляют алгоритм этапов работы творческой работы. (Учащийся с УО включается в деятельность совместно с тьютером) Изготавливают модель автомобиля по алгоритму. (вырезают, сгибают, склеивают) | Совместно восстанавливают алгоритм действий и выполняют задание в соответствии с ним. | Восстанавливают алгоритм к выполнению творческого задания |
6 | Применение знаний и умений в новой ситуации | Использовать в исследовательской деятельности специальные приборы. Преобразовывать информацию в знаково-символические символы, таблицы. | Практическая работа | Вопросы: Посмотрите на свои модели, какие ключевые понятия мы еще не использовали? Дизайнер Модель Дизайн Конструкция (Слайд №8) - Дизайн и Дизайнер, как их можно объединить? -А как их можно использовать? -А как это сделать в группе, чтобы работа каждой группы стала дизайнерской? Каждая группа демонстрируют свои дизайнерские работы моделей автомобилей. | Отвечают на поставленный вопрос: -Дизайн и дизайнер. -Создать, что-то новое. -Договориться, чтобы в каждой модели, было что-то общее. Например, общий цвет. (Учащийся с УО включается в деятельность совместно с тьютером) Группа выбирает, ответственного за выступление. Участники групп рассматривают получившиеся модели, слушают выступления других групп. | Организуют совместную и слаженную работу всех участников группы. Выбирают общий критерий к выполнению задания. | Наблюдение действиями учащихся. |
7 | Рефлексия (подведение итогов урока) | Делать выводы о результатах учебной деятельности. Прогнозировать дальнейшие действия по решению учебной задачи. | Беседа | Организует сравнение достигнутых результатов с поставленной целью урока: - «Изготовить модель автомобиля». -Получилось у нас создать групповые дизайнерские модели автомобилей? - Оцените свою модель по выбранным критериям, с помощью карточек.(Карточка 4) -Получилось достигнуть цели нашего урока? Изготовить модель автомобиля? | Проговаривают критерии, которые можно оценить в создании модели, оценивают себя с помощью карточек. (Учащийся с УО включается в деятельность совместно с тьютером) | Делают выводы о результатах учебной деятельности в соответствии с поставленной целью. | Наблюдение за высказываниями и позицией учащихся. |