Учитель формулирует задания, организует работу уч-ся Разъясняет действия. Назовите жанр произведений, над предложениями из которых мы будем сегодня работать: Краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. (БАСНЯ) Самый известный русский баснописец. (КРЫЛОВ) 2.Слайд. «Стрекоза и муравей». Не оставь меня, кум милый!... Кумушка, мне странно это… Назовите басню. Сколько персонажей принимает участие в беседе? Назовите их. Как называют друг друга герои басни? Какой частью речи выражены эти слова? В каком падеже? Как называются эти слова? 3. Слайд. Выводы. Слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью, называется обращением. Обращение всегда имеет форму именительного падежа и может быть выражено собственным или нарицательным существительным. 4.Слайд. «Ворона и Лисица». Голубушка, как хороша!... Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица? Прочитайте предложения выразительно. Из какой они басни? С какой интонацией произносится обращение? 5. Слайд. Выводы. На слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза. Это называется звательной интонацией. В древнерусском языке существовал звательный падеж существительных, выступающих в качестве обращений. 6. Слайд.«Зеркало и Обезьяна». Смотри-ка, кум милый мой, что это там за рожа? Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Выразительно прочитайте. Назовите басню. Чем отличаются друг от друга обращения в данных предложениях? 7.Слайд. Выводы. Обращение может состоять из одного слова, т.е. быть нераспространенным. Если обращение состоит из нескольких слов, то оно является распространенным. 8. Слайд. «Любопытный». Приятель дорогой, здорово! Где ты был? В кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил. Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил! Выразительно прочитайте. Назовите басню. Понаблюдайте: какое место в предложении может занимать обращение? Как выделяется обращение на письме? 9. Слайд. Выводы. В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми. 10. Слайд.«Волк и Ягненок», «Квартет». Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом? Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты с басом, Мишенька, садись против альта… А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. Выразительно прочитайте. Назовите басни. Как с помощью обращений адресанты выражают свое отношение к адресатам? Какие чувства можно выразить при помощи обращений? 11. Слайд. Выводы. Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается (адресант), и тот, к кому обращаются (адресат). Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение. 12. Слайд «Кукушка и Петух». Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно… Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха! Выразительно прочитайте. Назовите басню. Назовите обращения и объясните знаки препинания. С какой интонацией произносится обращение в последнем предложении? Как это повлияло на пунктуацию? 13 Слайд. Выводы. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы. 14 Слайд «Кукушка и Петух». Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно… Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха! Понаблюдайте: являются ли обращения членами предложения? А местоимения ТЫ, ВЫ? Выделяются ли местоимения запятыми 15 слайд. Выводы. Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Стр.122-124. Прием «наушники» Учитель организует работу с текстом правила в технологии изучающего чтения. Организует парную работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения Поднимите руку у кого прибавились +, кто остался на том же уровне? ИТОГ ПО ТЕОРИИ. Выступление по карточкам. - |