1.Пасечник В.В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника “Введение в общую биологию и экологию”: пособие для учителя. – М.: Дрофа.
3.Большой справочник по биологии. – М.: изд-во “Астрель”, 2000.
5.Федорос Е.И., Нечаева Г.А.Экология.Практикум, 10-11 класс Вертикаль. Дрофа.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Необходимые учебные материалы | В том числе электронные |
Название | Цели | Результат | Длит |
1. Мотивационно – ориентировочный | Вызвать интерес учащихся к изучаемой теме. | Позитивный настрой на учебную деятельность. | 1 мин. | Мотивация учащихся на учебно – познавательную деятельность. | Запись темы в тетрадь. | Учебник, тетрадь | |
2. Актуализация опорных знаний (организуются через групповую организационную форму) Слайд № 4, 5 Вывод: Для обозначения вида используется бинарная номенклатура. Согласно которой сначала указывают род, к которому относится вид, а затем видовое название. - Рефлексия по данному этапу урока. | Формирование целостного представления об основной категории биологической классификации- вид. | Формирование цели урока. Определение уровня усвоения основных понятий. | 8 мин. | - Сообщение темы урока. - Организация деятельности по актуализации опорных знаний. - Демонстрация слайдов презентации. - Коррекция знаний уч-ся, индивидуальная помощь уч-ся. Задание 1. 1. Что является основной систематической единицей в биологии. 2. Какие виды растений, животных вы знаете? 3. Почему в обозначении видов используют двойные названия? Задание 2.Презентация № 1. Слайд № 1. 1. Название этого вида животного. Медведь бурый. Какое из этих двух слов относится к родовому названию, какое к видовому. 2. Назовите другой вид животного из этого же рода. Слайд № 2. Сравните 2 вида одного рода. Покажите черты сходства и отличия. Задание 3.Слайд №3. В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов, родов | - Заслушивают тему урока. - Отвечают на поставленные вопросы, которые предлагаются учителем для актуализации опорных знаний. Дают ответы на поставленные вопросы. | Тетрадь, словарь, справочные материалы. Демонстрация картин «Медведь бурый», «Медведь белый». Еж обыкновенный Лисица обыкновенная Медведь гималайский; Хомячок джунгарский; Заяц – беляк; Медведь бурый; Хомячок сибирский; Заяц – русак; Еж ушастый; Лисица обыкновенная (Ответ: особей 10, родов 5, видов 9) | Проектор, экран, слайды презентации |
3. Изучение нового материала по теме: «Вид. История развития взглядов на вид в биологии» (групповая работа с уч-ся) Слайд № 6. | Формирование понятий: вид, ареал, популяция, генофонд. | Научить уч-ся сравнивать понятия. | 8 мин. | - Сообщение учителя (основной материал по теме» - Организация уч-ся на работу с учебником (по знакомству с понятиями, их сравнение, сопоставление) Слайды № 7,8, 9,10,11 | - Слушают рассказ учителя, - индивидуаль-но работают с учебником (сравнивают понятие вид с тем, что дается в учебнике п. 4.1 стр. 134) | Учебник, учебные принадлежности. | Проектор, экран, слайды презентации |
4. Изучение нового материала по теме: «Критерии вида» (индивидуальная работа уч-ся, работа в парах сменного состава по методике взаимопередачи тем) | Формирование понятий «критерии вида». Изучение критериев вида. | Умение сравнивать, различать критерии вида. | 8 мин. | Консультирование и помощь уч-ся. Проверка заполнения таблицы, которые появляются у уч-ся в ходе изучения темы «Критерии вида». Изучение критериев по слайдам презентации №2. Слайды с №1-18 | - Дети работают индивидуально по своим темам: «Критерии вида» - В парах сменного состава по алгоритму методики взаимопередачи тем. Изучая критерии вида по ходу работы в парах сменного состава заполняют таблицу по теме: «Критерии вида». - Проверка заполненной таблицы. | Учебник, учебные принадлежности, карточки (6 вариантов) для работы по методике взаимопередачи тем. Таблица | Проектор, экран, слайды презентации |
5. Рефлексия этапа урока «Изучение нового материала» | Учитель выясняет с каким качеством уч-ся освоили новый материал. | Выявление уровня усвоения знаний. | 2 мин. | Учитель организует рефлексию в малых группах, затем выслушивает по одному представителю от малых групп. | Рефлексируют свою деятельность в малых группах, затем заслушивают выступления уч-ся от всех групп. | | |
6. Закрепление новой темы (через индивидуальное выполнение лабораторной работы) | Оценка уровня сформированности знаний и умений учащихся по теме. | Оценить уровень сформированности знаний и умений по теме. | 5 мин. | Учитель организует индивидуальное выполнение лабораторной работы. | Дети работают индивидуально по инструктивным карточкам, самостоятельно выполняя лабораторную работу. | Комнатные растения, гербарные материалы растений разных видов. | |
7. Рефлексия данного этапа урока. | Учитель выясняет с каким качеством уч-ся освоили новый материал. | Выявление уровня усвоения знаний. | 1 мин. | Учитель организует знаковую рефлексию. | Дети с помощью знаков рефлексируют свою деятельность. | | Использование «Тренажёра» |
8. Подведение итогов урока, комментирование домашнего задания, проведение итоговой рефлексии. | Подвести итог урока, дать домашнее задание, прокомментировать ее, провести итоговую рефлексию. | Выяснение проблем и трудностей уч-ся по изученному материалу. Выяснение вопросов по предложенному домашнему заданию. | 4 мин. | Учитель организует подведение итогов урока, комментирование домашнего задания, проведение итоговой рефлексии. | - дети принимают участие в подведении итогов урока; - записывают домашнее задание; - письменно отвечают на вопросы итоговой рефлексии, - индивидуально отвечают на вопросы рефлексии. | Учебник, дневники уч-ся, учебные принадлежности; Вопросы для письменной рефлексии; | Проектор, экран, слайды презентации |