СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Влияние солнца на смену времён года. Сутки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Влияние солнца на смену времён года. Сутки»»

Тема. «Влияние солнца на смену времён года. Сутки»

Цели:

Расширение и уточнение представления детей о временах года, объяснение причины смены времён года.

Развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза, наблюдательности.

Воспитание культуры речи сотрудничества, взаимоуважения, интереса к окружающему миру.

Оборудование: глобус, фонарь, жетоны, ИКТ.

Организация внимания учащихся.

Актуализация раннее изученного.

Прослушайте мои утверждения, если согласны - поднимите зелёный жетончик, если нет - поднимите красный.

Солнце – это единственная звезда Солнечной системы.
Все планеты вращаются вокруг своей оси и вокруг Солнца.
В Солнечной системе 12 планет.
Луна – спутник Земли

Земля притягивает к себе все предметы

Причина смены дня и ночи – вращение Солнца вокруг Земли.

В сутках 24 часа.

- Молодцы!


Изучение нового материала.

Загадка.

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(Времена года)

Верно, ребята. А сколько их? Назовите, какие времена года вы знаете?

2. Сейчас я загадаю вам следующую загадку, а вы отгадайте о каком времени года идет речь.

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки – над миром пушинки. (Зима)

Стихотворение о зиме (рассказывает ученик)

А сейчас посмотрите на экран и скажите, какая бывает зима?

Презентация.

Слайды

2 “Снежная, хмурая….”

3 “Солнечная, поднимает настроение….”

4 “Иней”

Ребята, скажите, а чем вы любите заниматься зимой, какие у вас увлечения?

Слайды

5 “Катание с горки”

6 “Лыжные соревнования”

7 “Коньки, хоккей”

8 “снеговик”

3. А сейчас послушайте стихотворение

Стихотворение о весне (рассказывает ученица)

Давайте поговорим о том, как меняется природа с приходом весны. Что происходит?

Слайды

10-11 “Сосульки”

12 “Почки, листочки”

13 “Подснежник”

(Снег тает, сосульки появляются, потому, что солнце ярче светит, день становится длинней, воздух лучше прогревается, слышна капель, набухают почки, люди одеваются в легкие одежды, слышны голоса птиц, прилетают птицы с юга…)

А теперь попробуйте отгадать о какой птице идет речь:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач, слайд 14)

Грачи самые первые прилетают к нам с юга и начинают расхаживать по полям, собирать червячков и личинок которые могут уничтожить будущий урожай.

А о какой птице эта загадка?

Я по дереву стучу, червячка достать хочу.
Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (Дятел, слайд 15)

Что вы о нем знаете?

4. Все просыпается весной, вся природа. 

А на смену весне приходит лето. Это самое любимое время года для всей детворы.

Стихотворение о лете.

А какое оно лето вы сейчас увидите и услышите .Давайте споем песенку.

Песенка о лете

Слайды

16 “Зелень”,

17“Опушка”,

18 “Бабочка”,

19 “Еж”,

20 “Дождь”

А чем вы любите заниматься летом?

5. А какое время года наступает после лета? (Осень, слайд 21)

Стихотворение об осени.(рассказывает ученица)

Чем же знаменита осень? (Природа окрашивается в желтые и красные цвета, в лесу появляются грибы, все животные и птицы делают запасы на зиму, а так же ваши мамы и бабушки делают различные заготовки, птицы улетают на юг, листья начинают опадать, день становится короче, становится прохладнее…)

5.Физкультминутка

Сегодня на уроке мы поговорим о временах года и постараемся ответить на вопрос: Почему происходит смена времён года? (Вопрос на доске)

Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас? (Дети выдвигают разные гипотезы, в том числе и то, что смена времён года происходит из-за движения Земли вокруг Солнца)

В ходе урока мы проверим так ли это и есть ли другие причины смены времён года. Для этого внимательно пронаблюдаем за годовым движением Земли вокруг Солнца.

Проведение опыта.

- Ребята, а сейчас давайте с вами выступим в роли ученых и проведем опыт. Узнаем, отчего же происходит смена времен года.

- Мне нужен помощник. Аня будет солнышко (ученица держит фонарик), а свет от фонарика его лучами.

1. Прямое направление света фонарика на глобус.

- Что напоминает след фонарика? (Пятно)

- Какое оно по форме? (Круглое)

- А как оно освещено? (Ярко)

2. Наклонное направление света фонарика на глобус.

- Аня, а теперь наклони фонарик.

- Какой формы стало пятно? (Овальное)

- Как оно стало освещено? (Тускло, слабо)


- А как вы думаете, в каком случае на Земле будет теплее? (В первом случае, когда фонарик был направлен прямо). А в каком случае холоднее? (Во втором случае, когда фонарик светил с наклоном).

Если дети будут затрудняться, можно пригласить ученика и показать опыт на его ладошке.

- Правильно! Прямые лучи – значит, ТЕПЛО!

- Лучи под наклоном – ХОЛОДНО!

- Откроем учебники на с. 56-57. Расскажите, глядя на картинки, как меняется жизнь рябины в течение года? Почему ягоды рябины созревают летом, а не зимой?

Вывод: жизнь природы изменяется по сезонам, потому что летом тепло, а зимой холодно.

- Какие времена года изобразил художник? Когда лучи солнца падают более прямо, отвесно? Когда Земля получает больше лучей: зимой или летом?

Вывод: летом солнце поднимается высоко. Лучи падают более прямо, отвесно, и нагревают поверхность земли сильнее.

- Прочитаем текст на странице 58. Рассмотрите слайд на доске.


Земля движется по кругу справа налево (против часовой стрелки), но ось всегда нацелена в одну сторону на Полярную звезду.

Вы видите позицию, которую занимает наша Земля на своей орбите в июне.

- Какое полушарие, по вашему мнению, получает больше солнечного света и тепла? (северное)

Земля продолжает своё движение.

- Какое полушарие теперь обращено к Солнцу? ( южное, там весна)

- Как вы думаете, какое время года теперь в Северном полушарии? Почему? (осень, солнечные лучи падаю косо)

Вывод: когда наше Северное полушарие повернуто к Солнцу, мы видим, что оно поднимается над горизонтом выше и светит дольше.

Теперь, мои маленькие исследователи, соединим все события вместе.

Земная ось направлена на Полярную звезду

Земля движется вокруг Солнца

Пока наше полушарие повернуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые - ЛЕТО

Пока наше полушарие повернуто от Солнца, дни у нас короткие, лучи косые – ЗИМА

( изображение на слайде)

- Какова причина смены времен года? ( наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца)

- А за какой промежуток времени земля делает оборот вокруг солнца?
(За 365 дней, год).

- Какие вы молодцы! Мы сделали великое открытие.

Закрепление

Работа в тетради на с 18,

задание 1 ( по вариантам – 1в зимние месяцы, 2в. Летние месяцы)

задание 2, задание 4.

 Итог урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Что понравилось больше всего?

- От чего происходит смена времен года?

Дополни ответ учителя:

-Вращение земли вокруг солнца – это смена…
- Вращение земли вокруг своей оси – это смена…


Дз. Задание 4 с. 59 ( составить рассказ)





















Слова и текст песни

Вот оно какое, наше лето,

Лето яркой зеленью одето,

Лето жарким солнышком согрето,

Дышит лето ветерком.

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля

На зелёной солнечной опушке

Прыгают зелёные лягушки,

И танцуют бабочки-подружки,

Расцветает всё кругом.

Мы в дороге с песенкой о лете,

Самой лучшей песенкой на свете,

Мы в лесу ежа, быть может, встретим,

Хорошо, что дождь прошёл.

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля-ля

Мы покрыты бронзовым загаром,

Ягоды в лесу горят пожаром,

Лето, лето жаркое недаром,

Лето это хорошо.

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля

Ля-ля-ля ля-ля-ля

Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля




Круглый год 

Зима приходит ненароком,
По всем статьям беря свое.
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, – нет ее!

И вдруг, однажды, спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь "скатерть-самобранку" –
Везде, вокруг, белым-бело...

Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.

Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе березы...
Пришла Весна. Зиме конец!

А за Весной приходит
 Лето,
За Летом
 Осень в свой черед,
И вновь Зима. И снова где-то
Весна торопится в поход.
(С. Михалков)

 












Осень на дворе

Уж лето осыпается,

Уж осень на дворе.

Уж стаи птиц скликаются

За лесом на заре.

Наплакалась, намучалась

Осенняя пора.

И плакаться соскучилась,

Уходит со двора.

Настали дни холодные,

Повсюду снег и лед.

Пути застыли водные,

И лишь метель поет.

Сугробы треплет белые,

Как кровлей шелестит.

За сучья онемелые

Зацепится, свистит.

Кричит, как ведьма шалая,

И стонет тишина.

Моя избушка малая

В лесу одна, одна.

К. Бальмонт


Лето

По тропиночке идет

Золотое лето.

Переходит речку вброд,

Птицей свищет где-то.

Ходит-бродит по росе,

По цветному лугу,

Носит радугу в косе,

Заплетенной туго.

Автор: Н. Зидоров

















Слова Доктора


В течение года погода постоянно меняется в зависимости от сезонов. Изменяется температурные условия, влажность, солнечное воздействие, температура. Человеческий организм приспосабливается, подстраиваясь под изменяющиеся условия. Если человек здоров, он может это сделать своевременно и неощутимо для организма. Поэтому изменения погоды практически не влияет на самочувствие здорового человека. Защитная реакция у больных людей значительно слабее. Их организмы не способны быстро приспосабливаться к резким погодным изменениям. Поэтому климатические условия и особенно их резкие перепады негативно влияют на них. Для снижения риска обострения болезни нужно больше заниматься спортом.Сейчас мы с вами проведем физкультминутку.



Мы - веселые мартышки, 
Мы играем громко слишком. 
Все ногами топаем, 
Все руками хлопаем, 
Надуваем щечки, 
Скачем на носочках. 
Дружно прыгнем к потолку, 
Пальчик поднесем к виску 
И друг другу даже 
Язычки покажем! 
Шире рот откроем , 
Гримасы все состроим. 
Как скажу я слово три, 
Все с гримасами замри. 
Раз, два, три! 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!