Организует фронтальную работу, предлагает вспомнить, что означают понятия «текст», «тема текста», «главная мысль текста». Предлагает прочитать тему урока, нацеливает на определение цели урока с помощью опорного слова. Тема: учимся писать изложение текста по вопросам. Цель: учиться писать изложение текста по вопросам Предлагает уточнить значение слова «изложение». | В классе обсуждают и уточняют значение понятий. ТЕКСТ - это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить. ТЕМА – это то, о чём (или о ком) говорится в тексте. О ком или о чём этот текст? ГЛАВНАЯ (ОСНОВНАЯ) МЫСЛЬ - это то главное, что хотел сказать автор, к чему привлечь внимание, что доказать. Для чего написан текст? Читают тему урока, записанную на доске, формулируют вместе с учителем цель – учиться писать изложение текста по вопросам. Дают определение понятию «изложение - письменное упражнение, пересказ прочитанного или услышанного текста». |
Предлагает рассмотреть картинку, на которой изображена оляпка и предположить, о ком или о чем будет идти речь в тексте. Создает условия для подготовки к слушанию текста и проверки прогнозов. Читает текст. Оляпка. Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лёд. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира. Задаёт вопросы по прослушанному тексту. - О ком говорится в тексте? - Скажите, ребята, в какое время года происходит событие? - Почему вы так решили? - Где? -Что сделала оляпка? - Зачем? - Почему оляпке не холодно зимой? Предлагает прочитать текст самостоятельно, затем вслух в классе. По окончании выясняет, все слова были понятны. Организует работу с текстом в парах, предлагает перечитать и определить тему и главную мысль текста. Предлагает выбрать из списка. Организует самостоятельную деятельность обучающихся по нахождению важных по смыслу слов в каждом предложении. Предлагает ответить на вопросы по тексту, использую важные по смыслу слова. Какая была погода? | | Что делала птичка на льду реки? | | - Куда прыгнула птичка? | | - Что делала в проруби? | | - Что случилось через минуту? | | - Как звали птичку? | | - Почему ей не холодно? | | Предлагает устно пересказать текст по вопросам и опорным словам, затем оценить по критериям. Предложения в тексте связаны по смыслу. Текст соответствует теме. В тексте раскрыта главная мысль. Предлагает составить пересказ текста по вопросам самостоятельно, оценить по критериям, затем записать. | Прогнозируют содержание. Слушают чтение учителя. По окончании делают вывод о том, был ли верным прогноз. Отвечают на вопросы по содержанию текста. - О ком говорится в тексте? Об оляпке. - Скажите, ребята, в какое время года происходит событие? Зимой. - Почему вы так решили? Был сильный мороз. - Где? У речки. -Что сделала оляпка? Нырнула в прорубь. - Зачем? Искать пищу. - Почему оляпке не холодно зимой? Её перья покрыты тонким слоем жира. Читают текст «про себя», затем несколько учащихся по очереди вслух. Перечитывают текст, обсуждают в парах и представляют результат в классе. Тема текста – оляпка. Читают список, подбирают предложение, отражающее главную мысль Главная мысль- 1. Оляпка – птичка особенная. 2. Шустрая оляпка. 3. Оляпка нырнула в прорубь. Читают текст, в каждом предложении подчёркивают важное по смыслу слово или важные по смыслу слова. По окончании в классе обсуждают правильность выполнения задания. Оляпка. Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лёд. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира. Учащиеся дописывают в таблицу ответы на вопросы с опорой на текст. Какая была погода? | Был мороз. | Что делала птичка на льду реки? | Весело пела . | - Куда прыгнула птичка? | В прорубь. | - Что делала в проруби? | Искала пищу. | - Что случилось через минуту? | Выскочила на лёд. | - Как звали птичку? | Оляпка. | - Почему ей не холодно? | Её перья покрыты слоем жира. | Читают вопрос, составляют предложения. Выслушивают одноклассников, оценивают по критериям. При необходимости вносят изменения. Составляют пересказ текста по вопросам, проводят самооценку по критериям. Записывают текст. |